СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. "Парус". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. "Парус". 6 класс»

Мятежный гений вдохновенья …

Мятежный

гений

вдохновенья …

Что вы уже знаете о М. Ю. Лермонтове? Какие его произведения вы читали ранее? Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ 1814—1841

Что вы уже знаете о М. Ю. Лермонтове?

Какие его произведения вы читали ранее?

Михаил Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ

1814—1841

Как вы понимаете эти строки? Что включает Лермонтов в понятие мой дом? Как понять строку: «всё, в чём есть искра жизни»? Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт, Но для поэта он не тесен.  М.Ю. Лермонтов  Искра жизни – начало жизни, её зарождение, жизнь в движении. Почему этот мир для поэта не тесен?  Поэты – особые люди, они обладают поэтическим даром, поэтому на мир смотрят особо. Их мир должен быть очень большим, широким, чтобы они смогли донести до людей свой талант.

Как вы понимаете эти строки?

Что включает Лермонтов в понятие мой дом?

Как понять строку: «всё, в чём есть искра жизни»?

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт,

Но для поэта он не тесен.

М.Ю. Лермонтов

Искра жизни – начало жизни, её зарождение, жизнь в движении.

Почему этот мир для поэта не тесен?

Поэты – особые люди, они обладают поэтическим даром, поэтому на мир смотрят особо. Их мир должен быть очень большим, широким, чтобы они смогли донести до людей свой талант.

СРАВНИТЕ Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке? Что необычного вы заметили в облике писателя? К. А.  Горбунов Портрет М. Ю. Лермонтова 1841 Его глаза, взгляд В. А.  Фаворский Портрет М. Ю. Лермонтова Гравюра на дереве

СРАВНИТЕ

Посмотрите на портрет М.Ю.Лермонтова.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Что необычного вы заметили в облике писателя?

К. А.  Горбунов

Портрет М. Ю. Лермонтова

1841

Его глаза, взгляд

В. А.  Фаворский

Портрет М. Ю. Лермонтова

Гравюра на дереве

ХУДОЖНИКИ О ЛЕРМОНТОВЕ М. Е. Меликов:   «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся загадкой. Глаза эти умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на тех, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны…»

ХУДОЖНИКИ О ЛЕРМОНТОВЕ

М. Е. Меликов: 

«В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся загадкой. Глаза эти умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на тех, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны…»

К. П. Брюллов : «…главное – это как можно точнее изобразить взгляд писателя». И. С. Тургенев  сказал о Лермонтове так: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее: какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его … смуглого лица, неподвижно-тёмных глаз». Карл Павлович Брюллов Автопортрет И. С. Тургенев 1818-1883 Что необычного было во взгляде Лермонтова?

К. П. Брюллов : «…главное – это как можно точнее изобразить взгляд писателя».

И. С. Тургенев  сказал о Лермонтове так:

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее: какой-то сумрачной и недоброй силой веяло от его … смуглого лица, неподвижно-тёмных глаз».

Карл Павлович Брюллов

Автопортрет

И. С. Тургенев

1818-1883

Что необычного было во взгляде Лермонтова?

Территория усадьбы в Тарханах Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в Москве. Детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Дом-музей Лермонтова в Тарханах

Территория усадьбы в Тарханах

Родился Михаил Юрьевич Лермонтов в Москве.

Детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии.

Дом-музей Лермонтова в Тарханах

 Когда Лермонтову шёл третий год, умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с его отцом. Отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжёлым грузом легла на чуткую душу ребёнка. Позже он писал: Ужасная судьба отца и сына – Жить розно и в разлуке умереть…

Когда Лермонтову шёл третий год, умерла его мать. Он остался с бабушкой, которая не поладила с его отцом. Отец вынужден был расстаться с сыном. Ссора самых близких людей тяжёлым грузом легла на чуткую душу ребёнка.

Позже он писал:

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно и в разлуке умереть…

 Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука и старалась сделать всё чтобы он не чувствовал себя сиротой. Елизавета Арсеньева бабушка Лермонтова

Бабушка – богатая помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева – горячо любила внука и старалась сделать всё чтобы он не чувствовал себя сиротой.

