СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в творчестве поэта: стихотворение "Утёс".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в творчестве поэта: стихотворения "Утёс". 

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в творчестве поэта: стихотворение "Утёс".»

Лермонтов Михаил  Юрьевич Утес.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Утес.

Утес Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Утес

  • Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова: оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели.
  • Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».
Лирика Цель предмет Содержание Язык Жанры

Лирика

Цель

предмет

Содержание

Язык

Жанры

УТЕС Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

УТЕС

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Вид лирики Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике:  в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Вид лирики

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике:

в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

молодость

молодость

Основная тема стихотворения - ??? Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана ; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.  одиночество

Основная тема стихотворения - ???

  • Ночевала тучка золотая
  • На груди утеса-великана ;
  • Утром в путь она умчалась рано,
  • По лазури весело играя ;
  • Но остался влажный след в морщине
  • Старого утеса. Одиноко
  • Он стоит, задумался глубоко,
  • И тихонько плачет он в пустыне.

одиночество

Художественный прием- ??? Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана ; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя ; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.  олицетворение

Художественный прием- ???

  • Ночевала тучка золотая
  • На груди утеса-великана ;
  • Утром в путь она умчалась рано,
  • По лазури весело играя ;
  • Но остался влажный след в морщине
  • Старого утеса. Одиноко
  • Он стоит, задумался глубоко,
  • И тихонько плачет он в пустыне.

олицетворение

Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – … Утеса ( И.С. .р)   утес плачет,  старый утес Тучки (И.С. ж.р)  тучка весело играет , тучка молодая Средства языка: А) Грамматических категорий - ??? Б) Художественное средство - антитезы

Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – …

  • Утеса ( И.С. .р)
  • утес плачет,
  • старый утес
  • Тучки (И.С. ж.р)
  • тучка весело играет , тучка молодая

Средства языка:

А) Грамматических категорий - ???

Б) Художественное средство - антитезы

Средства художественной выразительности олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался). метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес), перифраз («влажный след» - слеза),  аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Средства художественной выразительности

  • олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался).
  • метафоры (по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес),
  • перифраз («влажный след» - слеза),
  • аллитерация звуков «р», «л», в».
  • Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».
Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
  • Олицетворение - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ
  • Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению.
  • Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
Различные трактовки  Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости. ???

Различные трактовки

  • Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.
  • ???
Стихотворный размер «Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку. Ноче ва ла ту чка золо та я На гру ди у те са-вели ка на; - - / - / - - - / - - - / - / - - - / -

Стихотворный размер

  • «Утес» написан пятистопным хореем, двухсложной стопой с ударением на первом слоге.
  • Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку.
  • Ноче ва ла ту чка золо та я
  • На гру ди у те са-вели ка на;
  • - - / - / - - - / -
  • - - / - / - - - / -
Лирика Цель предмет Изображе ние человечес кой личности в переживаниях и раздумьях Содержание Внутренний мир человека Язык Внутренний мир поэта, его духовная жизнь, художест венное освоение характер ных состояний, чувств и мыслей Жанры Иносказа тельное значение слов, символика, образность. Особая организа ция языка: рифма, ритм, размер. Ода, элегия, стихотворение, Песня , дума, послание, эпиграмма, эпитафия.

Лирика

Цель

предмет

Изображе

ние человечес

кой личности в переживаниях и раздумьях

Содержание

Внутренний мир человека

Язык

Внутренний мир поэта, его духовная жизнь, художест

венное освоение характер

ных состояний, чувств и мыслей

Жанры

Иносказа

тельное значение слов, символика, образность.

Особая организа

ция языка: рифма, ритм, размер.

Ода,

элегия, стихотворение,

Песня , дума, послание, эпиграмма, эпитафия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!