СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока по теме: "Модест Петрович Мусоргский "избушка на курьих ножках" (Баба яга)". К данной разработке прилагается презентация. Желаю успехов!

Просмотр содержимого документа
«М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»»

Выполнила:

Попова Анастасия Дмитриевна.

Мусоргский Модест Петрович (1839— 1881), композитор. 
Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. 

В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. 

Фортепиано относится к клавишно-струнным музыкальным инструментам. Название произошло от итальянского «forte» и «piano», что означает громко и тихо. 

Послушаем его произведение Избушка на курьих ножках. 
Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл "Картинки с выставки" (В музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес). 
Пьеса "Избушка на курьих ножках" навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса. 
В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков - это удары клюки Бабы-Яги. 
Ребята, знаете ли вы, кто такая баба яга? 
Верно. 
Баба Яга – одна из самых известных, таинственных, удивительных и сказочных женщин на земле. Практически в каждой русской народной сказке присутствует ее образ. С самого детства мамы и бабушки знакомят нас с Ягой, но многие ли задумывались, зачем она так ярко представлена в сказках? Считают, что имя она получила от старинного слова «ягать», что значит шуметь, кричать, бушевать, ругаться. Так же утверждают, что имя Яга произошло от слова «йог», и сама она – из Индии. 
Ребята, в каких же сказках нам встречается баба яга? 
• «Гуси-лебеди», 
• «Царевна-лягушка», 
• «Василиса Прекрасная», 
• «Баба Яга», 
• «Баба Яга и Заморышек», 
• «Марья Моревна», 
• «Иван-царевич и Белый Полянин», 
• «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», 
• «Заколдованная королевна», 
• «Финист – ясный сокол», 
• «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 
Ребята, какой бывает баба яга в сказках? 
Давайте ещё раз прослушаем произведение и подумаем, какая же она в этом произведении. 
Какие эмоции у вас появляются от прослушивания? 

Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. "Пестом погоняет, метлой след заметает" - так говорится в народных сказках. 
В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски. 
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло - это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную "нечисть". Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина. 
Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она помогает ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя. 
Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы - Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!