Елизавета Арсеньева

бабушка Лермонтова

 В доме постоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность дружбе.  Друзья вспоминали, что он был невысокого роста, но очень сильным и ловким. Среди тёмных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших чёрных глаз приводил в смущение того, на кого он смотрел.

В доме постоянно жили мальчики-сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом, часами пропадали в лесу и на речке. Во всех играх Лермонтов – командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность дружбе.

Друзья вспоминали, что он был невысокого роста, но очень сильным и ловким. Среди тёмных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших чёрных глаз приводил в смущение того, на кого он смотрел.

Иллюстрации книги Елены Егоровой «Детство и отрочество Михаила Лермонтова»  Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, география, математику, литературу, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Жан Капе гувернер Лермонтова Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска.

Иллюстрации книги Елены Егоровой

«Детство и отрочество Михаила Лермонтова»

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, география, математику, литературу, выучился играть на скрипке и фортепьяно.

Жан Капе гувернер Лермонтова

Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска.

«Когда я ещё мал был, - вспоминал Лермонтов, - я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились будто вокруг неё, будто рыцари, сопровождающие природу».

«Когда я ещё мал был, - вспоминал Лермонтов, - я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей со шлемами теснились будто вокруг неё, будто рыцари, сопровождающие природу».

 Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кавказ, где жили её родственники.  Позднее Лермонтов писал: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе».  Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передал в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М. Л. 1825 год. 13 июня. На горячих водах».  Горы по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, сто именно у одной из этих гор оборвётся жизнь поэта.

Елизавета Алексеевна трижды возила внука на Кавказ, где жили её родственники.

Позднее Лермонтов писал:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе».

Своё первое восхищение красотой Кавказа Лермонтов передал в детском рисунке акварелью, подписанном на французском языке «М. Л. 1825 год. 13 июня. На горячих водах».

Горы по силуэту напоминают Бештау и Машук, у их подножия огромное озеро и лодка под парусом. Символично, сто именно у одной из этих гор оборвётся жизнь поэта.

 Но детство кончилось, Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил учение.  Тринадцати лет Лермонтов сразу поступил в четвёртый класс Московского университетского Благородного пансиона.  Это была замечательная школа. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и обсуждали стихи и прозу, пробовали сами сочинять, создавали рукописные журналы. Лермо нт ов учился легко и охотно, много читал. Учась в Московском университетском пансионе, в 14 лет Лермонтов начал писать стихи. Он написал 13 поэм, 3 драмы и около трёхсот стихотворений. Гимназия и Благородный пансион при Московском Университете

Но детство кончилось, Елизавета Алексеевна переезжает с внуком в Москву, чтобы он продолжил учение.

Тринадцати лет Лермонтов сразу поступил в четвёртый класс Московского университетского Благородного пансиона.

Это была замечательная школа. Особенно любили воспитанники литературу. Они читали и обсуждали стихи и прозу, пробовали сами сочинять, создавали рукописные журналы. Лермо нт ов учился легко и охотно, много читал. Учась в Московском университетском пансионе, в 14 лет Лермонтов начал писать стихи. Он написал 13 поэм, 3 драмы и около трёхсот стихотворений.

Гимназия и Благородный пансион при Московском Университете

 Лермонтов проучился в пансионе два года. А пятнадцати лет он поступил в Московский университет.  Он живёт вместе с бабушкой в небольшом особняке на Малой Молчановке. В его комнате часто собираются друзья, звучит музыка, читают стихи, ведутся страстные споры о том, для чего человек живёт, о дружбе, о любви и, конечно, о родине и о свободе. В лермонтовских стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Малая Молчановка. Музей Лермонтова

Лермонтов проучился в пансионе два года. А пятнадцати лет он поступил в Московский университет.

Он живёт вместе с бабушкой в небольшом особняке на Малой Молчановке. В его комнате часто собираются друзья, звучит музыка, читают стихи, ведутся страстные споры о том, для чего человек живёт, о дружбе, о любви и, конечно, о родине и о свободе. В лермонтовских стихах звучит мечта о подвиге для блага людей.

