СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю.Лермонтов "Как жить человеку?" (Стихотворение "Парус") 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок организован на основе выполнения заданий из "Рабочей тетради" к УМК Меркина Г.С. Цель работы - создание постера "Мир стихотворения "Парус"". Шестиклассники анализируют композицию, средства выразительности, усваивают термины и одновременно вырабатывают личностное знание о смысле человеческой жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Комментарии литературоведов»

Маранцман «Парус» (1832)

Основные мотивы творчества: это стихотворение – символ тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного и гордого противопоставления высокой души ничтожному миру.

Творческая история: напечатано впервые в 1841 после смерти поэта. Л. исключён из университета, родственники склоняют к поступлению на военную службу. Но не о таком счастье мечтал 18-летний юноша. Оказавшись на берегу Финского залива, он пишет «Парус». Написано на переломе жизни: это прощание с наивностью и максимализмом романтической юности и стремление сделать выбор между поэтической верой в жизнь и всеобщим отрицанием, грозящим превратиться в скептическое равнодушие; поединок между желанием сберечь «в себе хоть частицу пламенной молодой души» и разочарованием во всём том, что «в жизни заставляет нас двигаться вперёд». «Парус» рождён попыткой заново осмыслить путь гордого одиночества, разочарования.

Композиция. Отражает разделённость паруса и героя. В первых 2 строках каждй строфы изображён парус на фоне меняющегося моря. В 3-4 строчках слышен прямо голос поэта. Это попытка – желание посмотреть на свою судьбу со стороны. В композиции чувствуется двойное движение: внешнее (парус углубляется в просторы стихии) и внутреннее (приближение к тайне паруса): 1 строфа – вопросы, 2 строфа – сочувственные восклицания, 3 строфа – узнавание самого страстного и заветного желания паруса и оценка этого желания. Движение поэтической мысли отражено в смене фокуса: сначала он предстаёт издали (1 строфа – общий план), слышим, как мачта гнётся и скрипит (2 строфа), 3 строфа – крупный план (под ним струя…) В 1 строфе одиночество паруса вызывает участие и встревоженность (вопросы). Антитеза эпитетов (далёкой – родной) подчёркивает трагизм судьбы паруса, его оторванность от всего. В этом слышится неприятие мира, несогласие с ним. Во 2 строфе картина бури радостна и призывна: парус отвечает безудержной раскованности стихии не восторгом (мачта гнётся). Буря не избавляет парус от томительности существования. В буре нет счастья для паруса, хотя она для него предпочтительнее гармонии и умиротворения, о чём сказано в 3 строфе. В слиянии красоты парус видит лишь плен. Желания паруса (просит бури) опять противостоят природе. Он потому и одинокий, что против всего восстаёт. В этом причина постоянного изгнания. Именно противоречивость позиции Л. долгое время заставляла его отказаться от публикации стихотворении.

Пейзаж. Как связаны картины изменчивого моря с раздумьями поэта о судьбе паруса? В поисках ответа на вопрос используем контраст поэзии и живописи.

1 строки – «Вид Амальфи близ Неаполя» Щедрина. Пейзаж мягок и спокоен. Парус легко скользит по водной глади. Скала создаёт ощущение защищённости моря и паруса от бурь и ветров. Похожи ли поэтический и картинный пейзажи? У Л. море таинственно и огромно, туман прячет контуры. Эпитет одинокий – это не столько зрительный, сколько эмоциональный эпитет. Картина сразу очеловечивается, вызывает участие.

2 строфа – «Море» Айвазовского (1885) на первый взгляд напоминает стихию лермонтовского пейзажа. Смятение неба и волн, мгитый туман, накренившийся от ветра корабль. Но у Л. сила волн радостна, в буйстве ветра есть что-то призывное, гущаяся мачта не рождает крика о спасении. Буря не страшна ему и не отнимает радостей жизни (их и не было). У Айвазовского корабль силится дотащиться до берега, с которым его связывает рука человека, с волнением указывающего на обессиленное борьбой судно. Этой жажды спасения, страха нет у поэта.

