СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Парус».

Категория: Литература
Тема: Парус

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики;совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Парус».»

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Парус».

Цели: образовательные – познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики; развивающие – совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса;воспитательные – эстетическое наслаждение разными видами искусства: музыкой, живописью.

Средства обучения – учебник, дополнительная литература, текст стихотворения, материалы Интернета, компьютер, проектор, тест, стенд, посвященный М.Ю.Лермонтову , выставка книг, ДВД, магнитофон.                                  

Методы обучения – индивидуальные сообщения учащихся в форме устного журнала, выразительное чтение стихотворения Царёвым, выполнение теста, обучение выразительному чтению, анализ стихотворения, просмотр презентации.

Тип урока – комбинированный

Ход урока:

1. Орг. момент: Вступительное слово учителя (на столе горит свеча, звучит музыка). Душа- свеча… У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя. Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев? Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

2. Новая тема: Слайд № 1. (запись темы урока в тетради).

М. Ю. Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке. 15 октября исполнилось 197 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Его вхождение в литературу было стремительным. В дни смерти А.С. Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. М.Ю.Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал он уже многие годы. Писал, но не публиковал под своей фамилией. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта, не был с ним знаком, только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение гордости и одновременной грусти, которое охватывает нас, едва борсаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.

Разрешите открыть первую страницу нашего журнала

Слайд №3. Родители поэта (рассказ 1 ученика). Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш. Михаил родился в ночь со 2 на 3 (по новому стилю с 14 по 15) октября в Москве. Его родители – отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна Арсеньева – не имели здесь собственного дома. Местом их постоянного жительства было село Тарханы Пензенской губернии.

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Слайд №4-5. (рассказ 2 ученика). Бабушка поэта. Тарханы. Пензенский край.

Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…


Слайд №6. Детские портреты (рассказ 3 ученика).

Маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами. Глаза эти были как загадка. Он производил на взрослых людей какое-то чарующее впечатление. Будущему поэту было около трёх лет, когда неизвестный живописец написал маслом его портрет. Мальчик изображён в белом платьице, с мелком и листком бумаги в руках. Карие глаза, умное сосредоточенное лицо, светлые волосы.

Слайд №-7. Детские годы (рассказ 4 ученика)

Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.


Учитель: Мальчик был очень впечатлительным. Детские впечатления сохранились в памяти на всю жизнь и отразились во многих стихотворениях.


Слайд № 8. Лермонтов и Кавказ (рассказ 5 ученика)

Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.

Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе

Слайд № 9. Просмотр Кавказской природы. Никого она не оставит равнодушной.

Слайд № 10-12. Лермонтов художник. Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником. Предлагаем вашему вниманию работы Лермонтова. Он рисует Кавказ.

Слайд № 13-14. Обучение Лермонтова (рассказ 6 ученика)

В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет.нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.


Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.

3. Закрепление материала, проверка его усвоения.

Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. В старших классах мы не раз обратимся к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Надеюсь вы поймёте и полюбите этого необычайно талантливого человека.



Слайд № 15. Тест по биографии.

  • 1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов?

а) 1814 б) 1825 в) 1804

  • 2. Где родился М.Ю. Лермонтов?

а) в Тарханах б) в Пензе в) в Москве

  • 3. Кому принадлежало поместье в Тарханах?

а) самому Лермонтову б) бабушке в) отцу

  • 4. Куда возила бабушка лечиться своего внука?

а) Крым б) за границу в) Кавказ

  • 5. Какими ещё языками владел М.Ю. Лермонтов?

а) итальянским и немецким б) французским и немецким

в) английским и немецким

  • 6. Где учился тринадцатилетний М.Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей б) Благородный пансион

в) Пажеский корпус

  • 7. После окончания Школы в Петербурге М.Ю. Лермонтов стал:

а) военным б) чиновником в) дипломатом

  • 8. В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?

а) 33 б) 26 в) 29

4. Подготовка к восприятию стихотворения «Парус».( включить запись шума моря)

Слайд № 16. а) Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

Да, море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

5. Прослушаем стихотворение в исполнении актёра, заслуженного артиста СССР Михаила Ивановича Царёва.


6. Анализ текста.

