СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования новых знаний, закрепления умений и навыков. Цель урока:создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения творчества М.Ю. Лермонтова, способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивныхкомпетенций у участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ «ТРИ ПАЛЬМЫ»»

М.Ю. Лермонтов. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

Тип урока: урок формирования новых знаний, закрепления умений и навыков.

Цель: создать условия для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения творчества М.Ю. Лермонтова; способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Образовательные: углубить знания учащихся о творчестве М. Ю. Лермонтова; ознакомить с содержанием стихотворения «Три пальмы»; обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.

  1. Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения и текстологического анализа поэтического произведения; расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

  2. Воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от произведений искусства; воспитывать культуру ответа (логичность, последовательность, аргументированность, эмоциональность, умение работать в команде).


Учебные универсальные действия:

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план стихотворения);

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока и цели; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализирует собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной речи, оценивать и редактировать речевое высказывание; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные: география, изо.







Ход урока.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул новый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся друг другу. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации.


2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний. Постановка учебной цели.


- Ребята, послушайте отрывок из автобиографического стихотворения. Кто его автор? СЛАЙД

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он каждому сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный

И в нём терялся мыслию послушной.

- Чей портрет вы видите? (Портрет М.Ю. Лермонтова)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

- С каким стихотворением мы будем сегодня работать? Как вы догадались? (по домашнему заданию).

Сегодня мы будем работать с РЛ

Определение темы урока и целей урока.

-Кто может предположить тему урока?

На экране открывается тема урока:

М.Ю. Лермонтов. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ «ТРИ ПАЛЬМЫ»

Запись темы в РЛ.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

Определим задачи урока

1.Мы продолжим знакомство с творчеством …, (Лермонтова. Познакомимся с фактами биографии поэта, оказавшими влияние на становление его личности)

2. Расширим свои представления о …, (жизни и творчестве Лермонтова)

3. Будем учиться анализировать… (стихотворение «Три пальмы») формировать навыки анализа поэтического текста

  1. Изучение нового материала

Работа над темой урока. Открытие новых знаний

Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М. Ю. Лермонтов. Дома вы уже познакомились со вступительной статьей, в которой рассказывается о жизни Лермонтова.

-Что вам запомнилось из его биографии?

- Жизнь его была очень короткой (27 лет) и очень трагичной.

- Страдания испытал он ещё в детстве, хотя у него вроде бы было всё: хороший дом, хорошие учителя, близкий человек-бабушка. Но не было рядом тех, кого он больше всего любил: мамы и отца (рано умерла мама, отец и бабушка не могли найти общий язык, и маленький Лермонтов разрывался между ними. В результате стал жить с бабушкой в её имении Тарханы, тяжело переживая разлуку с отцом, хотя бабушка окружала любимого внука заботой и лаской).

- С детства он обладал многими талантами: писал стихи, владел иностранными языками, хорошо рисовал, играл на скрипке, флейте, фортепьяно. Но при этом часто болел. И бабушка возила его на Кавказ для лечения минеральными водами.

- Впечатления от этих поездок остались у него на всю жизнь, нашли отражения во многих его произведениях, причём не только литературных.

- Он вырос, окружённый любовью, получил прекрасное образование и попал в “Школу юнкеров”. Здесь была строгая дисциплина, муштра, военные упражнения, пошлые разговоры. Лермонтов не хотел подстраиваться под них, участвовать в кутежах, в грубых шутках. Он оставался собой, чувствуя себя белой вороной, чужим, одиноким. Время, проведённое здесь, он сам назовёт “страшным”. Спасением для него была поэзия.

- Когда он станет взрослым, судьба вновь вернёт его на Кавказ, дважды он будет сослан сюда. Первый раз за смелое стихотворение “На смерть поэта”, написанное после гибели Пушкина, второй раз за участие в дуэли, на которой он защищал свою честь (недалеко от места дуэли Пушкина).

- Здесь же на Кавказе он найдёт свою смерть. Опять дуэль. На этот раз закончившаяся гибелью поэта.

