СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маресьев-легендарная личность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. «А.П. Маресьев – легендарная личность и литературный герой»

 ( по  повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем  человеке»)

Цели:

Образовательные:

  • способствовать  эмоциональному восприятию  художественного текста;
  • формировать навыки самостоятельной работы через обобщение, закрепление и систематизацию знаний;
  • совершенствовать память, выразительность речи учащихся,
  • формировать  умение анализировать художественный текст произведения; 
  • пробуждать у учащихся желание  читать.     

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданными авторами в слове, в музыке или живописи.
  • развивать речь – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

Воспитательные:

  • воспитание гражданских, патриотических и высокохудожественных вкусов через литературные произведения;
  • воспитание уважения учащихся к истории и культуре России.
  • формировать высоконравственные  духовные ценности посредством личного участия на данном занятии.
  • на примере повести раскрыть  учащимся духовную красоту  и величие, силу духа русского человека, мужество и стойкость защитников Отечества  в годы Великой Отечественной войны;

Просмотр содержимого документа
«Маресьев-легендарная личность»

Тема. «А.П. Маресьев – легендарная личность и литературный герой»

( по повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)

Цели:

Образовательные:

  • способствовать эмоциональному восприятию художественного текста;

  • формировать навыки самостоятельной работы через обобщение, закрепление и систематизацию знаний;

  • совершенствовать память, выразительность речи учащихся,

  • формировать умение анализировать художественный текст произведения; 

  • пробуждать у учащихся желание  читать.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданными авторами в слове, в музыке или живописи.

  • развивать речь – усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами, выразительными средствами языка;

Воспитательные:

  • воспитание гражданских, патриотических и высокохудожественных вкусов через литературные произведения;

  • воспитание уважения учащихся к истории и культуре России.

  • формировать высоконравственные духовные ценности посредством личного участия на данном занятии.

  • на примере повести раскрыть  учащимся духовную красоту  и величие, силу духа русского человека, мужество и стойкость защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны;

  • вызвать душевный протест против жестокости и бесчеловечности, которые  несет с собою война.

2. Задачи мероприятия:

Формирование представления о воинском долге и верности Отечеству;

Формирование опыта нравственного поведения личности;

Эмоциональное стимулирование патриотических чувств учащихся через приобщение к воинским традициям.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать. Знакомство с биографией писателя Бориса Полевого,

с произведением «Повесть о настоящем человеке»,

развивать умение анализировать художественное произведение.

Уметь. выразительно читать стихотворения наизусть, анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Личностные: культурное общение и поведение на занятии, чувство уверенности в себе, ответственность за совершаемые действия; уважительное отношение к окружающим, креативность.

Метапредметные:

Связь с русским языком (навыки правильного произношения, культура речи).

Связь с историей (умение работать с историческим материалом, знать факты, знать ключевые моменты истории, уметь систематизировать знания, использовать их на практике).

УУД:

Личностные: интерес к литературе, нравственно-этическое оценивание произведения.

Регулятивные: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Коммуникативные: общение со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, приемлемое отношение к процессу сотрудничества, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.

Познавательные: формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, учиться вдумчивому чтенияю художественных и познавательных текстов, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование

3.Методические приёмы: 1. все учащиеся поделены на творческие группы по интересам и получили поисковые задания :

группа «Историки» - нахождение и оформление материала о А. Маресьеве;

группа « Литературоведы» - материал о Б.Н. Полевом;

группа «Библиографы» - материал о создании повести Б. Полевого

группа оформителей - оформление кабинета;

группа чтецов

2. Все уч-ся должны прочитать повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» и предложить свои вопросы для анализа произведения.

3. Чтение отрывков, пересказ, инсценировка , составление вопросов, анализ эпизодов и др.

Оборудование:

Кабинет оформлен плакатами времен Великой Отечественной войны, портреты Б. Полевого, А. Маресьева; выставка книг автора; рисунки учащихся на тему Великой Отечественной войны,  георгиевские ленточки;

мультимедийный компьютер, экран, презентации, видеоролики, фрагменты худож. фильма «Повесть о настоящем человеке», текст книги Б. Полевого на каждой парте.


Оформление доски:

Центральная доска:

Мертвые слышат, когда

О них говорят потомки.

Слева:

Война- горе без берегов…

Нет! Об этом нельзя словами…

Тут надо рыдать! Рычать!

