Как должен жить человек?
Стихотворение «Парус»
- Вы учили наизусть стихотворение «Парус». Какие чувства, на ваш взгляд, испытывал поэт, когда писал его? Назовите свои эмоции, которые вы хотели бы передать, читая наизусть «Парус».
- Но ведь ваши чувства должны быть связаны с пониманием стихотворения. О чём оно, как вы думаете? Что хотел сказать в нём автор? Какой мыслью, открытием он делился с читателем? На какой вопрос искал ответ? (После версий учеников щелчком появляется тема урока.)
- Как ни странно это может прозвучать, но сегодня мы, говоря о стихотворении «Парус», попытаемся ответить на философский вопрос «Как должен жить человек?», то есть узнаем, как Лермонтов сформулировал основной закон жизни человека.
- Попробуйте передать идею стихотворения, как вы понимаете её, чтением наизусть (1-2 учащихся по желанию). А теперь послушайте актёрское исполнение и объясните, какие чувства выразил чтец и как он относится к парусу. (Гиперссылка на картинке.)
18-летний М.Ю.Лермонтов приехал учиться в Петербург в школу Гвардейских подпрапорщиков, будучи исключённым из университета.
- Как вы думаете, хотел ли юный поэт, который к тому же рисовал великолепные картины, стать военным? Что он чувствовал? О чём думал?
Он отправился на прогулку по
городу, вышел на набережную
и увидел раскинувшуюся
гладь моря.
Позже в одном из его писем
появилась приписка: «Вот ещё
стихи, которые я сочинил
на берегу моря».
- Ознакомьтесь с историей написания стихотворения и ответьте на вопрос (щелчок).
М.Лермонтов
«Морской вид
с парусной лодкой».
Работа в рабочих тетрадях (урок 33)
- Задание 1.
- Задание 2: вариант 1.
- Одинокий, он (ищет, кинул, не ищет и не бежит), под ним (кораблём), над ним, мятежный.
- Парус – человек , одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, что-то ищущий (олицетворение).
- В тумане моря голубом!.. Играют волны – ветер свищет… Струя светлей лазури…
- Море показано в состоянии бури и покоя. Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Это житейское море (метафора).
- Чтобы понять, о чём думал поэт, попытаемся проникнуть в его творческую лабораторию. Откройте урок №33 в рабочих тетрадях (УМК Г.Меркина) и приступаем к выполнению заданий (коллективная работа).
- Выполнив первые задания, мы понимаем, что парус – это художественный образ, аллегория. Обратимся к словарю терминов вашего мультимедийного приложения (диск можно бесплатно скачать на сайте «Русское слово»). Прочитайте определение образа и объясните, что это такое на примере данного стихотворения. Найдите метафору в стихотворении, аллегорию, инверсию. Что общего между антонимами и антитезой? В чём разница?
Работа в рабочих тетрадях (урок 33)
- 1 строфа: ищет – кинул, страна далёкая – край родной, буря – покой.
- 2 строфа: играют волны – ветер свищет и мачта гнётся и скрыпит, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
- 3 строфа: под ним – над ним.
- Море – парус, буря – покой.
- Как меняется художественное пространство и его эмоциональная окраска от строфы к строфе?
- Продолжаем проникать в художественную ткань стихотворения, выполняя задания к уроку (коллективная работа, ответы появляются по щелчку).
- Важно понять, как изображено пространство в стихотворении, то есть посмотреть особенности композиции. Ответьте на вопрос (щелчок). Для этого анализируем каждую строфу.
1 строфа: С.Щедрин «Вид Амальфи близ Неаполя»
Анализ 1 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)
2 строфа: Айвазовский «Море»
Анализ 2 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)
3 строфа: Куинджи «Море»
Анализ 3 строфы. (Смотри «Комментарии литературоведов».)
Выразительные средства в стихотворении
(«одинокий», «голубом», «далекой», «родном», мятежный»).
(«ищет», «кинул», «играют», «свищет», «бежит», «просит»).
Работа над художественно-изобразительными средствами (эпитеты и олицетворения), а также выполнение заданий в «Рабочей тетради» (№ 6, 8).
Инверсия.
Цветопись.
Задание 7: определите размер стихотворения.
Бе ле ет па рус о ди но кий
В ту ма не мо ря го лу бом!..
Задание № 7 из «Рабочей тетради»
Четырёхстопный ямб
Постер «Мир стихотворения “ Парус ” »
гармония
БУРЯ
ПОКОЙ
дисгармония
Играют волны
Ветер свищет
Мачта гнётся
Край родной
море
Лирический
герой
парус
Туман голубой
Струя светлая
Луч золотой
Создание постера к стихотворению «Парус» (Что такое постер, можно узнать из интернета, например, мастер-класс «Метод постерной презентации» // http://mosjakina.ucoz.net/load/master_klass_posternaja_prezentacija/1-1-0-20 )
Комментарий. Существуют два мира: море (бескрайнее, неизведанное, загадочное, как сама жизнь) и парус (устремлённый ввысь, тонкий, беспомощный, как подросток, не знающий реальной жизни). Их пытается объединить в своей душе лирический герой. Возможно ли это? Судя по эпитетам, характеризующим два мира, нет! Поэтому героя мучает жизненно важный вопрос: как совместить эти миры? Но чем пристальнее он вглядывается в эти два мира, тем яснее становится, что они удаляются друг от друга, так как у них противоположные жизненные цели – буря (движение, развитие, стремление) и покой (успокоенность, размеренность, удовлетворение, довольство собой). Итак, есть две цели, и только сам человек вправе выбрать одну из них. Выбора не избежать! Наш герой, очень близкий поэту, выбирает неуспокоенность, которая и является основным законом жизни человека.
Что ищет?
Что кинул?
Страна далёкая
Одинокий
Мятежный
Закон жизни
неуспокоенность.
Задание 11: Идея стихотворения (вывод)
Вечный поиск человека, его неуспокоенность и есть гармония человеческого существования.
- Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
- Дисгармония – отсутствие согласованности, разлад.
Перед выполнением задания 11 провести словарную работу по закреплению слов гармония, дисгармония.
Домашнее задание
- Написать синквейны «Сосна», «Пальма» (по желанию).
- Урок 35 (рабочая тетрадь, стр.74 – 77)
Синквейны дети составляют по желанию.