СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка. Давайте учиться играть вместе с детьми»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка. Давайте учиться играть вместе с детьми»

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка. Давайте учиться играть вместе с детьми»»

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка. Давайте учиться играть вместе с детьми»

Цели: обучение педагогов игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Задачи:

  • Формировать знания о коммуникативных навыках и коммуникативных способностях.

  • Формировать знания о детской игре, о классификации детских игр.

  • Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия, принятия единого командного решения и согласования его с членами команды, принятия ответственности за результат команды.


Вступление.

На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия очень актуальна. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.

В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей.

Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

Слайд 2. Сегодня перед нами педагогами стоит важная задача, прописанная во ФГОСах:

  • создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

  • развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

  • развивать умение детей работать в группе сверстников

Слайд 3. Я использую следующие коммуникативные игры с детьми, которые разделены на несколько блоков.

Игры, направленные на сближение детей друг с другом. Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как «Давайте познакомимся», «Солнечные зайчики», «Паровозик», «Раздувайся пузырь», и др. способствуют снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Слайд 4

Игры для развития эмоций – с помощью которых дети знакомятся с «азбукой эмоций», формируются умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением. Можно проводить такие упражнения, как «Узнай эмоцию» (дети должны угадать показанную эмоцию), «Зеркало», «Крошка енот» (Енот изображает различные чувства, а дети с помощью мимики и жестов изображают), «Азбука настроения», «Волшебные мешочки» (в один мешочек дети складывают отрицательные эмоции: обида, гнев, злость, а в другой положительные: радость, доброту веселье и др.).

Слайд 5.

Игры, направленные на формирование навыков восприятия в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них. Проведение игр и упражнений «Где твой домик», «Раздувайся пузыри»», «Поможем близкому», «Паровозик», «Сломанный телефон» способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения.

Слайд 6.

Игры, направленные на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков. Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Ласковое имя», «Коробка добрых поступков» (положить в коробку кубик за хороший поступок), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Ладонь в ладонь» (преодолевание боязни тактильного контакта) – темы разнообразны: «Назови себя», «Добрые эльфы», «Я могу……», что развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Минутки дружбы или эмоциональные минутки помогут создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также, как элементы начала любой совместной деятельности.

С помощью этих игр, которые разделены на блоки помогают детям развивать воображение, мимику и жестикуляцию, также активизируется внимание; проявляются навыки правил проведения в группе или друг с другом и повышается самооценка.

Практическая часть

И сегодня я вам предлагаю продолжить развивать свои коммуникативные навыки через игру.

Упражнение: Картонные башни (предложено К.Фопелем).

Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду.

Есть два варианта игры:

Невербальный. В этом случае играющие не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет играющих быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.

Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы - свой), так же каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.

Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент – пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

Обсуждение:

Хватило ли твоей группе материала?

Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?

Как работала ваша группа?

Кто в вашей группе начал строительство?

Был ли у вас ведущий?

Все ли участвовали в игре?

Какое настроение царило в вашей группе?

Как ты чувствовал себя в ходе работы?

Что самое приятное было в вашей работе?

Как вы понимали друг друга?

Давайте проанализируем, когда и при каких условиях мы, можем использовать данную игру (адаптированную), и для каких целей.

Продолжим, подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением подвижных заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Упражнение: Болото.

Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка.

Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки.

Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.

Обсуждение:

Как было?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Как договаривались?

Кто руководил?

Кто помогал?

Давайте проанализируем, когда и при каких условиях мы, воспитатели, можем использовать данную игру (адаптированную), а главное для каких целей.

Упражнение подарок

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется, тведущий обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

Вывод.

Безусловно, игра – это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Завершить нашу встречу я хотела бы притчей, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей.

Нашу встречу я хотела бы закончить притчей: «Ничего такого, что было бы неправдой».

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

- Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Эта притча еще раз доказывает как легко и просто можно помочь и изменить тем самым жизнь человечка.

Все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Спасибо всем за участие!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!