ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс по ручному труду
на Республиканском семинаре по теме:
«Особенности коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОВЗ в рамках введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
для слушателей программы повышения квалификации
1 класс
Учитель – дефектолог
1 квалификационной категории
Вильданова Г.Р.
2017 г.
Тема: Аппликация из ажурных салфеток «Новогодняя елка»
Цель: Обучение детей приемам работы с бумагой, клеем, а также формирование умения составлять композицию из полученных фигур.
Задачи:
Образовательные:
Актуализация знаний, умений и трудовых навыков обучающихся для изучения нового материала (изготовление апликации);
Формирование умения анализировать аппликацию с помощью наводящих вопросов учителя, планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана;
Обучать приемам наклеивания по образцу;
Осуществление контроля за усвоением полученных знаний.
Коррекционные – развивающие:
Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа;
Развивать мелкую моторику на основе упражнений в наклеивании;
Осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности при работе с ножницами и клеем (что можно делать)
Корригировать мыслительные операции анализа, синтеза в процессе анализа образца и планирования ближайшей операции
Воспитательные:
Воспитание трудовых навыков с опорой на зону ближайшего и актуального развития с целью использования их в социуме;
Воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к урокам труда.
Оборудование:
Операционный план работы, образец, ажурные салфетки, пластилин, картон, ножницы, салфетка, клей, сюжетные картинки «Новогодняя елка», «Новогодние елочные шары.
Ход урока
1. Орг. момент
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
2. Обозначение темы урока, беседа.
Ребята, наш сегодняшний урок будет посвящен подготовке к одному из праздников, которые празднуют не только в нашей стране, но и во всем мире. А вот какой это праздник – вы узнаете из моей загадки:
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ... (Новый Год).
К Новому году мы начинаем готовиться задолго. В каждом доме к приходу Нового года готовятся дети и взрослые. Они украшают дом разноцветными гирляндами, игрушками, шарами. Вот мы уже и класс украсили, и стихотворения к празднику начали разучивать. А кто из вас скажет мне - какой самый главный символ Нового года есть почти в каждом доме? Я подскажу вам – это то, куда Дед Мороз подарки кладет. Правильно, под елку.
Выставляется изображение елки.
С давних пор пришла традиция украшать елку. Считается, что нарядная елка в доме приносит счастье.
Послушайте, пожалуйста сказку В.Одоевского «Елочка (Новогодняя быль)»
- О чем эта сказка? О каком дереве идет речь в этой сказке?
- У кого из вас дома в Новый год стоит настоящая ёль или сосна, поднимите руки?
- А у кого в доме обычно стоит искусственная ёлка?
И настоящие ёлочки, и искусственные очень красивы, когда наряжены. Чем обычно наряжают ёлочки? (Гирляндами, шарами, игрушками, дождиком, мишурой).
Много радостей приносит нам зима, а Новый год мы все ждем с нетерпением. Новый год – это время подарков. Ребята, вы любите получать подарки на новый год? А дарить подарки? Знаете ли вы о том, что дарить подарки так же приятно, как получать их? (Ответы детей). Сегодня на нашем уроке мы с вами сделаем подарок- открытку для ваших родных, который вы сможете подарить им на Новый год. А чтобы этот праздник стал для ваших родных счастливым, мы сделаем сегодня красивые открытки с символом этого праздника – новогодней елкой.
Тема нашего урока - изготовление открытки-аппликации «Ёлочка».
3. Физминутка.
Но прежде чем мы приступим к нашей аппликации, давайте поиграем с елочкой, а заодно немного разомнем наши руки, подготовим их к работе.
Перед нами – елочка (скрещиваем пальцы обеих рук),
Колкая иголочка (указательные пальцы вверх),
Шишки (сжимаем руки в кулаки),
И иголки (указательные пальцы вверх),
Шарики (соединяем указательный и большой палец),
Фонарики (крутим кистями рук),
Зайчики (указательный и средний пальцы попарно вверх)
И свечки (соединяем ладони),
Звезды (растопырили пальцы),
Человечки (указательный и средний палец попарно вниз на стол).
Ну что ж, я вижу вы уже готовы к тому, чтобы сделать вот такую красивую новогоднюю открытку для ваших родных.
Выставляется образец - готовая аппликация.
4. Знакомство с образцом, анализ аппликации по образцу, беседа.
Посмотрите внимательно на готовое изделие и ответьте мне на вопросы:
- Из скольких крупных частей состоит наша аппликация? Давайте сосчитаем вместе. (Четыре)
- Как вы думаете из чего сделаны веточки у нашей елочки? (из разрезанных салфеток)
- А почему елочка не зеленого, а белого цвета? (Потому что зимой выпадает много снега, и наша елочка укрыта им)
- А что висит на ветках елочки? (Елочные игрушки)
Выставляется изображение елочных шаров.
- А какой они формы? Про эту геометрическую фигуру мы говорили с вами на уроках математики. (Шары)
- Какого цвета шары висят на елке? (Разноцветные).
- А что у елочки выглядывает из-под нижних веток? Мы говорили с вами об этом на уроках миры природы и человека (ствол).
- Какого он цвета? (Коричневого)
А какой формы? (прямоугольной)
- Как вы думаете из какого материала сделаны шары и ствол елки? (из пластилина)
5. Организационная часть.
Давай приготовим все необходимые материалы. Что нам понадобится для изготовления снеговика? (белые ажурные салфетки, синий картон, пластилин)
Материалы мы положим слева от себя.
- А какие инструменты нам пригодятся? (клей, ножницы). Правильно, их мы положим справа от себя.
6. Техника безопасности.
Прежде чем мы начнем работать, давайте вспомним, как нужно правильно пользоваться клеем и ножницами.
Объяснение правил безопасности при работе с клеем:
* Много выдавливать нельзя клея, чтобы не испачкать одежду и стол.
* Нельзя испачканными руками вытирать глаза или брать пальцы в рот.
* Вытирать руки надо тряпочкой.
Объяснение правил безопасности при работе с ножницами:
При работе внимательно следите за направлением резания.
* Не держите ножницы лезвием вверх.
* Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
* Не подходите к товарищу во время работы.
* Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
* Не размахивайте ножницами и держите их подальше от глаз.
7. Объяснение последовательности выполнения работы и поэтапное его выполнение.
Разместите картонную основу вертикально.
Разрежьте бумажную салфетку по намеченным линиям разреза ножницами.
Приклейте с помощью клея разрезанные четвертинки салфеток друг над другом, начиная снизу.
Отрежьте с помощью стеки немного коричневого пластилина и слепите из него прямоугольник. Сперва раскатайте толстый брусочек, а потом придайте ему прямоугольную форму.
Отрежьте с помощью стеки небольшие кусочки пластилина разных цветов. Скатайте из них шарики и украсьте ими елку.
Наша елка готова.
Оценка выполненной работы.
10. Итог урока
- С каким материалом сегодня работали на уроке?
- Какие у вас возникли трудности во время работы?
- Что понравилось на уроке?
- Кому бы вы хотели подарить свою открытку?
- Молодцы, мне было очень приятно с вами работать, спасибо всем.