3 строфа – «Море» Куинджи. Высокий берег озарён солнцем, под ним синяя бездна. Но ближе к горизонту оно светлеет, растворяясь в лучах. У Л. нет берега, нет облака, но главное нет безмятежного успокоения; зато выражено ощущение силы своих возможностей, открывающихся в борьбе.

Володин Э.Ф. «Парус» Лермонтова Текст и контекст.

Образ. Цель и назначение человека – поиски бури (2 строфа), но ясность исчезает в последнем стихе (Как будто в бурях есть покой). Проблема в том, что автор, эмоционально связанный с героем (2 строфа), противопоставляет себя ему, подвергает сомнению смысл бытия героя.

Звукопись. Число гласных в полустрофах первого порядка почти полностью соответствует числу гласных полустроф второго порядка (мажор). Перед нами гармония. Иное дело согласные. Пейзажные полустрофы обогащены звонкими и мягкими согласными, а глухие и мягкие согласные вторых полустроф создают своеобразную минорную характеристику переживаний героя.

Брюханов В.П. Опыт языкового разбора

«Одинокий парус, белеющий в тумане моря голубом, – выразительный символ Лермонтовской души» (П.Н.Сакулин).

Композиция. Каждая строфа делится пополам – пейзаж и лирический комментарий к нему. Нет цельного пейзажа: а) одинокий парус на море, б) корабль во время бури, в) корабль в светлый солнечный день. В 1 строфе вопросы, во 2 и 3 – ответы.

Художественные средства. Лексический повтор: 2 строфа два раза счастия, 3 строфа формы бури и в бурях – это «ценные» слова для идейного содержания. Антонимы ищет – кинул, стране далёкой – краю родном, бури – покой. Инверсия 1 строфы (белеет парус одинокий в тумане моря голубом, в стране далёкой, в краю родном). Синтаксис 2 строфы создаёт картину бури: три коротких, нераспространённых предложения с глаголами. 3 строфа: нет сказуемых, что усиливает описательность картины. В комментирующих двустишиях ? и ! предложения, таким образом, отличие по тону. Итак, всё стихотворение построено на конструкциях простого предложения.

Образ. Парус назван всего 1 раз, далее лишь местоимение он, под ним, над ним. Употребление местоимений позволяет поэтому незаметно вводить как бы «заместителей» паруса: корабль (под ним струя) и человека (мятежный).

Звукопись. Аллитерация свеТЛей лаЗури ЗоЛоТой.



1


Просмотр содержимого презентации
«Закон жизни человека Парус»

Как должен жить человек? Стихотворение «Парус» Стихотворение «Парус» Вы учили наизусть стихотворение «Парус». Какие чувства, на ваш взгляд, испытывал поэт, когда писал его? Назовите свои эмоции, которые вы хотели бы передать, читая наизусть «Парус».  Но ведь ваши чувства должны быть связаны с пониманием стихотворения. О чём оно, как вы думаете? Что хотел сказать в нём автор? Какой мыслью, открытием он делился с читателем? На какой вопрос искал ответ? (После версий учеников щелчком появляется тема урока.)  Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека.

Как должен жить человек?

Стихотворение «Парус»

  • Стихотворение «Парус»
  • Вы учили наизусть стихотворение «Парус». Какие чувства, на ваш взгляд, испытывал поэт, когда писал его? Назовите свои эмоции, которые вы хотели бы передать, читая наизусть «Парус».
  • Но ведь ваши чувства должны быть связаны с пониманием стихотворения. О чём оно, как вы думаете? Что хотел сказать в нём автор? Какой мыслью, открытием он делился с читателем? На какой вопрос искал ответ? (После версий учеников щелчком появляется тема урока.)
  • Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека.

- Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. (Гиперссылка на картинке.)

- Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. (Гиперссылка на картинке.)

18-летний М.Ю.Лермонтов приехал учиться в Петербург в школу Гвардейских подпрапорщиков, будучи исключённым из университета. Как вы думаете, хотел ли юный поэт, который к тому же рисовал великолепные картины, стать военным? Что он чувствовал? О чём думал? Он отправился на прогулку по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.  Позже в одном из его писем появилась приписка: «Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря». - Ознакомьтесь с историей написания стихотворения и ответьте на вопрос (щелчок). М.Лермонтов «Морской вид с парусной лодкой».