И. Сельвинский

Справа:

Именем

Сердца,

Именем

Жизни

Повторяю:

Вечная

Слава

Героям!

Р. Рождественский



















Ход мероприятия:

(Выходит группа детей в парадных школьных формах с георгиевскими ленточками на груди)

1.Война – жесточе нету слова,

Война - страшнее нету слова,

Война – святее нету слова.

Война- горе – без берегов.

Нет!.. Об этом нельзя словами.

Тут надо рыдать! Рычать!

Весь под ногами шар земной.

2. Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

1.Не я – в крови, полуживой,

Растерзан и раздет –

Молчал на пытках Кошевой

В свои шестнадцать лет.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

2.Знаю:

Солнце

В пустые глазницы не брызнет!

Знаю:

Песня

Тяжелых могил не откроет!

Но от имени

Сердца,

От имени

Жизни

Повторяю:

Вечная

Слава

Героям!

( Все вместе):

Поэтому мы обязаны помнить.

Поэтому мы будем помнить.

Этого нельзя забыть и простить.

( уходят и садятся за парты)

Учитель:

Сегодня мы снова будем говорить о тех, кто ценой своей жизни защитил всех нас и спас мир и землю от разрушения и смерти, кто выстоял и победил, кто оказался сильнее смерти.

И один из них – рядовой Великой Победы – Алексей Маресьев.

О подвиге этого человека нам рассказал писатель Б.Н. Полевой, который, находясь на заседаниях Международного Военного трибунала в Нюрнберге, слушая достоверные факты о фашистских злодеяниях, вдруг вспомнил об Алексее Маресьеве, вся жизнь которого была похожа на подвиг во имя жизни.

(Выходят 2 уч-ся в солдатской гимнастерке и 1 в форме военного корреспондента)

1. Солдат:

-Пиши!

Ты все видел сам! Пиши!

Корреспондент:

-Друзья мои, где вы? А я?

2 Солдат:

- Пиши о нас! Труби!..

Корреспондент:

- Я не смогу!

1 Солдат:

-Ты сможешь!

Корреспондент:

- Слов не знаю…

2 Солдат:

- Я дам слова! Пиши!

Корреспондент:

- И я молчать уже не вправе.

Порученные мне горят слова.

- Пиши!- диктуют мне они.

И вот уже сквозная летит строка…

1Солдат:

Нам не дано спокойно сгнить в могиле-

Лежим на вытяжку, и, приоткрыв гробы,-

Мы слышим гром предутренней пальбы,

Призыв охрипшей полковой трубы

С больших дорог, которыми ходили.

2 Солдат:

Мы все уставы знаем наизусть.

Что гибель нам. Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждем приказа нового. И пусть не думают,

Что мертвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Солдаты (вместе):

Мертвые слышат, когда о них потомки говорят. ( Уходят)

Корреспондент (он Б. Полевой): Я выполню ваш наказ и расскажу всю правду о той войне. Группа «Историков»

((Рассказ о Маресьеве) видеоролик: «Маресьев Алексей Петрович»

1 –й Алексей Петрович Маресьев.

2 –й О нем еще при жизни была написана книга «Повесть о на­стоящем человеке», был снят фильм, и даже поставлена опера на сцене Большого театра в Москве.
3-й Он стал легендой при жизни, гордостью страны, символом герои­ческого военного времени.
1-й Алексею было 3 года, когда умер отец. Они остались вчетвером: трое братишек и мать, работавшая убор­щицей на заводе в городе Камышине Волгоградской области. Рос Алексей слабеньким и болезнен­ным.

2-й А он мечтал стать летчиком, Но медицинская комиссия в Камышине «приговорила»: «К летной службе не пригоден!» Алексей по­ехал в Сталинград, но и там врачи его не допустили к лётному делу.

3-й Тогда он поехал на Амур строить город Комсомольск-на-Амуре. Рабо­тал лесорубом, строителем. Очень окреп. Ни одного приступа малярии или ревматизма. Создали аэроклуб. Летал на самолете «У-2».