Малая Молчановка. Музей Лермонтова

 Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтову пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был этот перелом. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Петербург. Школа гвардейских подпрапорщиков

Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтову пришлось уйти из университета, переехать в Петербург и поступить в военную школу. Трудным был этот перелом. Поэт тоскует по друзьям, по Москве. Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет.

Петербург.

Школа гвардейских

подпрапорщиков

С самого детства жизнь Лермонтова посещали трагические события. Лермонтов: Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец, В слезах угасла мать моя, От них остался только я. Иллюстрации книги Елены Егоровой «Детство и отрочество Михаила Лермонтова»

С самого детства жизнь Лермонтова посещали трагические события.

Лермонтов:

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя под конец,

В слезах угасла мать моя,

От них остался только я.

Иллюстрации книги Елены Егоровой

«Детство и отрочество Михаила Лермонтова»

ТЕСТ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Что необычного вы увидели в судьбе Лермонтова? Семейная драма отразилась на творчестве писателя. Как эти события нашли отражение в облике писателя? Его большие карие глаза производили чарующее впечатление на окружающих. Но во время вспышек гнева они были ужасны. Где родился М. Ю. Лермонтов? Родился в Москве, детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Какие трагические события произошли в семье Лермонтова? Смерть матери, ссора отца и бабушки Лермонтова.

ТЕСТ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Что необычного вы увидели в судьбе Лермонтова?

Семейная драма отразилась на творчестве писателя.

Как эти события нашли отражение в облике писателя?

Его большие карие глаза производили чарующее впечатление на окружающих. Но во время вспышек гнева они были ужасны.

Где родился М. Ю. Лермонтов?

Родился в Москве, детство прошло в селе Тарханы Пензенской губернии.

Какие трагические события произошли в семье Лермонтова?

Смерть матери, ссора отца и бабушки Лермонтова.

Кто воспитывал Лермонтова? Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Как проходило детство писателя? Игры со сверстниками, увлечения. Где Лермонтов получил первоначальное образование? Дома. Где ещё учился Лермонтов? Московский университетский Благородный пансион, Московский университет, военная школа в Петербурге.

Кто воспитывал Лермонтова?

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Как проходило детство писателя?

Игры со сверстниками, увлечения.

Где Лермонтов получил первоначальное образование?

Дома.

Где ещё учился Лермонтов?

Московский университетский Благородный пансион, Московский университет, военная школа в Петербурге.

Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения, пошлые разговоры. Лермонтов не хотел подстраиваться под них, участвовать в кутежах, в грубых шутках.  Он оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия.

Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения, пошлые разговоры. Лермонтов не хотел подстраиваться под них, участвовать в кутежах, в грубых шутках.

Он оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия.

 Когда он станет взрослым, судьба вновь вернёт его на Кавказ, дважды он будет сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь(недалеко от места дуэли Пушкина). Здесь же на Кавказе он найдёт свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта. Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда его смелые стихи, которые так не нравились царю и придворным. Отсюда же его одиночество.

Когда он станет взрослым, судьба вновь вернёт его на Кавказ, дважды он будет сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь(недалеко от места дуэли Пушкина). Здесь же на Кавказе он найдёт свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта.

Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда его смелые стихи, которые так не нравились царю и придворным. Отсюда же его одиночество.

 Поэт так и не создал семьи. Не смог. Не успел. Он не по своей воле превратился в странника, человека, не имеющего своего дома, вынужденного жить в чужих краях, и мотив странствия - один из основных у Лермонтова. Душевное состояние поэта выразилось в стихотворении “Парус”.

Поэт так и не создал семьи. Не смог. Не успел. Он не по своей воле превратился в странника, человека, не имеющего своего дома, вынужденного жить в чужих краях, и мотив странствия - один из основных у Лермонтова. Душевное состояние поэта выразилось в стихотворении “Парус”.

“ ПАРУС”.

ПАРУС”.