- Всю свою короткую жизнь он не знал покоя, не раз испытывал разочарования в людях и в окружающей действительности. Отсюда его смелые стихи, которые так не нравились царю и придворным.



Дома вы самостоятельно познакомились со вступительной статьей, в которой рассказывается о жизни М.Ю. Лермонтова.

Выполним 1 задание в РЛ

Задание 1. Заполните таблицу, опираясь на материал учебника (стр. 205-207).


Жизненный этап


События


Детство


На Кавказе


Учёба


1828 год

1830 год


1832 год


Проверка заполнения таблицы


- Опираясь на материалы таблицы, задайте друг другу вопросы о жизни М.Ю.Лермонтова. Ответьте на них.



Правила работы в группах. ( СЛАЙД)

Но вначале давайте вспомнить правила необходимые для успешной работы в парах:

-умение слушать друг друга;

-умение доверять друг другу;

-умение задавать друг другу вопросы;

-умение приходить к согласию;

-умение работать в команде.

Работают со статьёй учебника.  Заполняют таблицу. Отвечают на вопросы.

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия)


Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

Лексическая работа

Прежде чем мы будем знакомиться со стихотворением «Три пальмы», проверим домашнее задание. Вам надо было поработать дома над незнакомыми словами, найти их значения в словаре, составить словарик.

- К какому словарю вы обратились? Как правильно составить словарик?

  • ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

  • КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

  • ПАЛЬМА – дерево южных стран, обычно с прямым неветвистым стволом и с очень крупными вечнозелёными листьями.

Пальма- священное дерево, название которого встречается ещё в Библии. Символизирует вечную жизнь (вечнозелёное), вечность природы, красоту.

  • РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

  • ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

  • ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

  • ШАТЁР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

-Ребята, а хорошо ли вы знаете географию? Знаете ли вы, что такое оазис? А где находится Аравийская пустыня? Об этом нам расскажет…

Географическая справка (подготовленный ученик).

Арави́йская пусты́ня — пустыня в Африке, северо-восточная часть Сахары. Расположена между долиной Нила и Красным морем; на юге переходит в Нубийскую пустыню. Обширные пространства Аравийской пустыни заняты движущимися барханами, песчаными массивами, а в центральной её части наблюдаются выходы коренных пород.


Оа́зис (устар. оаз) — расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне.


- Ребята, скажите, а у вас есть мечта? Закройте глаза и представьте себе, как ваша мечта путешествует по всему земному шару.

И попадает она в песчаные степи Аравийской земли.

 (Включается аудиозапись со стихотворением «Три пальмы»). Ребята слушают и следят по тексту, смотрят на экран.

СЛАЙДЫ

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение Ю Лермонтова?

– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Ответ: Мне было жаль пальмы.

Я почувствовать досаду, горечь несправедливости, мне стало грустно.

4.Осмысление содержания. Организация деятельности. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий .Выбор способа действий (работа над языком баллады)

Слово учителя

Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостью восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», — писал он. В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году

Но ведь М.Ю.Лермонтов не только хотел произвести на нас впечатление, но и сказать о чем-то важном, главном. В стихотворении заложен глубокий философский смысл.

-Посмотрите на название. Какую особенность мы можем назвать, только прочитав заглавие стихотворения? (Есть магическое число три, как в русских народных сказках)

- Прочитаем подзаголовок («Восточное сказание»)

- Какую роль он играет? (Лермонтов предупреждает о восточном, экзотическом происхождении стихотворения).

Это повествовательное произведение легендарного содержания.

Стихотворение написано на легендарную тему. В нем описываются фантастические и реальные события.

- Какие события в произведении фантастические?

(ропот гордых пальм на Бога, обращение к нему)

А далее происходит волшебное событие. Какое? (Вслед за укором пальм небу сразу появляется караван)

- Какие события реальные?

Караван описан очень детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «чёрные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана.


А можем ли мы определить жанр стихотворения? Знакомились ли мы уже с произведениями этого жанра?


- Ребята, вы можете определить жанр стихотворения?



-А как вы определили? (фантастические, реальные события, трагический сюжет)

Баллада – лироэпическое произведение в стихотворной форме на легендарную или историческую тему с острым напряженным сюжетом. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.


