СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9.1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для РМО. Методическая разработка. Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9.1»

Готовимся к ОГЭ по русскому языку Демоверсия 2020 года Сочинение 9.1.   Постникова Елена Анатольевна,  учитель русского языка и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлоград    20119 – 2020 учебный год

Готовимся к ОГЭ

по русскому языку

Демоверсия 2020 года

Сочинение 9.1.

Постникова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУЛ № 3 г. Светлоград

20119 – 2020 учебный год

Задание 9.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».  Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.  Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.   Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.   Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 9.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,

чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

Инструкция прилагается

Инструкция прилагается

 Что требуется от ученика? Истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; Найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; Аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста; Логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Что требуется от ученика?

  • Истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
  • Найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
  • Аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
  • Логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
 Алгоритм работы с текстом Внимательно читаем высказывание Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте Находим в тексте  Аргумент 1: определяем его роль  Аргумент  2 : определяем его роль

Алгоритм работы с текстом

  • Внимательно читаем высказывание
  • Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой
  • Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте
  • Находим в тексте

Аргумент 1: определяем его роль

Аргумент 2 : определяем его роль

Композиция  сочинения Вступление  Рассуждение о смысле высказывания Первый аргумент Его роль в тексте  Второй аргумент Его роль в тексте Вывод

Композиция сочинения

Вступление

Рассуждение о смысле высказывания

Первый аргумент

Его роль в тексте

Второй аргумент

Его роль в тексте

Вывод

Речевые клише Автора цитаты  мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.      Его  деятельность  также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного  высказывание,   можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка  высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише

  • Автора цитаты  мы можем назвать по-разному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.     
  • Его  деятельность  также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает.
  • Кроме существительного  высказывание,   можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
  • Оценка  высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
Речевые клише: ВСТУПЛЕНИЕ Автор пишет о... В высказывании ... говорится о … Действительно, ... Как отмечает ... , … Бесспорно, мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста. Автор пишет о... В высказывании ... говорится о … Действительно, ... Как отмечает ... , … Бесспорно, мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише: ВСТУПЛЕНИЕ

  • Автор пишет о... В высказывании ... говорится о … Действительно, ... Как отмечает ... , … Бесспорно, мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
  • Автор пишет о...
  • В высказывании ... говорится о …
  • Действительно, ...
  • Как отмечает ... , …
  • Бесспорно, мнение автора о том, что...
  • Я полностью согласен с ...
  • Не могу не согласиться с ...
  • Я поддерживаю мнение...
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.
Речевые клише: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
  • Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…
Речевые клише: ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Речевые клише: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Таким образом, итак, в заключение, как видим…
  • Итак, можно увидеть, что…
  • Нам удалось доказать, что...
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
Правило шести шагов Внимательно читаю высказывание Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой ШАГ 1 ШАГ 2 Перечитываю текст  ШАГ 3 Пишу вступление ШАГ 4 Пишу основную часть ШАГ 5 Пишу  заключение ШАГ 6

Правило шести шагов

Внимательно читаю высказывание

Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой

ШАГ 1

ШАГ 2

Перечитываю текст

ШАГ 3

Пишу вступление

ШАГ 4

Пишу основную часть

ШАГ 5

Пишу заключение

ШАГ 6

 Задание 9.1  Критерии  оценивания № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) С1К1 С1К2 Баллы Наличие обоснованного ответа Наличие примеров аргументов 2 С1К3 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения С1К4 Композиционная стройность работы 2 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 2 9

Задание 9.1 Критерии оценивания

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1)

С1К1

С1К2

Баллы

Наличие обоснованного ответа

Наличие примеров аргументов

2

С1К3

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

С1К4

Композиционная стройность работы

2

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4

2

9

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ : Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе. 2019. № 12

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ :

Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему// Русский язык в школе. 2019. № 12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!