18-летний М.Ю.Лермонтов приехал учиться в Петербург в школу Гвардейских подпрапорщиков, будучи исключённым из университета.

  • Как вы думаете, хотел ли юный поэт, который к тому же рисовал великолепные картины, стать военным? Что он чувствовал? О чём думал?

Он отправился на прогулку по

городу, вышел на набережную

и увидел раскинувшуюся

гладь моря.

Позже в одном из его писем

появилась приписка: «Вот ещё

стихи, которые я сочинил

на берегу моря».

- Ознакомьтесь с историей написания стихотворения и ответьте на вопрос (щелчок).

М.Лермонтов

«Морской вид

с парусной лодкой».

Работа в рабочих тетрадях (урок 33)  Задание 1.  Задание 2: вариант 1. Одинокий, он (ищет, кинул, не ищет и не бежит), под ним (кораблём), над ним, мятежный. Парус – человек , одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, что-то ищущий (олицетворение).  вариант 2. В тумане моря голубом!.. Играют волны – ветер свищет… Струя светлей лазури… Море показано в состоянии бури и покоя. Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Это житейское море (метафора).  - Чтобы понять, о чём думал поэт, попытаемся проникнуть в его творческую лабораторию. Откройте урок №33 в рабочих тетрадях (УМК Г.Меркина) и приступаем к выполнению заданий (коллективная работа).

Работа в рабочих тетрадях (урок 33)

  • Задание 1.
  • Задание 2: вариант 1.
  • Одинокий, он (ищет, кинул, не ищет и не бежит), под ним (кораблём), над ним, мятежный.
  • Парус – человек , одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, что-то ищущий (олицетворение).
  • вариант 2.
  • В тумане моря голубом!.. Играют волны – ветер свищет… Струя светлей лазури…
  • Море показано в состоянии бури и покоя. Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Это житейское море (метафора).

- Чтобы понять, о чём думал поэт, попытаемся проникнуть в его творческую лабораторию. Откройте урок №33 в рабочих тетрадях (УМК Г.Меркина) и приступаем к выполнению заданий (коллективная работа).

- Выполнив первые задания, мы понимаем, что парус – это художественный образ, аллегория. Обратимся к словарю терминов вашего мультимедийного приложения (диск можно бесплатно скачать на сайте «Русское слово»). Прочитайте определение образа и объясните, что это такое на примере данного стихотворения. Найдите метафору в стихотворении, аллегорию, инверсию. Что общего между антонимами и антитезой? В чём разница?

- Выполнив первые задания, мы понимаем, что парус – это художественный образ, аллегория. Обратимся к словарю терминов вашего мультимедийного приложения (диск можно бесплатно скачать на сайте «Русское слово»). Прочитайте определение образа и объясните, что это такое на примере данного стихотворения. Найдите метафору в стихотворении, аллегорию, инверсию. Что общего между антонимами и антитезой? В чём разница?

Работа в рабочих тетрадях (урок 33)  Задание 3. 1 строфа: ищет – кинул, страна далёкая – край родной, буря – покой. 2 строфа: играют волны – ветер свищет и мачта гнётся и скрыпит, он счастия не ищет и не от счастия бежит. 3 строфа: под ним – над ним.  Задание 4. Море – парус, буря – покой.   Как меняется художественное пространство и его эмоциональная окраска от строфы к строфе? - Продолжаем проникать в художественную ткань стихотворения, выполняя задания к уроку (коллективная работа, ответы появляются по щелчку). - Важно понять, как изображено пространство в стихотворении, то есть посмотреть особенности композиции. Ответьте на вопрос (щелчок). Для этого анализируем каждую строфу.

Работа в рабочих тетрадях (урок 33)

  • Задание 3.
  • 1 строфа: ищет – кинул, страна далёкая – край родной, буря – покой.
  • 2 строфа: играют волны – ветер свищет и мачта гнётся и скрыпит, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
  • 3 строфа: под ним – над ним.
  • Задание 4.
  • Море – парус, буря – покой.
  • Как меняется художественное пространство и его эмоциональная окраска от строфы к строфе?

- Продолжаем проникать в художественную ткань стихотворения, выполняя задания к уроку (коллективная работа, ответы появляются по щелчку).

