Урок № Тема: Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.
Цель урока:
Сформировать у учащихся научные представления о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем.
Демонстрации:
Действие магнитного поля прямого проводника с током на магнитную стрелку.
Магнитные спектры прямого и кругового проводников с током.
Ход урока
Изучение нового материала
План изложения нового материала:
Простейшие свойства магнитных материалов.
Связь электрических и магнитных явлений.
Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля.
Направление и линии магнитного поля.
Простейшие свойства магнитных материалов
Магнетизм, как явление, известен, по крайней мере, с пятого века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Еще древние греки знали, что существует особый минерал камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.
Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой, посвященной исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.
На основании опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов:
а) магнитное притяжение и отталкивание присущи только некоторым телам: железной руде, железу, стали и некоторым сплавам;
б) магнит имеет по крайней мере два полюса: северный и южный;
в) одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные - притягиваются;
г) свободно подвешенный магнит ориентируется определенным образом относительно стран света.
Связь электрических и магнитных явлений
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что магнитные взаимодействия рассматривались первоначально как совершенно не связанные, с электрическими. Хотя еще в далекие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы
О пыт Эрстеда
Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло благодаря счастливой случайности: когда Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находившаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока.
В 1820 г. Эрстед обнаружил, что магнитное поле порождается электрическим током.
После того, как были обнаружены взаимодействия магнита с магнитом и электрического тока с магнитом, возник вопрос: будет ли иметь место магнитное взаимодействие между электрическими токами?
Положительный ответ на этот вопрос был получен Ампером, который экспериментально обнаружил, что параллельные проводники с токами взаимодействуют друг с другом.
В 1820 г. Ампер предположил, что магнитные свойства постоянных магнитов, обусловленные множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел.
Магнитное поле.
На основании опытов необходимо подвести учащихся к следующему выводу:
Вывод: в пространстве вокруг проводники с током возникают силы, действующие на движущиеся заряды и на магнитную стрелку.
Эти силы получили название магнитных. Таким образом, магнитным полем мы будем называть то состояние пространства, которое дает себя знать действием магнитных сил.
Определяющие свойства магнитного поля таковы:
магнитное поле порождается магнитами и движущимися зарядами, в частности электрическим током;
магнитное поле обнаруживается по действию на магниты и движущиеся заряды;
магнитное поле материально, т.к. оно действует на тела, и следовательно обладает энергией;
магнитное поле обнаруживается по действию на магнитную стрелку.
Из опытов видно, что магнитная стрелка, которая может свободно вращаться вокруг своей оси, всегда устанавливается, ориентируясь определенным образом, в данной области магнитного поля. Исходя из этого, вводится понятие о направлении магнитного поля в данной точке. Необходимо запомнить, что направление, на которое указывает северный полюс магнитной стрелки, является направлением магнитного поля в данной точке.
Используя железные опилки, следует показать учащимся спектр магнитного поля прямого тока и ввести понятие о линиях магнитного поля.
Опр. Линиями магнитного поля являются линии, проведенные так, что касательные к ним в каждой точке указывают направление поля в этой точке.
После введения понятия линий магнитного поля надо показать графическое изображение магнитных полей и ввести правило для определения направления линий магнитного поля.
Для графического изображения магнитного поля используют магнитные силовые линии. Магнитные силовые линии всегда являются замкнутыми;
Первое правило «обхвата» правой рукой: если правой рукой мысленно «обхватить» проводник так, чтобы большой палец был направлен по току, то четыре пальца покажут направление линий магнитного поля.
Правило буравчика:
Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока.
Вывод: силовые линии магнитного поля прямолинейного тока представляют собой окружности, охватывающие этот ток (рис. 91)
При этом следует обратить особое внимание учащихся на отличие линий магнитного поля от силовых линий электрического поля: линии магнитного поля либо замкнуты, либо начинаются и заканчиваются на бесконечности.
Разумеется, необходимо объяснить, что линии магнитного поля реально не существуют, они всего лишь удобный способ его описания.
Обсуждение картины магнитных линий прямого тока в случае, если:
Ток течет от нас за плоскость рисунка (рис. 92 а);
Ток течет на нас из - за плоскости рисунка (рис. 92 б)
Закрепление изученного материала
Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему?
Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока?
Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводе, не пользуясь амперметром?
Турист нашел в лесу стальное полотно ножовки. Как он может определить, намагничено ли это полотно, если у него нет с собой предметов из магнитных материалов?
Домашнее задание: §56, 57 учебника; вопросы к параграфам; № 1459, 1462, 1463, 1464.