СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Макарьевский миссионерский стан

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале 1890-х годов началась подготовка к открытию миссии в Тургайской степи, так 1893 году епископом Оренбургским и Уральским Макарием была продумана перспектива миссионерской деятельности епархии, прежде всего среди казахского населения Тургайской и Уральской областей. Преосвященный Макарий считал необходимым открыть три миссионерских стана в Тургайской области – в населенных пунктах Кустанай, Иргиз и Тургай. После них планировалось открыть один стан в Уральской области и, затем, еще один в Оренбургской губернии[1].

 

[1] Есикова Е. М. Миссионерская деятельность… С. 107.

Просмотр содержимого документа
«Макарьевский миссионерский стан»

Макарьевский миссионерский стан


В начале 1890-х годов началась подготовка к открытию миссии в Тургайской степи, так 1893 году епископом Оренбургским и Уральским Макарием была продумана перспектива миссионерской деятельности епархии, прежде всего среди казахского населения Тургайской и Уральской областей. Преосвященный Макарий считал необходимым открыть три миссионерских стана в Тургайской области – в населенных пунктах Кустанай, Иргиз и Тургай. После них планировалось открыть один стан в Уральской области и, затем, еще один в Оренбургской губернии1.

Оренбургская духовная семинария к этому времени уже дала три выпуска подготовленных к священнической деятельности людей, причем с уклоном на миссионерскую работу среди мусульманского населения. Часть выпускников прослушала Миссионерские курсы при Казанской духовной академии. Указывая на это, епископ Макарий (Троицкий) обратился за разрешением на открытие станов в Святейший Синод, а средства на открытие станов и организацию их деятельности планировалось получать от Православного миссионерского общества2. Совет общества определил ежегодно отпускать на содержание двух миссионерских станов в Тургайской области и на пособия новокрещеным 4470 рублей. Разрешение на открытие миссионерских станов в Оренбургской епархии было дано специальным указом за № 3535 Святейшего Синода от 19 августа 1893 года3. Таким образом, инициатива епископа Макария (Троицкого) была реализована. Открытые в 1894 году в Кустанайском уезде Тургайской области миссионерские станы, получили название Макарьевского (в честь учредителя миссии Преосвященного Макария) и Александрове кого (по поселку Александровскому, где находился стан).

Стан обслуживал нужды миссионерского дела в Кустанайском и Тургайском уездах и в частности удовлетворял религиозно-нравственные и материальные потребности новокрещенных киргиз Макарьевского поселка. При стане имелся участок в 8235 десятин земли, отведенной в 1894 – 1895 гг. особым приговором представителей киргизских обществ исключительно для удовлетворения нужд новокрещенных киргиз Тургайской области. Этот земельный участок в мае месяце 1901 г. надлежащим образом был обмежеван и разбит на планомерные площади по 60 десятин в каждой, и новокрещенные были оделены по 20 десятин.

Макарьевский миссионерский стан располагался вблизи Михайловского поселка Кустанайского уезда в 60-ти верстах от Кустаная. При стане был образован Макарьевский поселок для новокрещеных казахов4. Александровский миссионерский стан находился в поселке Александровском, располагавшемся в 40 верстах от Кустаная, где имелась церковь и дома для духовенства5.

Районом деятельности обоих станов, является северная часть Тургайской области – уезды Кустанайский – 143557 человек, из которых православных – 27258 и мусульман-казахов – 116229 и Актюбинский – 114961 человек, из которых православных – 2777 и мусульман-казахов – 112184. Православное население уездов, в основном, русское. Половина его находилась в городах Кустанае и Актюбинске, а также в крупных селениях, где есть церкви и школы. Эта часть населения оставалась верной православию и русским обычаям. Другая половина (14277 человек) проживала на арендованных у казахов землях в поселках, хуторах или заимках, иногда всего по 2 – 3 семейства. Эта часть русского населения находилась в экономической зависимости от казахов и попадала под их религиозно-культурное влияние. Поэтому в задачи основанных станов входила не только миссионерская работа среди казахов, но и утверждение в православии русского населения, живущего рядом с казахами6.

