СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.В.Ломоносов "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.В.Ломоносов "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф..."»

М.В.Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»

М.В.Ломоносов «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»

ЦЕЛИ выявить значение деятельности М.В.Ломоносова для российской науки определить ключевую идею «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»

ЦЕЛИ

  • выявить значение деятельности М.В.Ломоносова для российской науки
  • определить ключевую идею «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»
Путь Ломоносова в науку был не прост. В Академии наук крупные учёные были отстранены от управления и всеми делами ведал секретарь канцелярии И.Д.Шумахер, прибывший в Петербург из Страсбурга. Он самолично распоряжался деньгами академии, определял должности и характер работы академиков, стараясь столкнуть их между собой, пристраивая на работу в академии своих родственников и приближённых.

Путь Ломоносова в науку был не прост. В Академии наук крупные учёные были отстранены от управления и всеми делами ведал секретарь канцелярии И.Д.Шумахер, прибывший в Петербург из Страсбурга. Он самолично распоряжался деньгами академии, определял должности и характер работы академиков, стараясь столкнуть их между собой, пристраивая на работу в академии своих родственников и приближённых.

Нужна была огромная воля и большая вера в предназначение науки, чтобы устоять в борьбе. По возвращении в академию Ломоносов оказался на положении студента: ни приличного жалования, ни серьёзной научной работы, ничего не меняла даже диссертация на латинском языке.

Нужна была огромная воля и большая вера в предназначение науки, чтобы устоять в борьбе. По возвращении в академию Ломоносов оказался на положении студента: ни приличного жалования, ни серьёзной научной работы, ничего не меняла даже диссертация на латинском языке.

Как адъюнкт (лицо, занимающее младшую ученую должность в академиях и в высших учебных заведениях; помощник академика или профессора) физического класса, Ломоносов избрал основным направлением своей научной работы химию, разработал проект лаборатории. Только через шесть лет, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была открыта в 1748 году.

Как адъюнкт (лицо, занимающее младшую ученую должность в академиях и в высших учебных заведениях; помощник академика или профессора) физического класса, Ломоносов избрал основным направлением своей научной работы химию, разработал проект лаборатории. Только через шесть лет, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была открыта в 1748 году.

Одновременно чинились препятствия в публикации научных трудов Ломоносова, принижалось значение его научных исследований и проектов. Однако Ломоносов не отличался покорностью и умел за себя постоять.

Одновременно чинились препятствия в публикации научных трудов Ломоносова, принижалось значение его научных исследований и проектов. Однако Ломоносов не отличался покорностью и умел за себя постоять.

Ссора Ломоносова с профессорами академии Однажды в Академическом собрании, раздражённый оскорбительными и несправедливыми действиями Шумахера, Миллера и Винсгейма, Ломоносов на виду у всех показал Винсгейму кукиш. Столь же резко обошёлся он и с другим приспешником Шумахера, молодым адъюнктом И.Трускотом, незаслуженно получившим эту должность: «Ты что за человек? Ты адъюнкт. Кто тебя делал? Шумахер! Говори со мною по-латыни!» Но Трускот не знал латыни, хотя лица, занимающие научные должности в академии, обязаны были по тем временам владеть латинским языком.

Ссора Ломоносова с профессорами академии

Однажды в Академическом собрании, раздражённый оскорбительными и несправедливыми действиями Шумахера, Миллера и Винсгейма, Ломоносов на виду у всех показал Винсгейму кукиш. Столь же резко обошёлся он и с другим приспешником Шумахера, молодым адъюнктом И.Трускотом, незаслуженно получившим эту должность: «Ты что за человек? Ты адъюнкт. Кто тебя делал? Шумахер! Говори со мною по-латыни!» Но Трускот не знал латыни, хотя лица, занимающие научные должности в академии, обязаны были по тем временам владеть латинским языком.

Показав беспомощность Трускота, Ломоносов заключил: «Ты никуда не годишься и недостойно произведен». И долго ещё слышались негодования его. Шумахера же, как подтверждают свидетели, он «вором назвал и прочих господ профессоров также бранил». Самому же Винсгейму в заключение пригрозил «поправить все зубы», если он вздумает пожаловаться. Таков был Ломоносов: терпеть несправедливость, невежество он не мог.

Показав беспомощность Трускота, Ломоносов заключил: «Ты никуда не годишься и недостойно произведен». И долго ещё слышались негодования его. Шумахера же, как подтверждают свидетели, он «вором назвал и прочих господ профессоров также бранил». Самому же Винсгейму в заключение пригрозил «поправить все зубы», если он вздумает пожаловаться. Таков был Ломоносов: терпеть несправедливость, невежество он не мог.

