Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа №76
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
«Адаптивные спортивные игры на уроках физической культуры в школе для детей с ОВЗ»
Выполнил:
учитель физической культуры
Спиридонов Олег Анатольевич
Казань – 2019
Цель: ознакомление с элементами адаптивных игр, используемых на физкультминутках во время уроков.
Задачи:
1.Напомнить методику проведения физкультминуток.
2.Познакомить с игровой формой проведения физкультминуток, а также с адаптивными играми, применяемыми на уроках физической культуры.
3.Обогатить педагогическую копилку.
Участники: члены методического объединения учителей среднего и старшего звена.
Метод проведения: фронтальный, игровой.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: раздаточный материал, теннисные мячи, ракетки, воздушные шары, волейбольный мяч, кольцеброс, гимнастический обруч, веревки.
Ход мастер-класса:
Введение.
С каждым годом увеличивается количество обучающихся с ОВЗ. Им очень сложно выполнять стандартные физические упражнения, поэтому я стал внедрять на уроках физической культуры адаптивные спортивные игры, которые вызывают у детей интерес, а следовательно и двигательную активность. Наша с вами задача, как педагогов – организовать занятия так, чтобы каждый обучающийся получал качественное обучение без ущерба для здоровья. В этом нам помогают здоровьесберегающие технологии, одним из элементов которых являются физкультминутки.
Физкультминутки - это комплекс физических упражнений для различных групп мышц направленный на то, что бы снять утомление, повысить умственную работоспособность обучающихся; эффективно влияющий на укрепление здоровья обучающихся, способствующий быстрому усвоению знаний.
Цель проведения физкультминуток:
- повысить или удержать умственную работоспособность обучающихся,
- обеспечить кратковременный активный отдых.
Задачи физкультминуток:
- снятие утомления,
- обеспечение активного отдыха.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-3 минуты. Каждая физкультминутка включает в себя комплекс из нескольких упражнений, повторяемых 5-10 раз. Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности, снимает утомление, физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких. Восстанавливает эмоционально-положительное состояние обучающихся.
Физкультминутки, которые можно сделать более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными намного больше нравятся обучающимся. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой форме, а не по обычному шаблону. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия. Если видите, что дети работают сосредоточено, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
Основная часть.
Игровых физкультминуток большое количество. Сегодня я проведу с вами упражнения, которые вы сможете использовать во время ваших уроков на физкультминутках, а так же покажу адаптивные подвижные игры, которые использую на своих занятиях.
Проводим пример пальчиковой гимнастики «Капуста».
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем,
(«мнут капусту» открытой ладонью)
Мы капусту солим-солим
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание разгибание кистей рук)
Проводим пример гимнастики для глаз «Бабочка».
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Проводим пример дыхательных упражнений.
«Цветок», «Свеча», «Проколотый мяч».
Упражнения с теннисными мячами.
-перекатывание в одной руке, в другой;
-перекатывание между ладошек;
-перекатывая пальцами спуститься к одной ноге, к другой, вокруг талии;
-передача под коленкой из одной руки в другую;
-подбрасывание мяча и ловля до уровня глаз (набивание для сильных);
-хватом сверху словить мяч, одной рукой и другой;
- то же упражнение, попеременно двумя руками;
-упражнение «Птичка» (если легко, стойка на одной ноге, написать свою имя поднятой ногой).
Упражнения с воздушными шариками.
-набивание одной рукой, другой, двумя;
-передача мяча в парах;
-набивание шарика на ракетке, одной стороной, двумя;
-работа в парах.
Упражнение на развитие прыгучести «Подпрыгни над мячом».
Упражнение на координацию и сотрудничество «Мяч в кольце».
Раздача методического материала.
Заключительная часть.
Теперь мы с вами полны бодрости, хорошего настроения, позитивного настроя на дальнейшую работу. Применяйте в своей работе игровые физкультминутки, и результат не заставит вас ждать: хорошее настроение, повышенная работоспособность положительно влияет не только на обучающихся, но и на нас, педагогов.
Рефлексия.