СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер- класс для педагогов «арт – терапевтический метод использовния прозрачного мольберта в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для формирования эмоционального здоровья дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс для педагогов «арт – терапевтический метод использовния прозрачного мольберта в работе с детьми старшего дошкольного возраста, для формирования эмоционального здоровья дошкольников.»

МАСТЕР- КЛАСС

«АРТ – ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСПОЛЬЗОВНИЯ ПРОЗРАЧНОГО МОЛЬБЕРТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.


Цель:

показать педагогам возможности применения прозрачного мольберта, как одного из методов арт – терапии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития социально-коммуникативных и творческих способностей.

Методическое оснащение:

материалы для проведения практикума: прозрачный мольберт, краски гуашь, кисти, влажные салфетки, ватные палочки.

Методы:

рассказ, беседа, демонстрация прозрачного мольберта, показ приемов работы, самостоятельная работа педагогов.

План проведения:

I. Актуальность. Постановка проблемы.

II. Основные элементы опыта.

III. Практикум. Практические занятия

IV. Рефлексия.

I. Актуальность.

Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Маликова Елена Андреевна, я работаю педагогом-психологом в Детском саду «Солнышко» село Борское.

Тема мастер-класса «Арт – терапевтический метод использования прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ, для формирования эмоционального здоровья дошкольников».

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения и общества в целом. Здоровьесбережение - приоритетная область работы в ДО.  Одним из средств решения поставленных задач становится применение здоровьесберегающих технологий, которые направлены на обеспечение физического, психического, социального и эмоционального благополучия детей. Все это является одним из направлений работы по ФГОС. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.    Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В своей профессиональной деятельности я выявила, что многие дети плохо ориентируются на листе бумаги, проявляя «болезненную» привязанность к определенному месту на его поверхности. Предпочитают часто одни и те же рисунки, используют одни и те же цвета, не уверенно чувствуют себя, боясь начать что-либо рисовать, имеют слабые навыки развития мелкой моторики рук, встречается неумение детей работать в паре и подгруппами, учитывая все эти особенности, я пришла к решению использовать в своей работе прозрачный мольберт, как один из методов арт – терапии.

II. Основные элементы опыта.

Хочу поделиться опытом и представить нетрадиционное развивающее дидактическое пособие в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Оно экологически безопасно и пополняет предметно-пространственную среду кабинета педагога-психолога. В своей работе я недавно использую это пособие - прозрачный мольберт из небьющегося оргстекла в деревянной рамке. Конечно, подобные мольберты существуют, но их трудно купить, поэтому родилась идея изготовить его своими руками.

Мольберт является эффективным способом решения многих психологических проблем у детей дошкольного возраста. Мои занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоциональной сферы дошкольников, коррекцию, развитие психических процессов воспитанников, обогащение сенсорного опыта, и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей.

Занятия провожу, как индивидуально, так и в малых подгруппах с воспитанниками. Работаю с детьми в условиях кабинета и при необходимости выхожу с мольбертом в группы.

Для организации развивающих и творческих занятий использую дополнительные материалы, которые могут включать в себя рисование руками, разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штамповки, печатки, поролоновые валики и др.).

Эффективность занятий на этом предмете заключается в том, что на стекло прекрасно ложится любая краска (пальчиковая, гуашь, и даже маркеры). Яркие краски просто завораживают детей. Рисуя по стеклу у детей, активно развивается воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира и со временем пропадает тревожность, страх рисовать. Еще одним из преимуществ является то, что мольберт легко можно переносить из группы в группу, а летом выносить на участок детского сада.

Это пособие помогает мне создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми с особыми психологическими особенностями и помогает эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например: у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами). Работая с ним, развивается сенсорный опыт у детей, развиваются межполушарные связи, тактильные ощущения, цветовое восприятие и многое другое.

При работе с детьми младшего возраста предоставляется возможность обучать детей посредством активной, интересной для них игровой деятельности. Дети с удовольствием рисуют пальчиками на стекле, видят через стекло друг друга и радуются результату своей деятельности. Поэтому считаю, что активное использование прозрачного мольберта является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье. Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является определяющим для развития эмоциональной сферы.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования.

Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от творчества. Коррекционные игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта служат инструментом для изучения пространственного представления у детей, чувств, идей и событий, для развития межличностных отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Ребенок учится новым способам работы с уже знакомыми материалами.

Во время игр на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники: рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.


Таким образом, спектр возможностей применения этого методического пособия в моей профессиональной деятельности достаточно широк и актуален.

III. Практикум. Практические занятия.

Дети очень любят рисовать красками на прозрачном мольберте, и я предлагаю вам побыть немного детьми, но прежде отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все (Солнце).

А теперь прошу выйти двоих людей, отгадавших загадки.

Присаживайтесь напротив друг-друга, сейчас вы будете рисовать солнышко с помощью красок и кистей. Ваша задача нарисовать одно единое солнце, поэтому работать нужно в зеркальном отражении. Не забывайте, что краску нужно наносить густую, чтобы она не текла по стеклу.

Ну а пока наши участники рисуют, я предлагаю вам снова отгадать загадку:

Эта лесенка лежит

А паровоз по ней бежит (Железная дорога).

Хорошо, давайте посмотрим, готово ли солнышко? Как красиво получилось! Спасибо Вам большое за участие. И следующие, кто отгадал загадку, проходите к мольберту. А как вы думаете, что мы будем рисовать? (Ответ). Хорошо. Но все не так просто! Рисовать железную дорогу вы будете пальцами, двумя руками одновременно. (Этот метод развивает межполушарные взаимодействия). А пока коллеги рисуют, я предлагаю Вам отгадать ещё загадку:

Они бывают разные –

Зелёные и красные.

По рельсам вдоль бегут,

Везде встречают их и ждут (Вагоны).

Все верно. Железную дорогу уже нарисовали, а вагоны мы будем рисовать с помощью ватных палочек.

Обратите внимание рисунок простой, но какое разнообразие техник мы применили.

Уважаемые коллеги, большое спасибо вам за участие. Мне хотелось бы добавить, не смотря на то, что в своей практике я использую данное пособие недавно, для меня стало очевидно, что прозрачный мольберт, необходим в работе с детьми дошкольного возраста. Как для обогащения сенсорного опыта ребёнка, для стимулирования познавательной активности, также он помогает фиксировать внимание на происходящем, снижать негативные эмоции, вызывая у детей положительный эмоциональный отклик.

IV. Рефлексия.

Предлагаю ответить на вопросы:

- Что интересного возьмёте для работы с детьми?

- Что нового для себя вы узнали о нетрадиционном дидактическом пособии «прозрачный мольберт»?

- Считаете ли вы, что этот метод соответствует требованиям ФГОС ДО в работе с детьми дошкольного возраста?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!