Стихотворение «Парус» написано в августе 1832 года вскоре после приезда Лермонтова в Петербург. Впервые оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1841 году, уже после смерти поэта. Интересно, что первая строка стихотворения «Белеет парус одинокой...» совпадает со строкой из поэмы известного поэта, писателя и критика А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей Переяславский», вышедшей в 1828 году без указания имени автора, одного из активных участников восстания декабристов. Морской вид с парусной лодкой.   Акварель М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Парус» написано в августе 1832 года вскоре после приезда Лермонтова в Петербург. Впервые оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1841 году, уже после смерти поэта. Интересно, что первая строка стихотворения «Белеет парус одинокой...» совпадает со строкой из поэмы известного поэта, писателя и критика

А. А. Бестужева-Марлинского

«Андрей Переяславский», вышедшей в 1828 году без указания имени автора, одного из активных участников восстания декабристов.

Морской вид с парусной лодкой.

  Акварель М. Ю. Лермонтова

 Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву).  Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет.

Стихотворение было включено в текст письма к

М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву).

Вынужденный уйти из Московского университета из-за участия в студенческих волнениях, Лермонтов переезжает в Петербург. Императорская столица встречает его чиновной скукой, холодом самодовольства светских гостиных, равнодушным отказом на его просьбу принять его в Петербургский университет. Лермонтову 18 лет.

 Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания. Знакомые утешают: «На военной службе вы также будете иметь возможность, чтобы  отличиться; с умом и способностями можно всюду стать счастливым». Здание бывшего Николаевского кавалерийского училища Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус». Школа юнкеров Лермонтов

Надо как-то решать свою судьбу. Родственники склоняют его к поступлению в школу гвардейских подпрапорщиков. Длинный, скучный в своем однообразии фасад угрюмого здания.

Знакомые утешают:

«На военной службе

вы также будете иметь

возможность, чтобы

отличиться; с умом и

способностями можно

всюду стать счастливым».

Здание

бывшего Николаевского

кавалерийского училища

Этого ли счастья ищет восемнадцатилетний поэт? Как-то, оказавшись за пределами «душного» Петербурга, у Финского залива, на берегу моря, он пишет стихотворение «Парус».

Школа юнкеров

Лермонтов

- Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека  море? - Какое море в тихую погоду? Картина Лермонтова «Парус» - А в бурю?

- Символом чего может быть для вас слово « парус»?

- Как вы думаете, чем поражает человека  море?

- Какое море в тихую погоду?

Картина Лермонтова «Парус»

- А в бурю?

- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении? - Какое  настроение возникает в связи с этим произведением? Грустное, взволнованное, печальное. -Какое слово определяет это настроение? эпитет «одинокий»

- Какие картины вызывает стихотворение в вашем воображении?

- Какое  настроение возникает в связи с этим произведением?

Грустное, взволнованное, печальное.

-Какое слово определяет это настроение?

эпитет «одинокий»

 Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЕЙ . Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?..  Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит... Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!  Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Инверсия  – необычный порядок слов в предложении. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.

Эпитет «одинокий» стоит на необычном месте, выделяется в поэтической строке, на него приходится смысловой акцент. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЕЙ .

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит...

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Инверсия  – необычный порядок слов в предложении. Она помогает выделить наиболее значимые слова и передать настроение.

- Выделите основные ключевые слова стихотворения. Буря                     одинокий Покой                 мятежный - Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) - Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий,  увы…») - Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт? - Что такое буря? Всегда ли она несёт разрушение? (перемены, трагедия) - Что символизирует море? (жизнь, судьбу)

- Выделите основные ключевые слова стихотворения.

Буря                     одинокий

Покой                 мятежный

- Какое чувство вызывает парус у самого поэта?

(сочувствие)

- Что вызывает сочувствие поэта?

(«одинокий,  увы…»)

- Согласны ли вы с утверждением, что парус - это сам поэт?

- Что такое буря? Всегда ли она несёт разрушение?

(перемены, трагедия)

- Что символизирует море?

(жизнь, судьбу)

Каким рисуется море в стихотворении? Найдите примеры в тексте. Оно разное: Сначала туманное (« в тумане  моря»-метафора), потом игривое(играют  волны - олицетворение), затем спокойное. Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.   «Одинокий и мятежный»

Каким рисуется море в стихотворении? Найдите примеры в тексте.

Оно разное:

  • Сначала туманное (« в тумане  моря»-метафора),
  • потом игривое(играют  волны - олицетворение),
  • затем спокойное.

