СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Шолохов."Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помогает понять смысл названия произведения,соотнести личность автора и героев романа.

Просмотр содержимого документа
«М.Шолохов."Тихий Дон"»

УРОК

Тема. История создания романа «Тихий Дон». Система образов в романе.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донского казачества; формировать умение анализировать текст; воспитывать нравственность учащихся.

Задачи:
Учебные:
 научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними; научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения.
Развивающие: развивать умение анализировать текст, развивать критическое мышление учащихся. Совершенствовать навыки анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей учащихся, развитие речевой культуры; развитие творческих способностей учащихся. 
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что Гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории. Воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: добру, труду, семье как основе человеческого бытия.
Результаты урока:
личностные: любовь и уважение к большой и малой Родине, её населению, его языку и традициям; эффективное накопление своего личностного опыта: умение сопереживать героям, развитие этических чувств, понимание общечеловеческих ценностей.
предметные: понять смысл названия произведения; соотнести личность автора и героев романа; уметь анализировать поступки героев, видеть их связь с особенностями жизни казачьего сословия в определённую эпоху, определить причинно-следственные связи участия казачества в Великой Российской революции и в Гражданской войне.
метапредметные: осознание закономерности исторических процессов с фактами частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей; уметь делать философские, политические, нравственные выводы.
Ход урока.

I.Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока)
Эпиграф: В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата…

II.Мотивационно-целевой этап

1. Вступительное слово учителя.
И мы во власти волшебства его. 
- «Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. «Библия донского края», как о ней говорят. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях, живущий общечеловеческими радостями и печалями. 
- Шолохов с пронзительной ясностью и горечью показал нам в своём произведении трагедию казаков в годы Великой Российской революции и коллективизации. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России. 
Более 710 действующих лиц романа проходят перед нами. У каждого своя судьба… Каждый персонаж нужен М. Шолохову для раскрытия проблемы.

-Михаилу Александровичу была присуждена Нобелевская премия, как значится в дипломе лауреата, «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». 
2. Целеполагание.

- Какими вы увидели героев романа М. Шолохова «Тихий Дон»?

- Совпадает ли ваша точка зрения с точкой зрения писателя?

Прошу вас подготовиться к представлению одного из героев романа

М. Шолохова «Тихий Дон».

Жизни донского казачества посвятил свой знаменитый роман «Тихий Дон» Нобелевский лауреат 1965 года Михаил Александрович Шолохов.

(По ходу изложения фактов учащиеся записывают их в тетрадях)

Начат роман осенью 1925 года. Последняя, четвертая, книга вышла в 1940 году. Работа длилась почти 15 лет.

1912 – 1922 годы - 10 лет, которые охватывает роман. Они были очень бурными в историческом плане:

Первая Мировая война;

февральская революция 1917 года;

Октябрьская революция;

гражданская война.

Происходящее так глобально, что эти 10 лет стали целой эпохой в истории страны.

Писатель показал в романе жизнь и судьбу огромного количества людей, которых коснулись эти события.

А в толковом словаре мы можем прочитать определение такого жанра художественного произведения

(на экране – выдержка из толкового словаря):

Эпопея - это произведение о значительных исторических событиях, на фоне которых показана жизнь огромного количества людей; охватывающее большой промежуток времени.

- Значит, каким по жанру будет произведение М.А.Шолохова?

III.Работа с текстом
1. Главная идея романа - идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых.
Анализ эпизода «История Прокофия Мелехова»
-Семья Мелеховых в романе Шолохова «Тихий Дон» — это «хранилище нравственного опыта» казачества, оплот национальной русской культуры. 

- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
-Из заповедей казака: Чти старших, уважай старость!

Анализ эпизода «Утро в семье Мелеховых» (ч.1, гл.9)
-В заповедях казака сказано: Будь трудолюбив, не бездействуй! Действительно, на примере семьи Мелеховых это можно доказать.
Анализ эпизода «На сенокосе»

- Как выдумаете, какие чувства испытывают казаки от общения с землей и друг с другом? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
-Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, — все создает ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней. 

2.Происхождение казаков.
-Действие романа сосредотачивается в одной из наиболее «сложных» провинций России - на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки? Фрагмент фильма «Штокман просвещает казаков»
Казак - вольный поселенец на окраинах государства (на Дону, на Кубани, на Тереке), активно участвующий в защите ее границ, свободолюбивый, непокорный.

(Запись определения в тетрадь)


3.Традиции и обычаи казачества.
- Какую роль играет описание быта казаков в начале романа? 
Внимание М.А.Шолохова к быту казаков не случайно. Обычная жизнь, мелочи быта подчиняют человека сложившимся обычаям, нравам, привычкам. Именно в быту проявляется традиционный уклад жизни. 
-Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд.

