СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - поэма об историческом прошлом нашей Родины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - поэма об историческом прошлом нашей Родины»

Литература 7 кл Урок № ________ дата _______________

Учитель: Зеркаль Н.О.

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма об историческом прошлом нашей Родины.

Цели урока: Повторение пройденного о жизни и творчестве М.Ю Лермонтова; показать учащимся быт и нравы Руси VI века – века правления Ивана Грозного и как эти события отразились в произведении М.Б. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»; повторить события истории, которые относятся к эпохе царствования Ивана Грозного; развивать межпредметные связи литературы с историей, кругозор учащихся, умение соотносить литературные образы с исторической эпохой; воспитывать любовь к историческому прошлому своей Родины через литературные образы; воспитывать у учащихся чувство чести и достоинства.

Ход урока:

  1. Орг.этап

  2. Целеполагание

- М.Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической литературы. Сегодня мы с вами должны познакомиться с поэтическим миром М.Ю. Лермонтова, его поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это произведение об историческом прошлом нашей Родины, в котором отразилась эпоха Ивана Грозного. Поэтому сегодня у нас не совсем обычный урок, а интегрированный урок литературы и истории, где вы узнаете об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, семейном укладе, который существовал в VI веке и сравните с произведением Лермонтова, как эти события отразились в этом историческом произведении, все это поможет вам воспитывать такие чувства, как: любовь к историческому прошлому своей Родины, чувства чести и достоинства, умение постоять за честь своей семьи.

  1. Актуализация знаний

- Поэтический мир Лермонтова – это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясён царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств: любви и дружбы. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.


- А теперь, ребята, давайте вспомним, что вам известно из жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

Ответы: М.Ю. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери. Ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детские годы поэт провел в имении бабушки Тарханы (пензенская губерния). Бабушка очень любила его, заботилась о нем, дала хорошее образование. Михаил Юрьевич учился в Благородном пансионе при Московском университете, затем в университете, затем в университете, в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Его кумиром был Пушкин. Когда погиб Пушкин, Лермонтов написал резкое, гневное, обвинительное стихотворение «Смерть поэта», за которое он был посажен под арест, потом отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, а позже выслан на Кавказ. Хлопотами бабушки поэт через некоторое время возвращается – и снова ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником. В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта - Михаила Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу…»). За двадцать семь неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской литературы. На Кавказе же в 1841 г. На дуэли поэт погиб.


Беседа по вопросам:

- Какие произведения Лермонтова вы помните? Какие знаете наизусть?

- Какие произведения Лермонтова на исторические темы вы читали? («Бородино»)

- Какие исторические личности вы встретили в «Бородино»? (Наполеон, Кутузов)

- Какова цель обращения поэта к историческим событиям, историческим личностям? (К теме Отечественной войны 1812 года («Бородино») поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчало «нынешнее племя».)


  1. Работа по теме урока

Слово учителя: Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъема времен Отечественной войны 1812 года, времен тайных обществ и демократических устремлений.

Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, мужественных людей, героев. Лермонтов – певец могучего человеческого духа. Открывая книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей.

Михаил Юрьевич Лермонтов – взыскательный художник. Он был очень требователен к себе и печатал только совершенные, вполне законченные произведения. Многое из написанного им не было опубликовано при его жизни так же и по цензурным условиям, а потому громадное большинство произведений поэта увидало свет лишь после его смерти, иногда много-много лет спустя. Всё, что сейчас печатается в собраниях сочинений Лермонтова, дошло до нас главным образом в публикациях посмертных и рукописях. Иногда это рукописи-автографы, то есть написанные рукой самого поэта.

Из поэм только «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри» были опубликованы самим Лермонтовым. «Песня» была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Печатание произведения поэта представляло затруднение. Хотя Лермонтов в то время из ссылки за стихи на смерть Пушкина уже вернулся, но тем не менее «цензор нашёл совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ.


Один из любимых образов Лермонтова – народный певец. Народных певцов встречаем и в поэме «Песня про купца Калашникова…». Здесь это «ребята удалые, гусляры молодые, голоса заливные». Свою песню они сложили «на старинный лад», певали «под гуслярный звон». Подлинная жизнь послужила содержанием их песни. Память о подвигах Калашникова сохранило народное предание. Этот подвиг имеет высокий моральный смысл. Калашников выходит на смертный бой с Кирибеевичем не только чтобы отомстить за позор собственной семьи, но и казнить царского любимца за оскорбление человеческого достоинства, за несправедливость. «Постою за правду до последнева», - говорит Калашников перед боем, а младшим братьям в случае поражения завещает продолжать борьбу «за святую правду-матушку». Как могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев Калашников.