На другой день оскорблённый Винсгейм написал докладную с требованием наказать Ломоносова. Поведение Ломоносова было воспринято как из ряда вон выходящее, и комиссия распорядилась подвергнуть строптивого адъюнкта внутреннему (академическому) аресту. Ломоносов содержался под стражей сначала в караульном помещении академии, потом (в виду болезни) в домашних условиях. Восемь месяцев он не мог заниматься научной деятельностью, не получал жалованья. Однако в это время он много работает, пишет диссертацию о строении вещества, обосновывает анатомическую теорию. В трудные минуты Ломоносов обращается к поэзии. Как раз в дни ареста из-под его пера выходят «Утреннее размышление о Божьем величестве» и «Вечерние размышления о Божьем величестве…»
  • На другой день оскорблённый Винсгейм написал докладную с требованием наказать Ломоносова. Поведение Ломоносова было воспринято как из ряда вон выходящее, и комиссия распорядилась подвергнуть строптивого адъюнкта внутреннему (академическому) аресту.
  • Ломоносов содержался под стражей сначала в караульном помещении академии, потом (в виду болезни) в домашних условиях. Восемь месяцев он не мог заниматься научной деятельностью, не получал жалованья. Однако в это время он много работает, пишет диссертацию о строении вещества, обосновывает анатомическую теорию. В трудные минуты Ломоносов обращается к поэзии. Как раз в дни ареста из-под его пера выходят «Утреннее размышление о Божьем величестве» и «Вечерние размышления о Божьем величестве…»
При дворе мало кто задумывался о роли науки в развитии государства. Экономику страны почти никто всерьёз не связывал с наукой. У неё не было другого пути для утверждения, кроме самоутверждения, саморазвития. Относительную независимость и силу учёный мог приобрести за счёт своих открытий. Этот путь и избрал Ломоносов. Освободившись из-под ареста, он с ещё большим рвением занимается науками.

При дворе мало кто задумывался о роли науки в развитии государства. Экономику страны почти никто всерьёз не связывал с наукой. У неё не было другого пути для утверждения, кроме самоутверждения, саморазвития. Относительную независимость и силу учёный мог приобрести за счёт своих открытий. Этот путь и избрал Ломоносов. Освободившись из-под ареста, он с ещё большим рвением занимается науками.

Его работы обладали яркостью формы, образностью языка. Вот почему, несмотря на происки недоброжелателей, исследования Ломоносова были одобрены в Академическом собрании, и в 1745 году, на 33-м году своей жизни, он получает звание профессора. Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов приобретает всё большее и большее влияние в самой академии. В известной степени этому способствовало и его сближение с блестяще образованным И.И.Шуваловым, знатным царедворцом при Елизавете Петровне, знатоком искусства, наук, оказавшим поддержку начинаниям учёного.
  • Его работы обладали яркостью формы, образностью языка. Вот почему, несмотря на происки недоброжелателей, исследования Ломоносова были одобрены в Академическом собрании, и в 1745 году, на 33-м году своей жизни, он получает звание профессора.
  • Постепенно в силу своей талантливости, очевидных успехов в науке Ломоносов приобретает всё большее и большее влияние в самой академии. В известной степени этому способствовало и его сближение с блестяще образованным И.И.Шуваловым, знатным царедворцом при Елизавете Петровне, знатоком искусства, наук, оказавшим поддержку начинаниям учёного.
Ломоносов предлагает открыть в Москве университет. В 1755 году в Татьянин день открыт Московский университет. Он стремится привлечь специалистов, настаивает на увеличении выпуска учебных книг на родном языке, борется с непорядками академической обсерватории. В 1758 году ему поручается руководство научной частью академии, в 1760 году он назначается куратором университета и гимназии, которым надлежало стать основной базой академической науки.

Ломоносов предлагает открыть в Москве университет. В 1755 году в Татьянин день открыт Московский университет. Он стремится привлечь специалистов, настаивает на увеличении выпуска учебных книг на родном языке, борется с непорядками академической обсерватории. В 1758 году ему поручается руководство научной частью академии, в 1760 году он назначается куратором университета и гимназии, которым надлежало стать основной базой академической науки.

Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»

Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…»

Как вы полагаете, если не в первый раз направляется поэт к владыкам государства, возможно к самой императрице, просить помощь для развития науки, если он далеко не всегда встречает понимание и поддержку, какие чувства его обуревают? Усталость, изнеможение, разочарование, безысходность, уныние… Мы понимаем, какой ценой достались Ломоносову его победы в борьбе за российскую науку. Что противопоставлено беззаботности кузнечика? Беззаботности кузнечика противопоставлено состояние усталости от забот лирического героя.
  • Как вы полагаете, если не в первый раз направляется поэт к владыкам государства, возможно к самой императрице, просить помощь для развития науки, если он далеко не всегда встречает понимание и поддержку, какие чувства его обуревают?