Какими словами рисует Лермонтов море? ( голубое, лазурь, луч солнца)

А какого цвета парус? (белый)

Белый, лазурный, голубой, золотой.

Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? ( парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на "одинокий". Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.

Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?

(Добавляю: отдаленный - только о парусе, а одинокий - не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)


Море удивляет переменчивостью и непостоянством. Красота моря, его могущество всегда поражают. Возле моря не хочется думать о вещах обычных, хочется размышлять о чём-то серьёзном, сокровенном. Что же видит и о чём размышляет Лермонтов, увидев море и белеющий парус? Слайд № 18. Давайте посмотрим на акварель Лермонтова.

Море и белеющий парус мы увидим на многих картинах. Лермонтовский парус живёт не только в живописи, но и в поэзии, музыке.

7. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтов.

Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.

Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради.

(прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)Ваши впечатления? В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё.


Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

  • первые две строчки каждой строфы – картина моря;

  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

Одинокий парус между небом и землёй.

Парус между небом и землёй: бездонное небо, морская глубина и парус.

Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)

Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.

Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.

Смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки - о парусе и о том, что его окружает, следующие две - о состоянии души лирического героя)


Парус затерялся между покинутым родным краем и неведомой далёкой страной. Любимый прием – антитеза («край родной» - «страна далёкая», «ищет» - «кинул», «под ним» - «над ним»).

8. Работа с таблицей .

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.



Строфа

Что видим

Как читаем

1 строфа

(море, небо, паруса, затишье) Парус ищет, кинул. Что – не знаем.

(спокойно, повествовательно)


2 строфа

( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

(играют волны, ветер свищет). мачта гнётся и скрипит)

(взволнованно, неспокойно)

3 строфа

(ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

(светло, торжественно)


Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

  • первые две строчки каждой строфы – картина моря;

  • вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

1строфа.

-Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.

Слайд № 19. Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.


Слайды № 20-25. Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.

Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа.

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

3 строфа.

Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал сам М. Ю. Лермонтов. Вглядитесь в его картину.

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

Например, мятежная душа. Словарь Ожегова

Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?

На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом.

Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь – от бури к буре?

- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. (

А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

9. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Парус». Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

Слайд № 26. Многие слова, используемые в стихотворении, приобрели в поэзии символическое значение. Символ-обобщенный знак какого-либо понятия или явления. Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова.

Парус-поиск

Туман- сомнения, тревога

Море- стихия жизни

Волны- ураган

Ветер- перемены

Светлая струя-надежда

Луч солнца золотой-спасение

Буря- борьба

10. Заключительное слово учителя.

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня. Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет …

Исполнение вместе с детьми под аккомпанемент учителя песни на слова Б.Окуджавы музыка Е. Глебова «Белый парус»

Срывался голос мой высокий,

Когда я в раннем детстве пел:

«Белеет парус одинокий…»

И он белел, белел, белел.

Те дни прошли, и мир широкий

Раскинулся передо мной.

Белеет парус одинокий

Всё той же чистою звездой.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

Пусть жизнь моя, как путь жестокий,

Мне в кровь подошвы разобьёт.

Белеет парус одинокий

И за собой меня зовёт.

И если вдруг удел высокий

Дарован будет мне судьбой,

Белеет парус одинокий

Крылом надежды надо мной.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

Срывался голос мой высокий,

Когда я в раннем детстве пел:

«Белеет парус одинокий…»

И он белел, белел, белел.


Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами. Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть...(Учитель тушит одну свечку). Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем.  Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

11. Слайд № 27. Домашнее задание 1. Выучить стихотворение наизусть

2. Составить устный рассказ о стихотворении «Парус»

12. Выставление мотивированных отметок за урок.

13. Заключение.

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди!

Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- М., 1987.

2. Русская литература : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений с русским (неродным) и родным языком обучения: В 2 частях /Авт.-сост.: Е.В.Ефремова, С.К.Бирюкова, А.М. Мансурова, и др.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.

3.Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.М: ВАКО, 2006.-400с.

4. Гинзбург Л.О. О лирике.- Л., 1974.

5. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-х томах. Москва, Издательство «Правда» 1988.

6. Лермонтовская энциклопедия. Москва, 1981.   

7.Материалы Интернета: ProШколу.ru, фестиваль педагогических идей, Openklass.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!