«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Вхожу в шапке-колпаке скомороха. В руках – цветы.
- Добрый день уважаемые коллеги и жюри конкурса «Воспитатель года-2018»!
- Я приветствую всех Вас!( через одного дарю цветы).
- А, впрочем, это не для Вас (забираю цветы и ставлю в вазу).
- А это сегодня не для меня (снимаю колпак).
- Удивлены? Уважаемые коллеги в зале, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность. Опускайте.
- Уважаемая экспертная группа, кто испытал чувство радости – поднимите руку.
- Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?
- А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста. Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им.
- Я думаю, вы все уже поняли: я представляю на ваш суд мастер – класс «Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников»
Эмоциональный интеллект — способность понимать свои чувства, умение распознавать и понимать эмоции других для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Актуальность.
Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи :Л. С. Выготский, С. А. Рубинштейн, Т. А. Маркова, Я. З. Неверович, и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому я считаю необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональный интеллект младшего дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
- формируется эмоциональное предвосхищение; формируются нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства;
- чувства становятся разумными, осознанными.
Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы.
Так, например:
- дидактическая игра (такие игры помогают ребёнку называть и различать эмоции свои и других людей);
- сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
- театрализованная деятельность (это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь);
- трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
- произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
- художественная творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного).
А сейчас я хочу продемонстрировать некоторые из них, которые использую в своей работе.
Произведения художественной литературы.
Работая над анализом текста, более глубоко надо изучать чувства персонажей, чтобы научить детей различать и называть эмоции. Со своими детьми мы прорабатываем 2 положительные эмоции: радость, удивление и 2 отрицательных: грусть, злость (показываю смайлики). Так, например, в анализ сказки К. Чуковского «Федорино горе» необходимо включать такие вопросы (показываю).
1.Почему от Федоры убежала посуда?
2.Кого обидела бабушка Федора?
3.Почему Федора стала возвращать посуду?
4. Кто завёлся в кадушке?
5.Что стала делать посуда, когда вернулась к Федоре?
6.Чем угощал самовар Федору?
7.Почему загрустила Федора?
8.Какое настроение стало у Федоры?
9.Почему вы решили, что Федора плачет?
10. Какое настроение было у Федоры, когда она говорила: «Вот я ей задам?».
Задание группе помощников: выберите вопросы, которые
1. Способствуют развитию умения различать эмоции,
2. Учат определять чувства, которые испытывал герой.
3.Покажите пиктограмму, которая показывает настроение Федоры, когда она говорила: «Вот я ей задам!». Изобразите это настроение.
Этот способ учит детей умению распознавать эмоциональное состояние героев, называть и изображать эмоцию, находить соответствующую пиктограмму (радость, грусть, удивление, злость).
Учите детей проговаривать эмоции!
Следующий способ - Театрализованная деятельность.
В своей работе я использую игры-стихи, где дети учатся обыгрывать литературный текст, искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
Задание группе помощников: я буду читать стихотворение, а вы имитируйте движения по тексту. Стихотворение называется «Дружный круг».
Дружный круг.
Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Прогуляемся, пройдемся,
Как лисички…(мышки, солдаты, зайцы, старушки )
Третий способ, какой бы я хотела Вам показать - это игры и упражнения на развитие эмоционального интеллекта.
Задание группе помощников: подготовиться и продемонстрировать одно из упражнений – пантомима (раздаю задания):
Покажи, что ты чувствуешь, когда:
-Тебе подарили новую игрушку?
- Когда долго ждешь маму.
-Ты неожиданно в траве увидел ежика.
- У тебя отняли любимую игрушку.
- Когда ты увидел салют.
- Я очень рада, что Вы поняли, какие эмоции необходимо продемонстрировать.
Ну и последний способ - художественное творчество.
В процессе художественной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.
Для развития изобразительных способностей детей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Их яркость, выразительность образов вызывают эстетическое переживание, помогают детям находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации. У детей возникает эмоциональный отклик, радость, развиваются такие эстетические чувства, как чувство цвета, чувство ритма, чувство симметрии.
А сейчас я Вас приглашаю в творческую мастерскую. И предлагаю порисовать. А рисовать мы будем необычным способом. При помощи манной крупы.
Я очень надеюсь что вы получили от своего творчества радостные эмоции.
На этом я хочу закончить свой масстр-класс.
- Спасибо Вам за участие и за внимание!
Здоровья и профессионального успеха Вам, уважаемые коллеги, и члены жури!