СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Парус»

Категория: Литература
Тема: Парус

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики; совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса;эстетическое наслаждение разными видами искусства: музыкой, живописью.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Парус»»

Жизнь и творчество поэта. «Парус». ( 1814 г. - 1841 г.)

Жизнь и творчество поэта. «Парус».

( 1814 г. - 1841 г.)

Цель урока: познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики;  совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса; эстетическое наслаждение разными видами искусства: музыкой, живописью.
  • Цель урока:
  • познакомить учащихся с личностью поэта, показать, как биография отражается в его творчестве, знакомство с выдающимся шедевром русской лирики;
  • совершенствовать навыки анализа стихотворения, соотнесения его содержания с фактами биографии, расширение словарного запаса;
  • эстетическое наслаждение разными видами искусства: музыкой, живописью.
Родители поэта Мария  Михайловна Лермонтова  (Арсеньева) Юрий  Петрович  Лермонтов

Родители поэта

Мария Михайловна Лермонтова

(Арсеньева)

Юрий Петрович Лермонтов

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева В возрасте «полугоду» родители привезли его из Москвы в Тарханы. Детство провел в имении бабушки  Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева

В возрасте «полугоду» родители привезли его из Москвы в Тарханы.

Детство провел в имении бабушки

Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.

Портрет Е.А. Арсеньевой  (бабушки поэта) Из письма родственницы: «Старушка Арсеньева боготворила  своего внука Лермонтова… Она жила им одним. Не нахвалится, бывало, не налюбуется на него».

Портрет Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта)

Из письма родственницы:

«Старушка Арсеньева

боготворила

своего внука

Лермонтова…

Она жила им одним.

Не нахвалится, бывало,

не налюбуется на него».

Детские портреты 1817 г. - 1818 г. 1820 г. - 1822 г.

Детские портреты

1817 г. - 1818 г.

1820 г. - 1822 г.

  Пензенский край  Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта..

Пензенский край Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта..

Лермонтов и Кавказ « Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, И я с той поры всё мечтаю о вас да о небе» В 1818,1820 и 1825 Елизавета Алексеевна возит внука на Кавказ для укрепления его здоровья. Кавказская природа поразила впечатлительного мальчика. «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню Отчизны моей, Люблю я Кавказ!..»

Лермонтов и Кавказ

« Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство моё;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах,

Облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры всё мечтаю о вас да о небе»

  • В 1818,1820 и 1825 Елизавета Алексеевна возит внука на Кавказ для укрепления его здоровья. Кавказская природа поразила впечатлительного мальчика.

«Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню Отчизны моей,

Люблю я Кавказ!..»

Лермонтов рисует Кавказ

Лермонтов рисует Кавказ

1830 -1832гг. Учеба в Благородном пансионе при Московском университете   1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансион           « Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры О Боге, о Вселенной…»

1830 -1832гг. Учеба в Благородном пансионе при Московском университете

  • 1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансион

  • « Святое место! Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов заносчивые споры

О Боге, о Вселенной…»

Переезд в Петербург «... Увы! как скучен этот город,  С своим туманом и водой! . .  Куда ни взглянешь, красный ворот,  Как шиш, торчит перед тобой;  Нет милых сплетен - все сурово,  Закон сидит на лбу людей;  Все удивительно и ново -  А нет не пошлых новостей!  Доволен каждый сам собою,  Не беспокоясь о других,  И что у нас зовут душою,  То без названия у них!..»

Переезд в Петербург

«... Увы! как скучен этот город,

С своим туманом и водой! . .

Куда ни взглянешь, красный ворот,

Как шиш, торчит перед тобой;

Нет милых сплетен - все сурово,

Закон сидит на лбу людей;

Все удивительно и ново -

А нет не пошлых новостей!

Доволен каждый сам собою,

Не беспокоясь о других,

И что у нас зовут душою,

То без названия у них!..»

Тест по биографии 1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов?  а) 1814 б) 1825 в) 1804  2. Где родился М.Ю. Лермонтов?  а) в Тарханах б) в Пензе в) в Москве  3. Кому принадлежало поместье в Тарханах?  а) самому Лермонтову б) бабушке в) отцу  4. Куда возила бабушка лечиться своего внука?  а) Крым б) за границу в) Кавказ  5. Какими ещё языками владел М.Ю. Лермонтов?  а) итальянским и немецким б) французским и немецким  в) английским и немецким  6. Где учился тринадцатилетний М.Ю. Лермонтов?  а) Царскосельский лицей б) Благородный пансион  в) Пажеский корпус  7. В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?  а) 33 б) 26 в) 29

Тест по биографии

  • 1. В каком году родился М.Ю.Лермонтов?

а) 1814 б) 1825 в) 1804

  • 2. Где родился М.Ю. Лермонтов?

а) в Тарханах б) в Пензе в) в Москве

  • 3. Кому принадлежало поместье в Тарханах?

а) самому Лермонтову б) бабушке в) отцу

  • 4. Куда возила бабушка лечиться своего внука?

а) Крым б) за границу в) Кавказ

  • 5. Какими ещё языками владел М.Ю. Лермонтов?

а) итальянским и немецким б) французским и немецким

в) английским и немецким

  • 6. Где учился тринадцатилетний М.Ю. Лермонтов?

а) Царскосельский лицей б) Благородный пансион

в) Пажеский корпус

  • 7. В каком возрасте погиб М.Ю. Лермонтов?

а) 33 б) 26 в) 29

«Парус»  Акварель М.Ю.Лермонтова

«Парус» Акварель М.Ю.Лермонтова

Александр Варламов- русский композитор  Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца .

Александр Варламов- русский композитор

Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца .

Введение новых понятий Обычный порядок слов Одинокий парус белеет  Необычный порядок слов -ИНВЕРСИЯ    Мятежный – бурный, тревожный, неспокойный, неудовлетворённый   Необычный порядок слов  Белеет парус одинокий          Работа со словарем

Введение новых понятий

  • Обычный порядок слов

Одинокий парус белеет

Необычный порядок слов -ИНВЕРСИЯ

Мятежный – бурный, тревожный, неспокойный, неудовлетворённый

  • Необычный порядок слов

Белеет парус одинокий

Работа со словарем

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит...

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит...

Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит!

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой...

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Многие слова, используемые в стихотворении,  приобрели в поэзии символическое значение.  Символ – обобщённый знак какого-либо понятия или явления.  Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова.   Парус – поиск  Туман – сомнения, тревога  Море – стихия жизни  Волны – угрозы  Ветер – перемены  Светлая струя - надежда  Луч – спасение  Буря - борьба

Многие слова, используемые в стихотворении,

приобрели в поэзии символическое значение.

Символ – обобщённый знак какого-либо понятия или явления.

Попробуем расшифровать символы М.Ю. Лермонтова.

Парус – поиск

Туман – сомнения, тревога

Море – стихия жизни

Волны – угрозы

Ветер – перемены

Светлая струя - надежда

Луч – спасение

Буря - борьба

 Домашнее задание:  Составить устный рассказ о стихотворении «Парус».  Выучить стихотворение наизусть.

Домашнее задание:

Составить устный рассказ

о стихотворении «Парус».

Выучить стихотворение наизусть.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!