МАСОНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
.
- Масоны: история возникновения
- Орден Тамплиеров(храмовников).
Одна из легенд указывает, что масоны
произошли от Ордена Тамплиеров.
После основания храма в Иерусалиме,
тамплиеры стали злоупотреблять
своим могуществом: предались
безверию, насмехались над Иисусом.
Крест на их белых плащах означал
букву «Т»(Тамплиер). Члены ордена
поклонялись существу по имени
Бафомет: сатанинскому
идолу с головой козла. Однако их
преступления остановили Филипп IV
Красивый и папа Климент, которые
возбудили против тамплиеров
расследование и уничтожили их в 1311
году. Однако, по слухам, выжившие и
создали орден масонов.
2) Вольные каменщики.
По другой легенде, история масонского ордена начинается со средневековых гильдий каменщиков.
Когда прошли времена бурного строительства, масоны утратили свое первоначальное значение. В гильдию начали вступать люди совершенно чуждые ремеслу. Вскоре масонов начали подозревать в безнравственности: говорили, что они готовят заговор против правительства, так как среди них были люди, занимающие высокие посты в государстве.
3) Храм Царя Соломона.
Среди масонов широко распространена легенда о царе Соломоне, который поручил зодчему Адонираму (Хираму) строительство храма в Иерусалиме. Храм получился настолько величественным, что остальные зодчие стали завидовать
Адонираму и задумали узнать у него
Слово Мастера, а в случае неудачи убить. Ничего не добившись от зодчего, три преступника убили его в неизвестном никому месте. Царь Соломон, обнаружив пропажу своего лучшего работника, сразу же стал искать его. Во время похорон талантливого зодчего все были в белых фартуках и, по легенде, именно смерть Адонирама побудила их создать орден масонов.
2. Символика.
Символика играет огромную роль в масонстве, в деятельности масонов как закрытой, тайной организации. Этими символами, жестами и образами масоны настолько умело пользуются, что это дает им возможность безошибочно распознать где свои, а где враги.
Лучезарная дельта
Циркуль и наугольник
Кафинский узел
Книга Священного закона
3. Жесты
Многие жесты масонов используют обычные люди, которые даже не подозревают об их истинном обозначении.
4. Обряд посвящения
В масонский орден вступить непросто: желающий обязательно должен доказать, что он достоин. Обряд посвящения очень сложен и требует и определенных навыков, так как для вступления необходимо пройти необходимые испытания. Обычно желающего запирают в темнице, испытывают огнем, который, конечно же, является ненастоящим. После задают вопросы, которые и помогают определить, достоин кандидат или нет.
5. Масонство в России.
Орден вольных каменщиков появился в России во время или сразу после правления императора Петра I. Очень популярно мнение о том, что именно царь Петр и был самым первым масоном, вступив в ложу в 1699 году во время пребывания в Англии. Правда это или нет – неизвестно, но именно он пользовался огромным уважением у русских строителей и каменщиков. Также императору посвящено множество масонских гимнов.
6. Масонство на страницах романа «Война и Мир »
Пьер Безухов, один из главных героев романа, вступает в масонское общество. Причем это случается в тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной, брак с которой оказывается довольно неудачным. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, - это повергает Пьера в глубокий кризис. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?” – спрашивает он себя .
Со дня вступления в масонство Пьер будто начал новую жизнь. Он стал более уверенным в себе, его поддерживали братья, и вскоре он решил облагодетельствовать двадцать тысяч душ своих крестьян. Но вскоре последовало полное разочарование: Пьер окончательно убедился в паразитическом образе жизни масонов. Он понял, что они вступили в братство ради веселого времяпровождения. Герою не удалось довести свои планы до конца.
7. Выводы.
Автор ввел масонов в повествование потому, что для популяризации братства вольных каменщиков эпопея Толстого сделала, вероятно, не меньше, чем вся историческая литература, и сделала так, что в кругах интеллигенции любили и ценили старое русское масонство. Глубокий читатель всегда мог понять, что метания и разочарования Пьера связаны с его личной драмой, что он сам отчасти повинен в переживаемых неудачах и ударах судьбы. И не один раз, как свидетельствует автор, масонство являлось для его героя не только источником утешения, но и давало возможность подняться на большую духовную высоту.
Список литературы:
Башилов Б. История русского масонства, М., “Русло” – “Община”, 1992 г
Ермилов В.В. Толстой-художник и роман “Война и мир”. М., 1961 г.
Акунина Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.: Интербук,1991.
Борова А . Современное масонство на Западе. М.: Задруга, 1922.
Оловьев О.Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. – 1992. - № 4.
Уколова. Под покровом масонской тайны // Наука и жизнь. – 1990. - №12
Фон Эрцен – Глерон В.Э. Тайные фигуры розенкрейцеров. – М.: "Ваклер", 1997. – 224 с, ил.
Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. Масонство. Минск: Харвест, 1998. 530 с.
Николаевский В.И. Русские масоны и революция. М.: Просвещение, 1990.
Пайс Р. Россия при старом режиме. М.: Импульс, 1993. 416 с.
Платонов О.А. Терновый венец России. М.: Родник, 1966. 458 с.
Пыпин А.Н . Масонство в России XVIII и первая часть Х1Х века. М.: Наука, 1997. 400 с.