- Важно понять, как изображено пространство в стихотворении, то есть посмотреть особенности композиции. Ответьте на вопрос (щелчок). Для этого анализируем каждую строфу.

1 строфа: С.Щедрин «Вид Амальфи  близ Неаполя» Анализ 1 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

1 строфа: С.Щедрин «Вид Амальфи близ Неаполя»

Анализ 1 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

2 строфа: Айвазовский «Море» Анализ 2 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

2 строфа: Айвазовский «Море»

Анализ 2 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

3 строфа: Куинджи «Море» Анализ 3 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

3 строфа: Куинджи «Море»

Анализ 3 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)

Выразительные средства в стихотворении Эпитеты («одинокий», «голубом», «далекой», «родном», мятежный»).  Олицетворения («ищет», «кинул», «играют», «свищет», «бежит», «просит»). Задание 8.  Задание 6.   Работа над художественно-изобразительными средствами (эпитеты и олицетворения), а также выполнение заданий в «Рабочей тетради» (№ 6, 8). Инверсия. Цветопись.

Выразительные средства в стихотворении

  • Эпитеты

(«одинокий», «голубом», «далекой», «родном», мятежный»).

  • Олицетворения

(«ищет», «кинул», «играют», «свищет», «бежит», «просит»).

  • Задание 8.
  • Задание 6.

Работа над художественно-изобразительными средствами (эпитеты и олицетворения), а также выполнение заданий в «Рабочей тетради» (№ 6, 8).

Инверсия.

Цветопись.

Задание 7: определите размер стихотворения. Бе ле ет па рус о ди но кий  В ту ма не мо ря го лу бом!..   Задание № 7 из «Рабочей тетради» Четырёхстопный ямб

Задание 7: определите размер стихотворения.

Бе ле ет па рус о ди но кий

В ту ма не мо ря го лу бом!..

Задание № 7 из «Рабочей тетради»

Четырёхстопный ямб

Постер «Мир стихотворения Парус »

гармония

БУРЯ

ПОКОЙ

дисгармония

Играют волны

Ветер свищет

Мачта гнётся

Край родной

море

Лирический

герой

парус

Туман голубой

Струя светлая

Луч золотой

Создание постера к стихотворению «Парус» (Что такое постер, можно узнать из интернета, например, мастер-класс «Метод постерной презентации» // http://mosjakina.ucoz.net/load/master_klass_posternaja_prezentacija/1-1-0-20 )

Комментарий. Существуют два мира: море (бескрайнее, неизведанное, загадочное, как сама жизнь) и парус (устремлённый ввысь, тонкий, беспомощный, как подросток, не знающий реальной жизни). Их пытается объединить в своей душе лирический герой. Возможно ли это? Судя по эпитетам, характеризующим два мира, нет! Поэтому героя мучает жизненно важный вопрос: как совместить эти миры? Но чем пристальнее он вглядывается в эти два мира, тем яснее становится, что они удаляются друг от друга, так как у них противоположные жизненные цели – буря (движение, развитие, стремление) и покой (успокоенность, размеренность, удовлетворение, довольство собой). Итак, есть две цели, и только сам человек вправе выбрать одну из них. Выбора не избежать! Наш герой, очень близкий поэту, выбирает неуспокоенность, которая и является основным законом жизни человека.

Что ищет?

Что кинул?

Страна далёкая

Одинокий

Мятежный

Закон жизни

неуспокоенность.

Задание 11: Идея стихотворения (вывод) Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования.  Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.  Дисгармония – отсутствие согласованности, разлад. Перед выполнением задания 11 провести словарную работу по закреплению слов гармония, дисгармония.

Задание 11: Идея стихотворения (вывод)

Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования.

  • Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
  • Дисгармония – отсутствие согласованности, разлад.

Перед выполнением задания 11 провести словарную работу по закреплению слов гармония, дисгармония.

Домашнее задание Написать синквейны «Сосна», «Пальма» (по желанию).   Урок 35 (рабочая тетрадь, стр.74 – 77) Синквейны дети составляют по желанию.

Домашнее задание

  • Написать синквейны «Сосна», «Пальма» (по желанию).
  • Урок 35 (рабочая тетрадь, стр.74 – 77)

Синквейны дети составляют по желанию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!