Правдивость и мужество роднят героя Лермонтова с героями народных песен. Он смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» убил он его приближённого, раздается бесстрашный ответ: «я убил его вольной волею». Героя произведения хоронят «промеж трех дорог». Мимо его могилы идут люди. Все о нём помнят, и каждый по своему чтит смелого борца за правду.

От мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Лермонтов переносит читателей в героическую пору истории – время, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей – эпоху Ивана Грозного.


Историческая справка: Ещё в правление деда Грозного, Ивана III, Европа, едва подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена появлением на своей восточной границе огромного государства. И в центре этого государства была Москва, а в центре Москвы, на горе, точно сказочный замок, высился Кремль. Он был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башнями. В этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. У Николаевских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю Ивану Васильевичу в подарок английской королевой, и стоял живой слон, вывезенный из Аравии.

Площадь перед Кремлём была центром всей московской жизни. Прямо перед Кремлём тянулись торговые ряды. Около Покровского собора (больше известен под названием храма Василия Блаженного) стояли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. Сюда стекались толпы народа, полного гнева, в дни мятежей. Здесь же происходила и кровавая расправа царя с народом. С утра до вечера по площади стоял крик, ржание коней. Среди палаток, ларьков, распряженных телег в толпе крестьян и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикивая свой товар. А в торговых рядах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бояре и боярины. Но вот наступает вечер. В церквах отзвонят вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. Скоро заскрипят на все лады окованные железом тяжёлые ворота кремлёвских башен, в конце улиц расставят решётки, охраняемые сторожами, так что из улицы в улицу нельзя будет и пройти. Наступит ночь, тёмная и тревожная, с грабежами и убийствами. И, чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки тяжёлыми засовами и уходят домой к себе в Замоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах «в два жилья», с тесовыми кровлями. В каждом доме – множество кладовых, каждый дом – маленькое самостоятельное хозяйство.


Слово учителя: В поэме Лермонтова живо встаёт картина древней Москвы, а Москва дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожидая Алену Дмитриевну. Наконец она появляется. Её косы русые «снегом-инеем пересыпаны». В метель происходит встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми», умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает пораненный смертельным ударом Кирибеевич, «на холодный снег будто сосенка»…


Историческая справка: XVI век – начало новой эры во всем мире. Со второй половины XV столетия начинается величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Идёт борьба за свободу мысли. Начинается расцвет науки и искусства. Это эпоха Коперника, Галилея, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Шекспира. Люди того времени охвачены духом смелых исканий. На протяжении двух с половиной веков Европа была оторвана от Востока турками и татарами. На пороге XVI столетия европейцы начинают искать свободных путей на Восток. Смельчаки отправляются в далекие морские плавания. Это Магеллан, Васко да Гама, Колумб. Они открывают новые пути и земли. Русские смельчаки во главе с Ермаком проникают вглубь Сибири. Некоторые из «торговых мужиков», как тогда называли в России купцов, ездили далеко на восток или отправлялись на утлых суденышках в заморские страны, подвергаясь опасности крушения и гибели в бурных волнах Студёного (Белого) и Западного (Балтийского) морей.


Слово учителя: К могучим натурам того времени относится и герой поэмы Степан Парамонович Калашников. Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.

- Еще раз вернемся к названию – молодой опричник… Кто же такой опричник?

Опричник – воин опричного войска.

Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, осуществленных царем Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованной власти. Опричнина была введена в 1565 году. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, вступавшего против усиления самодержавной власти.


Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного” стр.152.

- Царь часто устраивал в своём дворце пиры для опричников, поил их хмельным мёдом, дорогими заморскими винами. Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

&Работа со словарём:

Парча – материя, на которой золотом или серебром вытканы узоры.

Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей.


Москва в XVI веке была богатым городом; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, торговавших дорогими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя. Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины. В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами.

Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, проходящие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь. Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. (картина Б.Кустодиева “Иван Грозный” стр.154)


- А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Иван Грозный” стр.155. Рассмотрите картину и опишите Ивана Грозного по вопросному плану.