При Макарьевском стане в 1894 г. была построена церковь-школа на средства Комитета. В 1897 г. при стане была выстроена по распоряжению епископа Владимира школа с интернатом для мальчиков русских поселенцев и киргизов. Заведующим станом и законоучителем был определен священник Георгий Крашенников из выпускников Оренбургской Духовной Семинарии. Учащихся насчитывалось в 1898 г. 40 мальчиков. В школе преподавался киргизский язык, церковное пение и чтение. Для школы был приобретен волшебный фонарь и заведена библиотека, а в праздничные и воскресные дни устраивались религиозно-нравственные чтения и беседы для киргиз. В ведении Крашенникова состояла женская школа грамоты. В ней в 1898г. обучалось 18 девочек. Предметом забот заведующего станом являлась также сельскохозяйственная жизнь новокрещенных 7.

К Макарьевскому миссионерскому стану относились три поселка: Макарьевский, Михайловский и Степановский. При стане были открыты три школы: Макарьевская миссионерская, Михайловская женская церковно-приходская школа грамоты (как уже упоминалось) и Степановская женская церковно-приходская школа грамоты. При стане помимо прочих школ существовали 2 аульные школы: 1-я Убаганская в 5 ауле Убаганской волости в урочище «Шомке», в ней обучалось 14 человек – 8 мальчиков и 6 девочек; 2-я Жалкамысская аульная школа грамоты на урочище «Жалкамыс» открыта 7 февраля 1904г., в ней обучалось 12 учеников 8.

В области внешнего уклада жизни новокрещенные ничем не отличались от русских. Обстановка во всех их домах была вполне русская: в переднем углу в каждом доме имелась божница со Святыми Иконами, перед которыми обязательно висели лампады. Все новокрещенные правильно клали на себя крестное знамение, носили на себе кресты. При входе в жилище, перед едой и после принятия пищи, утром и вечером, перед началом дела и после молились все Богу. При встрече со священником обязательно подходили под благословение. В Церковь Божию ходили все и исполняли все обряды Церкви. Все они знали молитвы. Только двое, трое из новокрещенных молитвы знали нетвердо, плохо говорили по-русски, поэтому с ними молитвы нужно было учить по-киргизски.

Тем не менее, новокрещенные киргизы Макарьевского поселка не были истинными христианами и строго убежденными в правоте Христовой веры. Так как они и, особенно новокрещенные первого колена, не смогли вполне освободиться от обычаев и привычек и воззрений мусульман. Хотя и были небольшие упущения во внешнем строе жизни новокрещенных, но и те замечались миссионером стана и сразу принимались соответствующие меры 9. В целях теснейшего сближения c новокрещенными, изучения их домашнего быта и ознакомления с нуждами миссионер стана часто посещал их убогие жилища, предлагал краткие поучения и наставления, беседовал он с ними как отец с детьми, разделял их горе и радость. Да и сами новокрещенные не забывали своего отца духовного, ежедневно на дому у него бывало по несколько человек новокрещенных. Одни приходили к нему просить пособия, другие за советом, третьи побеседовать, а четвертые с жалобой на кого-нибудь. Миссионер стана разбирал их ссоры и тяжбы, защищал их от притеснения со стороны русских и мусульман, и всегда старался решать распри на началах мира и любви.

Но главным средством к научению новокрещенных киргиз Макарьевского поселка истинной Христовой вере служила школа вечерних классов, 10 где они знакомились с догматами Православной веры, изучали Священную Историю, молитвы, церковные песнопения и т.п. По окончании занятий каждый раз бывала вечерняя молитва, сопровождаемая общим пением некоторых молитвословий. Занятия в школе вечерних классов в отчетном году бывали два раза в неделю: по воскресеньям и четвергам. В первую половину учебного года занятия велись учителем местной миссионерской школы Николаем Дмитриевым, а во вторую учителем Александром Плашихиным. Оба они занимались под наблюдением и руководством заведующего станом священника о. Иоанна Касимова (назначен заведующим станом с 21-го июня 1901 г. вместо Г. Крашенникова), который и сам в этом деле принимал живейшее участие.

