План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:
Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.
Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.
Основные направления деятельности и конкретные дела классного коллектива.
Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с учителями – предметниками.
Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)
Дневник классного руководителя (список учащихся, подробные данные об учащихся и членах семьи, занятость в кружках и секциях, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений и т.п.).
1.Анализ воспитательной деятельности за прошедший год (результаты решения воспитательных задач) состоит из следующих разделов:
а) Анализ развития учащихся класса:
воспитанность;
уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;
уровень сформированности познавательных интересов;
уровень сформированности ЗУН;
творческие способности, в какой мере реализуются;
изменения в социокультурном развитии (правовая культура, культура семейных отношений, культура общения);
успехи и достижения отдельных учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей учащихся класса;
учащиеся «группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
основные ценностные ориентиры учащихся класса (особенности отношения учащихся класса к людям, школе, труду, учебе, классу; изменение круга наиболее значимых людей учащихся класса);
степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
занятия в кружках, секциях.
б) Анализ развития коллектива класса:
социально-психологический микроклимат в классе (характер взаимоотношений в классе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к учителям, к школе);
развитие общественной активности учащихся (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);
адаптация, «интеграция» новичков в классном коллективе;
особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).
в) Анализ организации воспитательного процесса в классе:
что из содержания воспитательных мероприятий в классе было принято наиболее охотно; где учащиеся проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
какие дела способствовали сплочению и развитию классного коллектива;
какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на учащихся;
участие учащихся класса в жизнедеятельности школы (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования (СЮТ, СЮН, РДК, ЦДТ, ДЮСШ, ДМШ, ДХШ, библиотеки, Дом дружбы, музей, национально-культурные общества и т.д.).
г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и родительским активом:
частота и характер контактов с семьями;
влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность в классе;
результативность организации родительских собраний в классе;
эффективность индивидуальной работы с родителями;
особенности взаимодействия с родительским активом;
взаимодействие с проблемными семьями.
д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в классе:
учителя – предметники;
психолог;
инспектор ПДН;
медсестра.
е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год
должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в вашем классном коллективе, из собственной системы воспитании в классе (если таковая есть) и из Программы воспитании, по которой работает школа. Например, могут быть такими:
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Содействовать формированию нравственной позиции школьников.
3. Основные направления воспитательной деятельности и дела класса.
Можно оставить форму плана ВР школы
Сентябрь. Месячник по благоустройству школьной территории Месячник воспитания познавательной активности и ответственного отношения к учебе |
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя |
Пн | | | | | |
Вт | | | | | |
Ср | | | | | |
Чт | | | | | |
Пт | | | | | |
Сб | | | | | |
В плане-сетке указываются: дата, конкретные мероприятия с классом на текущий месяц. Общешкольные выделяются красным цветом; классные часы – черным или зеленым; остальные мероприятия – синим.
4. Индивидуальная работа с учащимися
1. Формы работы:
Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.
Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.
2. Форма плана работы с учащимися
План индивидуальной работы с учащимися класса
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Мир увлечений | Основные личностные достижения | Главные проблемы в развитии | Формы и способы педагогической поддержки | Дата (месяц) |
| | | | | 1. 2. 3. 4. | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
5. Работа с родителями.
1. Формы работы:
Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.
Педагогическое просвещение родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).
Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.
2.Правила индивидуальной работы с родителями:
Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.
Найди удобное место и определи время разговора с родителями.
Наберись терпения выслушать.
Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.
Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.
Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.
3.Формы работы с родителями:
- референдум;
- День открытого телефона;
- День открытых дверей;
- философский стол;
- публичная лекция;
- конференция;
- беседа;
- лекторий;
- гостиная, круглый стол;
- диспут;
- тематические консультации;
- вечер вопросов и ответов;
- открытые уроки;
- открытый классный час;
- клуб молодой семьи;
- педагогические практикумы;
- переписка с родителями;
- деловые игры с родителями;
- анкетирование.
- тестирование.
- обмен опытом,
- обзор педагогической литературы.
4. Форма плана работы с родителями.
План работы с родителями
Месяц | Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий) | Педагогическое просвещение (темы родительских собраний) | Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями) | Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор ПДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | | | | |
Октябрь | | | | |
Ноябрь | | | | |
Декабрь | | | | |
Январь | | | | |
Февраль | | | | |
Март | | | | |
Апрель | | | | |
Май | | | | |
6. Работа с учителями – предметниками.
1.Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
2.Наиболее актуальными направлениями, составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников являются:
экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности);
организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации класса);
дифференциация и индивидуализация (учет особенностей школьников при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств);
последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.
3.Формы организации взаимодействия классных руководителей с учителями -предметниками:
совещание классного руководителя с учителями – предметниками,
работающими в классе;
посещение классным руководителем уроков;
приглашение учителей-предметников на родительские собрания,
групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями-
предметниками;
предметниками.
4.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками должна учитывать:
проблемы прошлого учебного года (вытекают из анализа
деятельности классного руководителя за предыдущий год); адаптационные проблемы (сентябрь);
завершение учебных четвертей (октябрь, декабрь, март, май);
индивидуальные проблемы отдельных учащихся.
5.Форма плана работы с учителями – предметниками может выглядеть так:
Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников
Месяцы | Совещания классного руководителя с учителями - предметниками | Индивидуальные беседы с учителями - предметниками | Приглашение учителей – предметников на родительские собрания | Посещение классным руководителем уроков |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | | | | |
Октябрь | | | | |
Ноябрь | | | | |
Декабрь | | | | |
Январь | | | | |
Февраль | | | | |
Март | | | | |
Апрель | | | | |
Май | | | | |
Июнь | | | | |
7. Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)
Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:
развитие личности учащихся;
формирование классного коллектива;
наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
1.Форма планирования изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
План изучения
состояния и эффективности воспитательного процесса в классе
Сроки изучения | Предмет изучения | Методы и приемы изучения | Субъект изучения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
2. Результаты диагностических исследований
Тема исследования | Цель | Результаты | Выводы и рекомендации |
| | | |
| | | |
9.Дневник классного руководителя
1) Сведения об учащихся
№ п/п | ФИО учащегося | Дата рождения | Домашний адрес и телефон | Занятость в кружках и секциях | Поручения | Сведения о родителях |
ФИО | Место работы |
| | | | | | | |
2) Список актива
Органы самоуправления | Начальник | Члены |
Староста класса | | |
Штаб дисциплины и порядка (ДиП) | | |
Штаб культуры и досуга (КиД) | | |
Штаб науки и образования (НиО) | | |
Штаб труда и заботы (ТиЗ) | | |
Штаб спорта и здравоохранения (СиЗ) | | |
Штаб информации и печати (ИиП) | | |
3).График дежурства по классу
4).Дневник педагогических наблюдений
Дата | Мероприятие (тема и форма проведения) | Достигло ли мероприятие поставленных целей, наиболее яркие моменты, вызвавшие интерес школьников | Что не получилось, анализ причин | Кто проявил себя наиболее активно, кто остался не заинтересован |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
10