1. Кто изображён на картине Васнецова?

2. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля).

3. Что можно сказать о фигуре царя? (Величественная, гордая).

4. Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? (Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое).

5. Какие глаза? (Холодные, мрачные).

7. Каков взгляд Ивана Грозного? (Изучающий, задумчивый, пронизывающий).

8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? (Губы тонкие, брови густые, сросшиеся).

9. Как одет царь? (Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.)


- «Песня» Лермонтова – эпическое произведение – поэма об историческом прошлом России. Давайте вспомним такие литературные понятия как: поэма, эпические произведения, лирические произведения, фольклор.

Таким образом, события «Песни» отнесены к эпохе царствования Ивана Грозного, а сам царь в поэме – один из главных героев.

М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «песней», подчеркивая тем самым его близость к фольклорной основе.

Художественными приёмами устного народного творчества мастерски владел Лермонтов. Его «Песня» так музыкальна, что могла бы исполняться под «гуслярный звон». Поэтический мир «Песни» Лермонтова – это мир русской народной поэзии, а её действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. Чтобы создать живописные картины, Лермонтов пользуется яркими красками, как это в песнях и былинах: заря алая, горы синие, брови черные, грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. Кирибеевич также одет, как персонаж песен. У него кушачок шелковый, шапка алая, чёрным соболем оторчённая. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её румяными щеками, золотистыми косами и яркими лентами.

Песня» Лермонтова – эпическое произведение. Она начинается с особого вступления, или «запева». «Запев» подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведения, в ритм стиха, помогает сосредоточиться на содержании: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

А дальше следует «зачин», начало самого повествования: Не сияет на небе солнце красное…

Стройность – её отличительная черта. Она делится на три части, из которых каждая завершается припевом «весёлых молодцов»: Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!

Заканчивается «Песня» обычным величанием всех присутствующих.

Поэт написал свою «Песню про купца Калашникова» как подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Белинского, «вошёл в царство народности как её полный властелин».

Как и царь Иван Васильевич, как Кирибеевич и сам Калашников, гусляры-скоморохи такие же герои поэмы. Ведь это они сложили песню. Её пафос – борьба за справедливость, борец за правду – её герой.

В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче гусляры поют о нем словами народных песен и сказаний.


- Что особенного привлекает в купце Кирибеевиче? (Чувство собственного достоинства, гордость «честным именем»)

- Но почему так сурово, даже грубо обращается Степан Парамонович к своей молодой жене? Уж ты где, жена, шаталася…? (уклад семьи XVI века основывался на определенном своде правил, собранных в домострое. (Домострой – памятник русской литературы XVI века, представляет собой свод правил общественного, религиозного и особенного семейного поведения. Глава семьи по «Домострою», является владыкой домочадцев.

Слово «Домострой» стало нарицательным обозначением консервативного и грубого бытового уклада). Но сам уклад семьи требовал беспрекословного подчинения мужу. Опаздывание Алены Дмитриевны – слишком необычное происшествие того времени. Муж заподозрил обман)

- Любит ли Степана Парамоновича Алена Дмитриевна? (Из ее слов видно, что в семье у них любовь и согласие, муж для не «красно солнышко», его немилости она боится Больше чем «смерти лютой», просит защитить ее от позора.

Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

А над могилой Калашникова веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание. Подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее, рождает новых героев.

«Песня про царя Ивана Васильевича» является не только поэмой в народном стиле, это поэма историческая, и ей принадлежит видное место среди художественно-исторических жанров в русской литературе. Реалистический историзм «Песни» заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал социальное противоречие того времени и дал характеры в их социальной обусловленности.

Найдите исторические детали:

  1. Упоминание об Иване Грозном.

  2. Имя главы опричников Малюта Скуратов.

  3. Домострой.

  4. Картины Москвы XVI века.

  5. Быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь

  6. Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.


  1. Итог урока. Рефлексия

Итог: Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» - поэма об историческом прошлом нашей Родины. Почему?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Понравилось ли вам произведение М.Ю. Лермонтова?

- Сегодня на уроке вы узнали об эпохе Ивана Грозного, картинах быта того времени, обычаях и как они отразились в произведении М.Ю. Лермонтова.

Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Это прочность коренилась на безусловном исполнении определенных нравственных законов – христианских заповедей.

Домашнее задание: Выразительно читать II и III части «Песни…». Ответить на вопрос: "Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?"







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!