К сожалению, не все новокрещенные аккуратно посещали школу вечерних классов. Некоторые из них бывали только по праздничным дням. Чтобы заставить новокрещенных аккуратно посещать школу вечерних классов, по мнению о. Иоанна необходимо было занятия сделать более интересными, а для этой цели приобрести волшебный фонарь и недорогой граммофон с духовными пьесами, тогда и стар, и млад, пошли бы в школу послушать граммофон или посмотреть на световые картины.

В материальном отношении новокрещенные киргизы Макарьевского поселка жили бедно, за исключением нескольких дворов и миссионерский стан приходил на помощь наиболее нуждающимся новокрещенным, выдавая им пособие из запасного хлеба, хранящегося в миссионерском амбаре. Выдавал стан пособие и день­гами 11. Но пособие это было мало. Помощь должна быть более широка, и в этом отношении миссия не должна была уступать киргизам мусульманам, которые готовы были отдать все, чтобы только совратить в свою веру кого-нибудь из русских или новокрещенных киргиз. При Макарьевском миссионерском стане существовала русско-киргизская миссионерская одноклассная школа с интернатом на 20 человек русских и киргиз. Она помещалась в собственном здании, выстроенном в 1897 году. Уроки Закона Божия в школе всегда носили миссионерский характер. К 1 января 1905 года всех учащихся в школе было 92 ученика, из них русских 61, новокрещенных 12 и киргиз магометан 19 12.

Все ученики были снабжены учебниками, письменными принадлежностями в достаточном количестве. В общежитии содержалось 19 киргизских и 3 русских мальчика. Все они были на полном казенном содержании. В отчетном году библиотека школы была значительно пополнена учебниками и пособиями; приобретены были 6 новых парт, 6 стульев и 1 книжный шкаф. Для удовлетворения нужд школьного интерната и новокрещенных стана миссия ежегодно засевала по несколько десятин пшеницы.

Миссионер стана посещал русских поселенцев, живущих по заимкам, увещал их, кода представится удобный случай, беседовал с киргизами о предметах веры; доказывал им, что приведение инородцев к вере Христовой есть дело великой важности. Так он посещал заимки: Забелино, Саблино, Лопатино, Павлово, Войщево, Борки, Чернышево и другие. В некоторых из этих заимок он бывал по два, по три раза. Ни в одном из названных заимок не было, ни молитвенных домов, ни школ. Дети не знали молитв. Читать и писать из детей редко кто умел. В административном отношении все эти заимки были подчинены аульным старшинам и волостным управителям, которые, по словам заимчан, сильно их притесняли. Не имея своей земли, эти жители арендовали землю у киргиз, которые часто их обманывали – получали за землю деньги, а в земле отказывали.

При стане имелось русско-киргизское миссионерское училище, открытое в 1897г. с интернатом на 25 киргизских мальчиков 13. К 1 января 1908г. учеников в училище было всего 45 человек, из них 22 русских мальчика, 20 киргиз мусульман и 3 детей новокрещенных. Все учащиеся снабжались учебниками и столом.




1 Есикова Е. М. Миссионерская деятельность… С. 107.

2 Там же. С. 108.

3 Там же. С. 108.

4 Устройство кузницы и опытного поля в Макарьевском Миссионерском стане Кустанайского уезда // Оренбургские Епархиальные Ведомости. 1916 . №24-26. Неоф. ч. С. 307.

5 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. СПб., 1899. С. 117.

6 Там же. С. 116-118.

7 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1898 г. С.15.

8 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1904 г. С.3.

9 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1908 г. С. 25.

10 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1908 г. С. 31.

11 Там же. С. 33.

12 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1905 г. С.12.

13 Отчет Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского Общества за 1908 г. С. 34.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!