СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Активные формы работы по экологическому воспитанию детей и подростков в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс проведён в рамках заседаня методического объединения классных руководителей 1-11 классов по теме "Экологическое воспитание школьников на современном этапе".

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Активные формы работы по экологическому воспитанию детей и подростков в школе"»

Мастер-класс для классных руководителей 1-11 классов: «Активные формы работы с детьми и подростками в рамках реализации экологического воспитания»


Трудно переоценить значение экологического воспитания детей и подростков в наши дни, когда современный мир то и дело находится на краю техногенных экологических катастроф, вызванных воздействием человека на окружающую среду. Зачастую корни необдуманного использования природной среды, разбазаривание природных ресурсов, бессмысленного истребления флоры и фауны родного края кроются в низком уровне экологической культуры людей, в неспособности понять необходимость совместных, слаженных глобальных природоохранных мероприятий, призванных предотвратить уничтожение нашей планеты и человечества, как одного из видов проявления жизни на Земле.

15 апреля во многих странах мира люди отмечают День экологических знаний. Прежде чем рассказать детям об экологии, поговорите с ними о природе. Объясните, что люди — это тоже часть природы. В природе нет ненужных или лишних, здесь важно все: от гигантского Солнца на небе, до маленького муравья в траве. А экология — это наука, которая изучает законы природы. И если каждый человек на Земле будет заботиться о доме, в котором он живет, то природа подарит нам свежий воздух, чистую воду в реках и озерах, вкусные и полезные фрукты и овощи.

Т.к. игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства и младшего школьного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко быть использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.

Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

С первых секунд занятия они должны быть вовлечены в различную эмоционально окрашенную деятельность. И если эко-урок или занятие будет активным, даже интерактивным по форме, то это обеспечит накопление собственного природоохранного опыта и эмоционального отклика, переживания у учащегося.

Поражает разнообразие форм и методов работы с детьми и подростками.

Сегодня мне бы хотелось показать некоторые приёмы работы с детьми, которые можно эффективно применять классному руководителю на разных ступенях обучения.


  1. Как рассказать детям о том, как мало пресной воды, пригодной для питья есть на планете Земля? Очень наглядно.


«Яблоко»

Демонстрация: целое яблоко – это вся планета. Суша занимает 29% поверхности планеты.

отрезаем примерно 1/3 часть яблока и отдаём ближайшему ребёнку съесть. (Естественно, что яблоко было вымытое!)

Мировой океан занимает 70% поверхности. От 70% всей воды пресная вода составляет только 2%.

Отрезается тоненький ломтик яблока, сравниваются 2 части яблока.

70% всей пресной воды – это ледники, т.е. они так же не пригодны для питья.

Большая часть ломтика отрезается. Оставшаяся часть демонстрируется детям.

Это вся вода, что есть у нас на всё человечество. Люди во многих странах испытывают нехватку пресной воды.


  1. Другой игровой прием «Яблоко»


Возьмите в руку яблоко и скажите: «Все яблоко - это наша Земля. Три четверти поверхности суши занимает вода. (С этими словами разделите яблоко на четыре части и три из них уберите.) Одна четвертая поверхности Земли - суша. Если разделить четвертушку на две восьмушки, то одна восьмая поверхности Земли представляет ту сушу, на которой почва практически отсутствует. Это - Антарктида, высокие горы, пустыни и т.д. Оставшаяся одна восьмая покрыта почвой, но часть этой территории занята городами, поселками, дорогами и т.д. Если эту восьмушку разделить еще на четыре части, то только одна часть будет представлять собой ту поверхность суши, которая покрыта плодородными почвами. Но почва - это очень тонкий слой земной коры. Чтобы представить, сколько плодородной почвы на Земле, надо срезать тонкую кожуру яблока».


  1. Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»

Продемонстрируйте детям трехлитровую банку с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.


  1. «Экомячик» Ребята передают друг другу мяч со словами:

«Ты катись наш экомячик,

Долго-долго по рукам,

У кого остался мячик,

Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопрос. После ответ обсуждается и мяч движется дальше, так проигрывается несколько раз (в зависимости сколько вопросов заготовлено, но не затягивая игру – детям станет неинтересно)


1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?


2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?


3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?


4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?


5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.


  1. Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».


  1. Игра «Что у нас общего?»

Основные цели: коррекция отношения участников к «неприятным» животным, идентификация, формирование этики отношения ко всем живым существам.

Ребята вытягивают карточку с названием животного животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались «самыми неприятными»: Гадюка Жаба Крыса Мышь Таракан Лягушка Пиявка Комар Паук Червяк Улитка Блоха Летучая мышь Моль Навозный жук. И должны найти с этим животным что-то общее, продолжив фразу «Как и Я...» , например: умеет плавать под водой, может проспать всю зиму, может заболеть, умеет прыгать, ест конфеты, умеет летать, живет в нашем доме, умеет ползать, хочет жить!


  1. Игра «Условия обитания»

Для следующего задания мне нужны две команды по 4 и по 7 человек. Стоим лицом друг к другу. Команда из 4-х человек – это необходимые условия обитания: еда, среда, вода, убежище (дом). Вторая команда – рыбы. Спиной друг к другу. Первая команда распределили роли, каждому свою. Вторая команда, не совещаясь, выбрали потребность для себя любую. Повернулись и показали свои знаки. Перебежали и заняли свои ниши позади «потребностей», кто успел. Остальные - умерли. Те, кто остался в живых воспроизвели себя (пригласили из зала по одному человеку). То же самое, но потребности не договариваются. И природе дисбаланс, вызванный вмешательством человека.

Воспроизвели себя. Если слишком много «умерших», то открываем «рыбную ферму» и добавляем игроков. Всё то же самое, но вводим новых персонажей – хищников. Медведи ловят рыбок по пути к потребностям. Вывод – охранять, беречь, не лезть в среду!



И так далее, форм и приёмов эко-работы огромное множество. Ищите, применяйте, пробуйте!!!



Зам. директора по ВР И.И. Краснянскова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!