1-й В 1937 году был призван в армию. Служил меха­ником в 12-м погранотряде. Алек­сей возмущался: в аэроклубе летал, а здесь не дают. Стал проситься, чтобы направили учиться в летное училище в Чите. Прошел медкомис­сию и, наконец, стал летать. Длин­ный путь через тернии!
2- й Зная, как он добивался, чтобы стать летчиком, как проходил этот путь, можно понять, почему он су­мел преодолеть в будущем нечело­веческие трудности, выпавшие на его долю.
3-й В июне 1943 года Маресьев вер­нулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истре­бителя FW-190.
1-й 24 августа 1943 года Указом Пре­зидиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Ма­ресьеву было присвоено звание Ге­роя Советского Союза.
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совер­шил 86 боевых вылетов, сбил 11 са­молетов противника.

2-й В июне 1944 года гвардии майор Маресьев ста­новится инспектором-летчиком Управления высших учебных заве­дений ВВС.

3-й В июле 1946 года Маресьев с по­четом уволен из состава ВВС.
1-й Полковник в отставке А. П. Ма­ресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Ре­волюции, Красного Знамени, Отече­ственной войны I степени, двумя ор­денами Трудового Красного Знаме­ни, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знак Почета, «За заслуги перед Отечеством» 3 степе­ни, медалями, иностранными орде­нами. Был почетным солдатом воин­ской части, почетным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орел. Его именем назва­ны малая планета Солнечной систе­мы, общественный фонд, молодеж­ные патриотические клубы.

2-й В 1948 году по книге «Повесть о настоящем человеке» на Мосфильме режиссером Александром Столпером снят одноименный кинофильм. Маресьеву даже предложили самому играть главную роль, но он отказал­ся, и эту роль исполнил профессио­нальный актер Павел Кадочников.
3-й 18 мая 2001 года в Театре Рос­сийской армии намечался торжест­венный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сер­дечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не прихо­дя в сознание.

Торжественный ве­чер все же состоялся, но начался он с минуты молчания...)
Учитель:

Ребята, недавно вы прочитали книгу Б. Полевого “Повесть о настоящем человеке”, в которой рассказывается о подвиге А.П.Маресьева. Эта книга, по данным Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1979 года, выдержала 169 изданий в Советском Союзе и за рубежом, общий тираж книги составил 9 миллионов 183 тысячи экземпляров. За рубежом она издавалась 39 раз (практически на всех языках планеты).

А что вы знаете о самом Борисе Николаевиче Полевом?

Группа «Литературоведов»

( презентация «Б.Н. Полевой»)

1-й Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве. Отец его, Николай Петро­вич Кампов, был человек образо­ванный. У него была очень хорошая библиотека. В ней были собраны все лучшие рус­ские и зарубежные классики.
2-й Мать, Лидия Владимировна, окончила Высшие женские курсы и работала врачом. В 1913 году семья переехала в Тверь, где и прошло дет­ство Бориса Полевого.

3-й Домашнее хозяйство вела бабушка — человек доб­рый, но очень волевой, которую по­баивались и уважали не только родственники, но и все мальчики во дворе. Под бдительным надзором ба­бушки книжками из отцовской биб­лиотеки пользовался не только Бо­рис, но и его друзья.
1-й Вторым после книг детским увле­чением стала природа. Уже в 4-м классе Борис стал руководителем кружка юных натуралистов. Дома у них постоянно гостила какая-нибудь живность — то сокол, неведомо как залетевший во двор фабрики и поло­мавший крыло о провода, то галчо­нок, выпавший из гнезда и вырван­ный из лап кошки, то беспокойное се­мейство ежей, изгрызшее в доме всю обувь, то здоровенный уж, который жил между двойными рамами и соби­рал под окном толпы любопытных...

2-й Тяга к журналистике появилась у Бориса очень рано. В школе вы­пускалась стенная газета, и которой помещались заметки и фельетоны Бориса под псевдонимом Б. Овод. В 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете «Твер­ская правда» первую корреспонден­цию. С 1924 года его заметки и кор­респонденции о жизни города регу­лярно публиковались на страницах тверских газет.

3-й После окончания средней шко­лы и промышленного техникума Борис работал на тверской текс­тильной фабрике «Пролетарка». В 1928 году Борис Полевой оста­вил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах «Тверская правда», «Проле­тарская правда», «Смена».

1-й В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Бориса Поле­вого «Мемуары вшивого человека» — о жизни людей «дна». Это единст­венное издание, подписанное име­нем Б. Кампов. Псевдоним Поле­вой родился в результате предложе­ния одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (сатрus  поле) на русский.