Усталость, изнеможение, разочарование, безысходность, уныние… Мы понимаем, какой ценой достались Ломоносову его победы в борьбе за российскую науку.

  • Что противопоставлено беззаботности кузнечика?

Беззаботности кузнечика противопоставлено состояние усталости от забот лирического героя.

Заглавие показывает, что время и место действия ограничены и определены: дорога в Петергоф, год 1761-й. Стихотворение похоже на дневниковую запись, хотя это перевод, но перевод своеобразный. Произведение является оригинальным переложением стихотворения «К цикаде», приписывавшегося Анакреону (две последние строки добавлены Ломоносовым).

Заглавие показывает, что время и место действия ограничены и определены: дорога в Петергоф, год 1761-й. Стихотворение похоже на дневниковую запись, хотя это перевод, но перевод своеобразный. Произведение является оригинальным переложением стихотворения «К цикаде», приписывавшегося Анакреону (две последние строки добавлены Ломоносовым).

Анакреон – древнегреческий поэт.  Лирика Анакреона сохранилась в незначительных фрагментах. Её основные мотивы – земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям.

Анакреон – древнегреческий поэт. Лирика Анакреона сохранилась в незначительных фрагментах. Её основные мотивы – земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям.

Сборник игривых стихотворений, написанных в духе Анакреона и ошибочно предписываемых ему, вызвал многочисленные подражания и распространился в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относятся к анакреотике (анакреотической поэзии). Анакреотические стихотворения писали французские, ирландские, немецкие поэты. В России переводили предписываемые Анакреону стихи и писали анакреотические стихотворения М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин и поэты «пушкинской плеяды» (П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков) и мн.др. Анакреотическое стихотворение послужило Ломоносову исходным материалом.
  • Сборник игривых стихотворений, написанных в духе Анакреона и ошибочно предписываемых ему, вызвал многочисленные подражания и распространился в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относятся к анакреотике (анакреотической поэзии). Анакреотические стихотворения писали французские, ирландские, немецкие поэты.
  • В России переводили предписываемые Анакреону стихи и писали анакреотические стихотворения М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин и поэты «пушкинской плеяды» (П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков) и мн.др. Анакреотическое стихотворение послужило Ломоносову исходным материалом.
Выразительное чтение стихотворения Анакреона «К цикаде» (перевод А.Михайловой) Одинакова ли интонация стихотворений Ломоносова и Анакреона (перевод Михайловой)? Интонации не совпадают: в стихотворении Ломоносова звучит грусть, усталость; стихотворение Анактеона исполнено радости и восхищения. Почему Анакреон обращается к образу цикады?

Выразительное чтение стихотворения Анакреона «К цикаде» (перевод А.Михайловой)

  • Одинакова ли интонация стихотворений Ломоносова и Анакреона (перевод Михайловой)?

Интонации не совпадают: в стихотворении Ломоносова звучит грусть, усталость; стихотворение Анактеона исполнено радости и восхищения.

  • Почему Анакреон обращается к образу цикады?
Большинство цикад имеют жизненный цикл, который длится от двух до пяти лет, но некоторые виды имеют гораздо более длительный жизненный цикл, вплоть до 17 лет. Такой необычно длительный для насекомых цикл жизни послужил причиной того, что в Китае цикада считается символом долголетия, счастья, вечной молодости и даже бессмертия. Для живых цикада является символом долгой жизни, счастья и вечной молодости.

Большинство цикад имеют жизненный цикл, который длится от двух до пяти лет, но некоторые виды имеют гораздо более длительный жизненный цикл, вплоть до 17 лет. Такой необычно длительный для насекомых цикл жизни послужил причиной того, что в Китае цикада считается символом долголетия, счастья, вечной молодости и даже бессмертия. Для живых цикада является символом долгой жизни, счастья и вечной молодости.

Цикады, объясняет Сократ, изначально произошли от людей, которые жили раньше времени муз. Когда пришли музы и начали петь, некоторые человеческие существа пришли в такой восторг, что забыли о еде и хотели лишь петь, что привело их к смерти. Эти воздыхатели муз превратились в цикад, их задача заключалась в том, чтобы сообщать музам, кто из людей в наибольшей степени посвятил себя музам и какой именно из муз.

Цикады, объясняет Сократ, изначально произошли от людей, которые жили раньше времени муз. Когда пришли музы и начали петь, некоторые человеческие существа пришли в такой восторг, что забыли о еде и хотели лишь петь, что привело их к смерти. Эти воздыхатели муз превратились в цикад, их задача заключалась в том, чтобы сообщать музам, кто из людей в наибольшей степени посвятил себя музам и какой именно из муз.