Какими определениями пользуется автор, говоря о парусе? Найдите эти эпитеты в тексте.

  «Одинокий и мятежный»

Известно, что в черновом варианте было: « Белеет парус  отдаленный». Почему Лермонтов заменил одно слово другим? Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет, но и  состояние души человека. Что важно было подчеркнуть поэту? Под парусом подразумевается человек

Известно, что в черновом варианте было: « Белеет парус  отдаленный».

Почему Лермонтов заменил одно слово другим?

Говоря «отдаленный» мы имеем в виду предмет, а слово «одинокий» может характеризовать не только предмет, но и  состояние души человека.

Что важно было подчеркнуть поэту?

Под парусом подразумевается человек

  Как называют такой приём в литературе?    олицетворение Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким. тревожный, бурный, неспокойный, протестующий МЯТЕЖНЫЙ.  Подберите к этому  слову синонимы

  Как называют такой приём в литературе? 

  олицетворение

Лермонтов обращает наше внимание на то, что даже в огромном мире, среди многих людей можно оказаться одиноким.

тревожный,

бурный,

неспокойный,

протестующий

МЯТЕЖНЫЙ. 

Подберите к этому

слову синонимы

Парус у Лермонтова просит бури. Что это значит? Почему ему не хочется покоя? От чего он бежит ? От однообразия жизни, от людей, которых всё в окружающей действительности устраивает, от самой этой действительности. И в этом его мятежность: “ Увы! – он счастия не ищет И не от счастия бежит” Кого напоминает этот парус?   самого Лермонтова

Парус у Лермонтова просит бури.

Что это значит? Почему ему не хочется покоя? От чего он бежит ?

От однообразия жизни, от людей, которых всё в окружающей действительности устраивает, от самой этой действительности. И в этом его мятежность:

Увы! – он счастия не ищет

И не от счастия бежит”

Кого напоминает этот парус?

  самого Лермонтова

7 лет назад на Сенатскую площадь вышли смелые люди, которые не хотели мириться с беззаконием, царящим в стране. Это были декабристы. Они хотели перемен в стране, которой живут, хотели счастья для людей. У большинства из них итак всё было: деньги, высокие чины. Но они не могли жить спокойно, они думали о других, зная, что могут лишиться всего, что имеют. Так и получилось. Мятеж был подавлен, многих арестовали, некоторых казнили. Так может быть и о них это стихотворение.

7 лет назад на Сенатскую площадь вышли смелые люди, которые не хотели мириться с беззаконием, царящим в стране. Это были декабристы. Они хотели перемен в стране, которой живут, хотели счастья для людей. У большинства из них итак всё было: деньги, высокие чины. Но они не могли жить спокойно, они думали о других, зная, что могут лишиться всего, что имеют. Так и получилось. Мятеж был подавлен, многих арестовали, некоторых казнили. Так может быть и о них это стихотворение.

 В сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.   Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса.

В сущности, стихи не о парусе — стихи о самом себе.  Наиболее точные эпитеты — “одинокий” и “мятежный”. Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, “просит бури”, и никакие “золотые лучи солнца” и “лазурные струи” не удержат жаждущую свободной бури душу, не лишат ее своей стихии. И в этом стремлении Лермонтов одинок, ибо мало охотников пойти с ним: ведь он “счастия не ищет”, ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса.

Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в живописи и в музыке.  Рассмотрите репродукции. Какие краски использует художник, изображая море? Айвазовский  Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь? Куинджи

Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в живописи и в музыке.

Рассмотрите репродукции.

Какие краски использует художник, изображая море?

Айвазовский

Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

Куинджи

Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова в исполнении С. Лемешева. Определение характера музыки СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: напряжённо задумчиво стремительно размеренно взволнованно не спеша бурно торжественно порывисто спокойно

Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова в исполнении С. Лемешева.

Определение характера музыки

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

напряжённо

задумчиво

стремительно

размеренно

взволнованно

не спеша

бурно

торжественно

порывисто

спокойно

Домашнее задание. 1) выучить стихотворение наизусть; 2) сделать иллюстрацию к стихотворению.

Домашнее задание.

1) выучить стихотворение наизусть;

2) сделать иллюстрацию к стихотворению.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!