Литературную известность По­левому принесла повесть «Горячий цех», опубликованная в 1939 году в журнале «Октябрь».

2-й С начала войны Полевой работа­ет военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. События войны были отражены им в корреспонденциях тех лет. Много та­лантливых публицистических ста­тей написал Б. П. Полевой у стен Ржева. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге «От Белгорода до Карпат» (1945). 

3-й В феврале 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья Бориса Полевого «Подвиг Матвея Кузьмина». Чтобы добыть материал для статьи, пришлось в сорокагра­дусный мороз лететь на самолете «У-2» под Великие Луки, где старый колхозник повторил подвиг Ивана Сусанина и завел батальон немец­ких горных стрелков прямо на со­ветскую засаду.
1- й Редактор прочитал статью и по­советовал; «Записывайте, подроб­нейшим образом записывайте все выдающиеся события, свидетелями которых становитесь. Записывайте с именами, с адресом, датой. В этой войне наш народ встал во весь рост. Не знала еще Земля такого героиз­ма. Важно, чтобы не только мы, а и дети наши и внуки знали, как наши люди защищали Родину, Записы­вайте, все записывайте. После вой­ны напишите о них книги».

2-й Борис Полевой присутствовал на Нюрнбергском процессе, на ко­тором судили фашистских глава­рей. Вернувшись с заседания три­бунала после допроса Германа Ге­ринга, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с не­доумением и даже с невольным ува­жением говорил в этот день мате­рый гитлеровский волк, припертый в угол вопросами советского обви­нителя.

3-й Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рас­сказ безногого летчика, взял ручку и начал писать «Повесть о настоя­щем человеке»…

Подлинно народную известность принесла Борису Николаевичу «Повесть о настоящем человеке», написанная в 1946 году. С 1962 Полевой был главным редактором журнала «Юность». Умер в 1981.

Учитель:

А теперь вернемся к книге Бориса Николаевича Полевого « Повесть о настоящем человеке».1946 год.

Уч-ся : (группа «Библиографы») сообщение о создании повести

1-й История создания «Повести о настоящем человеке» та­кова: во время Великой Отечествен­ной войны писатель Борис Полевой на одном из участков Брянского фронта познакомился с летчиком-истребителем Алексеем Маресье­вым, о котором ему сказали, что это лучший летчик полка.

2-й Маресьев при­гласил писателя переночевать в его землянке. В этот день летчик Алек­сей Маресьев совершил 7 боевых вы­летов и сбил 2 вражеских самолета!
Писателю не было известно, что этот летчик не имеет ног, а ходит на протезах. И когда в землянке Алек­сей разделся и снял свои протезы, то писатель был страшно поражен.

3-й В послесловии к повести автор пишет: «Что-то тяжелое грохнуло об пол. Я оглянулся и увидел такое, чему сам не поверил. Он оставил па полу свои ноги. Безногий летчик. Летчик-истребитель! Летчик, только сегодня совершивший 7 боевых вылетов и сбивший 2 вражеских самолета! Это казалось совершенно невероятно».

1-й В ответ на изумление писателя Маресьев сказал: «...хотите я расскажу вам всю историю с моими ногами?»

2-й Борис Полевой подробно записал этот рассказ в свою тетрадь и после окончания войны обработал запи­санное со слов Маресьева.

3-й Он слег­ка изменил фамилию летчика (ав­тор изменил только одну букву в его фамилии), дал новые имена его то­варищам и назвал книгу «Повесть о настоящем человеке», потому что Алексей Маресьев и есть настоящий человек.

Учитель:

Уже отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны, не все победители вернулись домой, а в обществе развернулась дискуссия об истоках невероятной стойкости и мужества советских солдат. Свой ответ на этот вопрос предложили и русские писатели. Ответ они видели в нравственном превосходстве русского солдата над фашистами. В первые послевоенные годы появляются рассказы Михаила Шолохова «Судьба человека», Алексея Толстого «Русский характер» и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

( далее диалог с детьми)

1.Как вы думаете, что общего в названии этих произведений?

(Писатели исследуют не вооружение, экипировку солдата, а его внутренний мир. Это подчёркивается словами в названиях произведений: «человек», «характер». Символично, что в названиях нет собственных имён. Авторы уверены: духовные качества описываемых героев присущи каждому русскому солдату, человеку).