4.Образы казачек
Героини романа «Тихий Дон» - это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Ильинична. В их характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие, стремление сохранить домашний очаг.
«Тихий Дон» – оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, проливают казаки кровь за родную землю, бьются с врагами и друг с другом, но не зерном засевают казаки степь, впитывает она их кровь; страшные урожаи предстоит собирать их матерям и женам. Казачий поэт Н.Н.Туроверов писал: «Бросил я косу, взял я шашку, не пашу я землю родную, а защищаю».
- Конечно же, без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.
Фрагмент фильма «Свадьба Григория и Натальи»

- Как данный эпизод характеризует нравы казаков?
- Какие еще семьи находятся в центре повествования?
5.Своеобразие казачьего диалекта.
-При чтении романа вы не могли не обратить внимание на язык героев. Язык донского казачества довольно своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности. В традиционном диалекте употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения.

- Какие диалектные слова встретили вы на страницах романа «Тихий Дон»? 
- Действительно, донские выражения очень певучи и искрометны, читаешь их и не перестаешь удивляться, как точно в них проявляется душа донского жителя.
6.Жестокие нравы казачества.
-Найдите в первой книге романа примеры жестокости, изуверства, нравственной развращенности казаков.
Примерные ответы учащихся:
1) Разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова.
2) Сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1-1-I).
3) Пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.
4) Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы (1-1-VII), а затем вновь, вернувшись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля.
5) Братья Мелеховы вступают в драку со Степаном, «клюют» его, «как стервятники падаль» (1-1-XIV).
6) С дикой яростью набрасываются казаки на ни в чем не повинных тавричан, приехавших на мельницу (1-2-V). 
Немало среди казаков и нечистых на руку, причем во время войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.
- Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень - вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер настоящего казака Григория Мелехова. Тяжелый путь пролег между начальной и конечной точкой жизни Григория Мелехова. От начала до конца романа Мелеховы существуют как целое: семья, дом. Из таких кирпичиков и построен был мир казака, бывший долгое время несокрушимым. 

Всех героев романа объединяет любовь к тихому Дону, правда, давно уже не тихому «в переносном смысле и прямом».

3. РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА.

КНИГА ПЕРВАЯ

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Рисуется уклад жизни казачьего дореволюционного хутора Татарского в 1912г. Начинается рассказом о дикой расправе над турчанкой, женой Прокофия Мелехова, заканчивается женитьбой Григория Мелехова на Наталье Коршуновой.

Развиваются семейно – бытовой план, показан конфликт между казаками и мужиками. Появляется в хуторе Штокман, вокруг него образуется кружок.

События происходят на первой мировой войне.

КНИГА ВТОРАЯ.

Часть четвертая

Часть пятая

Февральская революция. Подготовка и начало августовского путча Корнилова.

События происходят после Октябрьской революции и в период гражданской войны.

КНИГА ТРЕТЬЯ

Часть шестая

Верхнее – Донское восстание казаков против советской власти и участие в нем Григория.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ.

Часть седьмая

Часть восьмая

Завершение гражданской войны.

Отношение автора к крестьянскому

Банды Якова Фомина)

Трагические события, связанные с главными героями ( смерть Натальи, Дарьи, Пантелея Прокофьевича), отказ казаков от эвакуации.

Сложное и противоречивое

Бандитизму (на примере

Участие Григория в разбоях банды Фомина. Уход из банды. Внутренние опустошение, связанное со смертью Аксиньи. Возвращение в хутор.



IV.Итоги урока.

- Что же определяет духовный мир донского казака?

(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)


-Какие проблемы и вопросы поднимаются М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон»?
Примерные ответы учащихся:
-проблемы гуманизма: уважение к человеку, как личности;
-проблема влияния войны на судьбу человека;
-проблемы общечеловеческие: честности, патриотизма, чувства собствен-ного достоинства, доброго отношения между людьми, проблемы семейных отношений, любви между женщиной и мужчиной, прославление святого чувства материнства и другие. 

V. Рефлексивно-оценочный этап


- Что я понял? Как я теперь бы решил проблему?

- Как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;

- Понравилась ли мне работа в группе или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…


VI. Домашнее задание.

Творческая работа. Написать эссе на тему «В чём особенность шолоховских героев?»


анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

  • сцена лугового покоса (1-1-9)

  • Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)

  • купание коня (1-1-3)

  • осмотр коней перед призывом на воинскую службу

  • сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2).





Использованная литература
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО», 2007г.
Павловец М.Г., Павловец Т.В. Словарь диалектных слов, встречающихся в «Тихом Доне».
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!