С какими балладами мы познакомились в этом году?

(Иоганн Шиллер «Перчатка», «Кубок»; Роберт Стивенсон «Вересковый мед»)


Выполнение поискового задания


Вы прослушали произведение. Проверим, насколько внимательно слушали.


Проведем исследование произведения. Обратимся к рабочим листам.


Задание 2.Восстановите последовательность событий. Расположите в правильном порядке пункты плана



Неправильно:

5) Гибель “питомцев столетий”.

2) Обращение пальм к Богу.

4) Пальмы встречают гостей.

1) Жизнь гордых пальм в пустыне.

6) “Все дико и пусто кругом” (описание бесплодной пустыни)

3) Появление каравана

Верный план

1) Жизнь гордых пальм в пустыне.

2) Обращение пальм к Богу.

3) Появление каравана.

4) Пальмы встречают гостей.

5) Гибель “питомцев столетий”.

6) “Все дико и пусто кругом” (описание бесплодной пустыни»)

Беседа с учащимися по вопросам над содержанием произведения.

Главные герои стихотворения три пальмы

Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

1.Как проходит их жизнь?

(Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

2. Почему пальмы недовольны своей жизнью?

(Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

3. Чего хотят пальмы? (Пальмы хотят приносить пользу).

4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?

(Покой нарушен появлением людей).

5.Как пальмы встречают караван? (Укрыли листвой от зноя, ручей напоил студёной водой).

6. Что сделали люди с пальмами? (Срубили и сожгли пальмы)

7. Какую проблему поднимает автор в своем произведении?

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы: люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Поэт предупреждает: беззащитная природа может отомстить обидчикам, и эта месть будет безжалостна и жестока, как и поступки людей, возомнивших себя царями природы.

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми?

(Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка?

(Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3. О чём это говорит?бесчеловечном отношении к природе, друг к другу).

4.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

(Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

  1. Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "НРАВСТВЕННОСТЬ" [нравственность] ж. 1) а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2) Моральные качества.

Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни.

Как вы считаете, актуально ли это стихотворение сегодня?

(Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»?)

Рефлексия

- Что вам запомнилось сегодня на уроке?

- Что вы для себя узнали нового?

-Какие вы сделали выводы для себя?

Работа над выразительным чтением

Проследите, как меняется интонационный строй речи, эмоциональная окраска голоса, когда мы будем читать каждую строфу баллады

1) Жизнь гордых пальм в пустыне (1-2 строфы)

- оазис в аравийской пустыне (1-2 строфа);

Описание оазиса – спокойная интонация

2) Обращение пальм к Богу (3 строфа)

- ропота пальм (3 строфа);

Ропот пальм – протяжные интонации

3) Появление каравана (4-6 строфы)

- появление движущегося каравана (4 строфа);

Караван – интонация понижается

- гарцевания арабского всадника (5-6 строфа);

интонация повышается, чувствуется воодушевление

- встречи гостей в оазисе (7строфа);

Постепенное нарастание тревоги

5) Гибель «питомцев столетий» (8 строфа)

- жестокой сцены гибели пальм (8 строфа);

тихая, тревожная, печальная интонация

6) «Все дико и пусто кругом» (9-10 строфы)

- картины безжизненного пространства там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (9-10 строфа).

голос тихий, сожалеющий

На следующем уроке мы продолжим работу над стихотворением. Будем учиться выразительно читать, определим, какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение баллады (стр. 209-212).

Выполнить задания в рабочем листе:

3. Соотнести изобразительно-выразительные средства, дополнить таблицу своими примерами

4. Составьте 3 вопроса по содержанию баллады

Литературная лаборатория.

Задание Соотнесите  изобразительно-выразительные средства и примеры

1.Эпитет3

1.Пылающую грудь

Гордо кивая махровой главою

2. Олицетворение4

2.Песок крутился столбом

Караван шел как челнок

3.сравнение2

3.Ручей звучный

Гордые пальмы

Роскошные листья

4.метафора1

4.Шепчутся листья

Приветствуют поляны

Одежду их сорвали малые дети

Изрублены были тела их потом



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!