Учитель:

Сегодня на уроке мы постараемся с вами понять, каким представляет писатель русский национальный характер, что означает словосочетание «настоящий человек», кого считает писатель настоящим человеком. А для этого обратимся к повести, которую вы прочитали к уроку внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения:

1.Что случилось с Алексеем Мересьевым в самом начале повести? (рассказ с опорой на текст)

(звено под командованием лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать «Илы», летевшие на штурм немецкого аэродрома, на котором базировалась дивизия асов «Рихтгофен», самолет Мересьева был подбит, упал на землю, но летчик успел катапультироваться)

2.Каким был путь подбитого летчика к «своим»? 18- дней он полз по снегу

3. Что давало силы этому человеку совершить невероятное? желание отомстить за поруганную землю и воспоминание о родном городе

4. Какую роль сыграли жители деревни в судьбе героя?

( это жители деревни Плавни, которые ушли от немцев « бедовать» в лес. Они не только выходили Алексея, но и сообщили о нем летчикам. За ним прибыл его друг – командир эскадрильи Андрей Дегтяренко)

6.Как дальше складывается судьба Алексея Мересьева?

( госпиталь: гангрена - операция без наркоза – депрессия после операции)

8.Почему герой-летчик упал духом?

(не верил, что можно вернуться в строй – без этого его жизнь не имела смысла)

9.Кто помог Алексею поверить в себя?

( Комиссар Воробьев – журнал со статьёй о лётчике Карповиче, подаренный Воробьёвым, стал спутником Мересьева. А знаете ли вы, что история о лётчике, победившем инвалидность и поднявшемся в небо без ноги, не вымышлена Полевым. Это лётчик Александр Николаевич Прокофьев-Северский. Благодаря невероятному примеру Мересьев поверил в своё возможное возвращение в строй. Эта вера поддерживалась письмами близких и друзей.)

10.Что явилось переломным моментом во всей судьбе А. Мересьева? Найдите этот эпизод и прочитайте его.

( чтение по ролям : «Лешь, тут о тебе написано… Но ты же советский человек!»)

12.Какой путь прошел А. Мересьев, чтобы вернуться в строй?

(Вернул физическую форму.

Заново учился ходить на протезах.

Летчик без ног. Но он же советский человек!

Безногий танцор

В отделе кадров

У командующего

В школе переподготовки

Победа

Учитель:

В 1948 году на экраны Советского Союза вышел художественный фильм “Повесть о настоящем человеке” режиссёра Александра Столпера. Мы недавно посмотрели его. Главную роль в нём исполнил артист Павел Петрович Кадочников.

- Какие чувства у вас остались от просмотренного фильма?

- Таким вы представляли себе главного героя повести?

- Какие эпизоды фильма понравились, запомнились больше всего?

Просмотр наиболее понравившихся эпизодов фильма “Повесть о настоящем человеке”.

Камышинские композитор А.И.Вековешников и поэтесса А.М.Тарасова написали песню о своём земляке. Она называется “Алёша Маресьев”.

Чтение стихотворения учеником.

Ты вырос на Волге, лугами бродил,
Рыбачил с мальчишками вместе.
И дружбой хорошей всегда дорожил,
Алёша Маресьев.

Мужаться помогала родная страна –
И птицей ты взмыл в поднебесье.
Но крылья твои опалила война,
Алёша Маресьев.

Ах, раненый сокол! Чуть теплится жизнь,
Вперёд! Не погибни без вести!-
И стонут с тобою деревья: - “Держись!”
Алёша Маресьев!

Ты горе осилил – ни шагу назад!
Судьба твоя – гордая песня,
Твои соколята под солнцем летят,
Алёша Маресьев!

Просмотр слайдов.

Памятники А.П. Маресьеву.

1-й Комсомольск-на-Амуре.

В Комсомольске чтят своих героев,
Легендарный лётчик не забыт.
Здесь обрёл он крылья, город строил,
Здесь ему и памятник отлит.

2- й Килп-Явр. В Заполярном авиационном гарнизоне имя Маресьева на мемориальной мраморной плите.

3-й Москва. На территории Центрального военного клинического госпиталя мемориальная стела, посвящённая лётчику-истребителю, Герою СоветскогоСоюза А.П. Маресьеву, лётчикам-космонавтам Ю.А. Гагарину, В.В. Терешковой.

4-й Камышин. Перекрёсток улиц Ленина и Некрасова.

