Просмотр содержимого документа
«МАДОУ №69 сценарий познавательного мероприятия "Масленица"»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе
по теме: «Масленица»
Автор конспекта НОД: воспитатель Поздеева Галина Викторовна.
Участники НОД: дети второй младшей группы
Задачи приоритетной ОО "Познавательное развитие" Знакомство детей с русским народным праздником «Масленицей», приобщение детей к русской национальной культуре. Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице», ее значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели.
- Познакомить детей с традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.
- Создать радостное настроение.
Задачи ОО в интеграции:
ОО «Речевое развитие»: побуждать развитие фантазии; формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к традициям в процессе деятельности; развивать грамматически правильную диалогическую речь; владеть речью как средством общения и культуры;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: развивать мышление, взаимодействовать друг с другом; развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками, формировать позитивный настрой к народным традициям, формировать умение договариваться; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
ОО «Физическое развитие»: давать возможность активно двигаться, посредством чередования видов деятельности: беседа, физминутка; способствовать развитию двигательной активности; контролировать правильное выполнение основных движений в игровой деятельности и в хороводе.
Предпосылки УД: умение работать по инструкции взрослого; умение применять правила в игре.
Оборудование для педагога: -презентация «Масленица»,
- кукла «Масленица»,
- ноутбук с подборкой тематических аудиоматериалов,
- обруч с завязанными на нём лентами,
Словарная работа: Масленица, закличка, хоровод, проводы
Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми, разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни «Блины!».
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? (зима) - А какой месяц? (февраль) - Мы знаем, что февраль - это последний месяц зимы. - Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество, День защитника Отечества). - А какое время года настанет после того как пойдет февраль, после зимы? (весна). Правильно после зимы приходит весна. - В старину люди считали, что весна не наступит, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна - красна мимо проедет. Хозяйки в это время пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Показ презентации «Масленица». Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье. Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»? (ответы). | СКР (коммуникативная) | Беседа | Слово Слух | Создавать мотивацию к занятию. Развить любознательность. Закреплять первичные представления о празднике | Проявляет любознательность |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Праздник Масленицы начинался в понедельник и назывался этот день - «Встреча». В старину к первому дню праздника изготавливали из тряпок и соломы чучело Масленицы. Наряжали ее в расписной сарафан и платок нарядный. Эта кукла – символ зимы. Ее возили на санях по всему городу и люди ей радовались. - Давайте и мы с вами позовем к нам в гости «Масленицу». Дети читают закличку: Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает " ВСТРЕЧА". Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят. (появляется кукла «Масленица»). | СКР, ПР (коммуникативная, познавательно-исследовательская ) | Беседа | Зрение Слово Слух | Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Закреплять первичные представления о празднике | Достаточно хорошо владеет устной речью. Обладает начальными знаниями о масленице. Проявляет готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. |
Проводится физминутка «Игра «Карусели». Воспитатель держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель кружится с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! | Физическое развитие (ФР) | Физминутка Игра | Слух, слово, движение | Развивать и закреплять двигательную активность. Формировать готовность к совместной деятельности | Владеет основными движениями, может контролировать свои движения. |
Второй-день недели назывался «Заигрыш». В этот день устраивались игры и потехи. Заливали ледяные горки и весело катались на санках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная - А вы хотите покататься на санках. (Да) Игра «Катание на санях». Дети встают парами друг за другом и «катаются на санках», пока звучит музыка. Уж мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки-самокаточки, Да с горы-то-ух. В снег пушистый-бух. | СКР, ПР, ФР (коммуникативная, позн.-исследовательская, физическая) | Беседа Игра | Зрение Слух Слово | Формировать готовность к совместной деятельности Закреплять первичные представления о празднике | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. |
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (ответы). Пальчиковая гимнастика. Брынцы - брынцы, (ладушки) Пеките блинцы! (Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально) Мажьте масленее (Поглаживают друг другу ладони) Будьте повкуснее! Брынцы - брынцы, (ладушки) Подайте блинца! (Протягивают руки вверх ладонями). | СКР, ПР (коммуникативная, позн.-исследовательская) | Беседа | Зрение Слово Слух | Формировать готовность к совместной деятельности Закреплять первичные представления о празднике | Обладает элементарными представлениями о масленице |
В четверг проходила «широкая» Масленица - «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. А еще возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Пятый день назывался «Тещины вечеринки». Масленица – это еще и семейный праздник. В этот день ходили к родственникам в гости на блины. А на шестой день Масленицы «Золовкины посиделки» ходили в гости к знакомым и друзьям и угощались блинами. Этот день был всегда шумным, с ряжеными, играми, любимыми русскими забавами: катанием с гор на салазках, катание на лошадях. В воскресенье - седьмой и последний день Масленицы - был обычай «проводов зимы». Назывался он «Прощенное воскресенье». Это самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. | СКР, ПР (коммуникативная, позн.-исследовательская) | Беседа Хоровод | Слух, Слово | Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. | Достаточно хорошо владеет устной речью. |
Содержание НОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры |
Заключительная часть (рефлексивный этап) Воспитатель: - В этот день чучело из соломы выносили на улицу и сжигали его, звали в гости весну: Приди, Весна, приди, красна! Приди, Весна, с радостью, С великой милостью: С жарким солнцем, С высоким хлебом, С урожаем богатым, С добром ко всем ребятам! Звучит песня - закличка «Ясна, красна приди, Весна». | СКР (коммуникативная) | Беседа | Слух, слово | Формировать умение высказывать своё мнение, формировать грамматически правильно построенную диалогическую речь | Достаточно хорошо владеет устной речью. Может выражать свои мысли и желания в ситуации общения |