СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Ю. Лермонтов. Художественная идея и средства ее выражения; образ персонаж, образ-пейзаж.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Онлайн-обучеие.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов. Художественная идея и средства ее выражения; образ персонаж, образ-пейзаж.»

Тема: М.Ю. Лермонтов. Художественная идея и средства ее выражения; образ персонаж, образ-пейзаж.

Цели урока: 

определить тему и идею поэмы, развивать навыки анализа текста, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы, воспитывать интерес к творчеству поэта.


  1. Смотреть видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=EApa7-juVg8

Эпиграф:

Что такое свобода знают лишь те, кто готов умереть за неё.

Жермена де Сталь


II. Конспект урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

( С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри).

- Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

( Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

2.Повторение литературоведческих терминов.

Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

Тема – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея– лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

3.  Обсуждение поэмы.

 - Определите тему поэмы.Судьба романтического героя, взятого в плен и выросшего в стенах монастыря, страдающего от неволи и решившего вырваться на желанную свободу любой ценой.)

- Какова идея произведения? (Свобода – высшая ценность человека.)

- На прошлом уроке мы установили, что лишь в небольшой главе рассказано о жизни героя, а все остальные 24 главы включают в себя те 3 дня, которые провел Мцыри на свободе. Почему автор пошел на такое построение поэмы?  (Эти 3 дня значат для героя больше, чем жизнь, проведенная в монастыре. Именно так , как в эти недолгие минуты на воле, желал бы жить герой. Здесь он раскрывает свой внутренний мир.)

Лексическая работа.

Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воли. (в словаре В. Даля)

- Так что же значит “свободолюбивый”? (Ценящий и любящий свободу)

Именно этим качеством наделяет своего героя Лермонтов, едва ли не единственного персонажа поэмы.

- Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты из текста для ответа.

(А) Давным-давно задумал я //Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы.

Б) «…Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог;

Быть свободным для Мцыри – вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. В душе его живет образ незнакомого желанного «мира тревог и битв».)

 - Что особенного вы отметили, слушая эпизод? Какие чувства испытывал Мцыри, воспринимая этот пейзаж? (Увиденное Мцыри резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию. Пейзаж привлекателен для героя, так как тот впервые на воле. «Пышные поля», «холмы», «груды темных скал», «седой, незыблемый Кавказ»  как символ свободы – все это увлекает героя. Он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу, чувствует легкость и непонятную жажду. Ощущается любовь к жизни в этом человеке.)

-  Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? (Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.)

 - Для чего введен автором эпизод борьбы с барсом? (В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.)

- Автор обращает внимание на стремления юноши, на его внутренний мир. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек говорит об увиденном, а о  пережитом можно только догадываться («душу  можно ль рассказать?»). Каково значение слова «исповедь»? (Покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-либо; сообщение своих взглядов, мыслей.)

 В каком значении употреблено это слово в поэме? (Исповедь помогает раскрыться внутреннему миру юноши. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим страстью к свободе, жаждой жизни со всеми ее печалями и радостями. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, атмосферой, где сковываются все естественные стремления.)

- Почему герой устает от природы? (Свобода оказалось для него избытком кислорода. Пережив столько за 3 дня, сколько не было за все время нахождения в монастыре, Мцыри устает от переживаний. Он жертва цивилизации.)

- Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша  не смог бы.)  


4.Анализ с художественных средств в поэме.

«Но юность вольная сильна,// И смерть казалась не страшна!» (эпитет);

«О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнии ловил…» (гипербола);

«Я грыз сырую грудь земли…» (метафора);

«Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей» (сравнение);

«Он был, казалось, лет шести;/ Как серна гор, пуглив и дик…» (сравнение);

«…сердце вдруг/ Зажглося жаждою борьбы…» (метафора);

«Сама земля дышала мне…» (олицетворение).

«Груды скал» (метафора).

«Объятья каменные» (эпитет).  

- Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (Тропы показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, стремится слиться  с тем, что он считает для себя родным).

Задание. Прочитайте и найдите сравнения в отрывке. Какую роль они выполняют?

 Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик.
2. Где люди вольны, как орлы.
3. Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом...
4. Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз...
5. Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
6. Стройна под ношею своей,
Как тополь, царь ее полей!
7. Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...

( Сравнения показывают слияние Мцыри с природой, сближение с ней: человек подобен зверю. Зверь – человеку. В то же время подтверждают отчужденность Мцыри от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей: я был чужой для них навек, как зверь степной. В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием ценности борьбы, мужества)


5. Обобщение изученного.

В многообразии изобразительно-выразительных средств лермонтовской поэмы проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создаётся страстный, приподнятый тон поэмы.

Поэтика переключает на высокую и вневременную волну. Время поэмы ближе к обобщённому, чем к реальному. Это философское произведение о смысле бытия, об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.

Не только в словах и мыслях героя, но и во всей поэме ощущается пафос свободы и человеческой активности.

Герой и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж.

Самое существенное и характерное в лермонтовском герое – потребность в действии – важный мотив поэзии М.Ю. Лермонтова. Побег Мцыри – гордый спор с судьбой, с которой всю жизнь спорил и сам создатель образа. Поэтому поэму можно считать выражением затаённой авторской мечты, одной из составляющих его художественного и жизненного идеала.

В. Г. Белинский: “…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…”.

6.Вопросы и задания для самоконтроля.

-Подберите определения, характеризующие личность Мцыри. (Свободолюбивый, независимый, мятежный, непокорный, страстный, смелый, гордый…)

- Какова позиция автора поэмы в отношении  вопроса «Зачем живет человек на земле?». (Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни? (Человек должен сам выбирать свой путь.)

- К какому художественному направлению принадлежит произведение «Мцыри»? (Поэма «Мцыри» принадлежит к романтическим произведениям.)

-Назовите основные черты романтического произведения(Идея разлада мечты и реальности, в центре – романтический конфликт, романтический герой резко противопоставлен обществу, резко выделяется из него, романтический мир необычен, экзотичен.)

7. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы











Пужанская Екатерина Васильевна,

учитель родного (русского) языка и литературы

МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа №2».















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!