Какой мотив преобладает в стихотворении Анакреона? Мотив восхищения беспечностью существования безобидного земного существа, стремления к обретению беспечности как формы внутренней свободы. Подумайте, почему в поэтическом сознании М.В.Ломоносова рождается образ беззаботного кузнечика?
  • Какой мотив преобладает в стихотворении Анакреона?

Мотив восхищения беспечностью существования безобидного земного существа, стремления к обретению беспечности как формы внутренней свободы.

  • Подумайте, почему в поэтическом сознании М.В.Ломоносова рождается образ беззаботного кузнечика?
В книге «Эмблемы и символы», изданной в 1705 г. в Амстердаме по личному указанию Петра Первого: «сверчок, кузнечик или коник полевой значит негодного стихотворца, враля и Аполлона». В древних Афинах кузнечик считался символом знати, владеющей землёй. Члены аристократических кланов носили изображения золотых кузнечиков в качестве отличительных знаков своего положения.
  • В книге «Эмблемы и символы», изданной в 1705 г. в Амстердаме по личному указанию Петра Первого: «сверчок, кузнечик или коник полевой значит негодного стихотворца, враля и Аполлона».
  • В древних Афинах кузнечик считался символом знати, владеющей землёй. Члены аристократических кланов носили изображения золотых кузнечиков в качестве отличительных знаков своего положения.
Сравните слова, которые характеризуют кузнечика в стихотворениях М.В.Ломоносова и Анакреона. Какие отличия вы заметили? В стихотворении Анакреона нет резко негативных характеристик цикады, а у М.В.Ломоносова кузнечик – «тварь презренна». В чём смысл противопоставления «презренна тварь» - «царь»? Презренна тварь для тех, кто в суете жизни не видит ничего, кроме своих эгоистических интересов, кто отказался от свободы в погоне за земными благами. Царь для тех, кто более всего ценит свободу (кузнечик ничего не просит, никому ничего не должен). Какую роль играет риторическое обращение в передаче смысла стихотворения, в его построении? Риторическое обращение «кузнечик дорогой» подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик.
  • Сравните слова, которые характеризуют кузнечика в стихотворениях М.В.Ломоносова и Анакреона. Какие отличия вы заметили?

В стихотворении Анакреона нет резко негативных характеристик цикады, а у М.В.Ломоносова кузнечик – «тварь презренна».

  • В чём смысл противопоставления «презренна тварь» - «царь»?

Презренна тварь для тех, кто в суете жизни не видит ничего, кроме своих эгоистических интересов, кто отказался от свободы в погоне за земными благами. Царь для тех, кто более всего ценит свободу (кузнечик ничего не просит, никому ничего не должен).

  • Какую роль играет риторическое обращение в передаче смысла стихотворения, в его построении?

Риторическое обращение «кузнечик дорогой» подчёркивает тоску лирического героя по свободе, которой наделён маленький кузнечик.

Какой мотив является преобладающим в стихотворении М.В.Ломоносова? Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её обретения в земном существовании . Внутренне свободен тот, кто искренен сам с собой и окружающими, не скрывает своих чувств и намерений. Внутренне свободен человек тогда, когда он наделён самоуважением, стремлением познать самого себя. Человек с завышенной самооценкой пребывает в постоянном поиске лучшего, нового, другого, живёт в мире иллюзий. Заниженная самооценка заставляет постоянно тревожиться о чём-то.
  • Какой мотив является преобладающим в стихотворении М.В.Ломоносова?

Преобладает мотив стремления человека к внутренней свободе и невозможности её обретения в земном существовании . Внутренне свободен тот, кто искренен сам с собой и окружающими, не скрывает своих чувств и намерений. Внутренне свободен человек тогда, когда он наделён самоуважением, стремлением познать самого себя. Человек с завышенной самооценкой пребывает в постоянном поиске лучшего, нового, другого, живёт в мире иллюзий. Заниженная самооценка заставляет постоянно тревожиться о чём-то.

Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Утреннее размышление о Божием Величестве Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Там камни, как вода, кипят, Чтоб к солнцу бренно наше око Горящи там дожди шумят. Могло, приближившись, воззреть, Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. О коль пресветлая лампада Там огненны валы стремятся Тобою, боже, возжжена Для наших повседневных дел, И не находят берегов; Что ты творить нам повелел! Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков;

Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Утреннее размышление о Божием Величестве

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Там камни, как вода, кипят,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Горящи там дожди шумят.

Могло, приближившись, воззреть,

Сия ужасная громада

Как искра пред тобой одна.

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

О коль пресветлая лампада

Там огненны валы стремятся

Тобою, боже, возжжена

Для наших повседневных дел,

И не находят берегов;

Что ты творить нам повелел!

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!