Обобщение по повести:

-Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое?

-Какие черты характера героя – летчика ты хотел бы иметь?

-Чему учит нас поступок Алексея?

(Его пример убеждает нас в том, что нет ничего невозможного для человека, если он силён духом).

-Надо ли нам знать правду о том жестоком времени и почему?

-Как изменилось твое отношение к погибшим, ветеранам Великой Отечественной войны после прочтения книги?

- Сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?

Учитель:

Мы должны помнить о тех, кто ценой собственной жизни много лет тому назад спас нас с вами и нашу Родину – Россию. Мы должны заботиться о тех ветеранах, которые живы и еще с нами, согревая их теплотой и заботой не только в праздничные дни.

( Выходит группа учащихся в парадных формах и солдатских гимнастерках)

1 уч-ся:

Тем, кто прошел все ужасы войны,

Сумев все вынести, залечивая раны,

Я низко кланяюсь и говорю сегодня:

«Спасибо вам, солдаты-ветераны!»

Не счесть нам вашей боли и утрат,

Все меньше вас приходит на парад.

Дорог, что вами пройдено, не счесть,

Спасибо, дорогие, что вы есть!

1 солдат:

Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,

Как стать железом – мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться.

И как руда, пожертвовать собой.

Мужчины умирают, если нужно.

И потому в веках живут они.

2уч-ся:

Прозрачной дымкой тишина объята,

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас российские солдаты,

Что смерть попрали храбростью своей.

2 солдат:

Болит, болит, не заживая,

Болит в тебе, болит во мне

Война вторая мировая

За право жизни на земле.

1 уч-ся:

Мы знаем по сбивчивым вашим рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен т хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим

Иными глазами – но тоже - полными слез.

2 уч-ся:

Вспомним всех-

Поименно-

Горем

Вспомним своим.

Это – надо не мертвым.

Это - нужно живым.

Все вместе:

Мертвые умели побеждать

Живые обязаны помнить.


Список литературы

  1. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. – М.: Советская Россия, 1981.

  2. Статья о Маресьеве http://www.rezeptsport.ru/maresev/01_3.php

  3. К 100-летию со дня рождения Б.Полевого http://www.library.tver.ru/polevoy/biograf.html

4.Великая Отчественная война в лирике и прозе. В 2т. М.: Дрофа: Вече, 2002. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Венок Славы Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. М.: «Современник», 1987.
5..Журавлёв С.И. Память пылающих лет. Соврем. Сов. Проза о Великой Отечественной войне. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.






Текст для анализа:

Однажды, находясь в обычном состоянии равнодушного оцепенения, Алексей услышал

комиссарский бас:

- Леша, глянь: тут о тебе написано.

Степан Иванович уже нес Мересьеву журнал. Небольшая статья была

отчеркнута карандашом. Алексей быстро пробежал глазами отмеченное и не

встретил своей фамилии. Это была статейка о русских летчиках времен

первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея

незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными

"шильцем", с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.

- Читай, читай, прямо для тебя, - настаивал Комиссар.

Мересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике,

поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими

позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей

"дум-дум". С раздробленной ногой он сумел на своем "фармане"

перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но

молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез

собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой,

тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он

служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в

заметке, "порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане". Он

был награжден офицерским "Георгием" и успешно служил в русской военной

авиации, пока не погиб в результате катастрофы.

Мересьев прочел эту заметку раз, другой, третий. Немножко

напряженно, но, в общем, лихо улыбался со снимка молодой худощавый

поручик с усталым волевым лицом. Вся палата безмолвно наблюдала за

Алексеем. Он поерошил волосы и, не отрывая от статейки глаз, нащупал

рукой на тумбочке карандаш и тщательно, аккуратно обвел ее.

- Прочел? - хитровато спросил Комиссар. (Алексей молчал, все еще

бегая глазами по строчкам.) - Ну, что скажешь?

- Но у него не было только ступни.

- А ты же советский человек.

- Он летал на "фармане". Разве это самолет? Это этажерка. На нем

чего не летать? Там такое управление, что ни ловкости, ни быстроты не

надо.

- Но ты же советский человек! - настаивал Комиссар.

- Советский человек, - машинально повторил Алексей, все еще не

отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то

внутренним румянцем, и он обвел всех изумленно-радостным взглядом.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!