СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока на тему: "М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. "Повесть о том, как один мужик...". Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик…».»

Дата 1.02.2018

7 класс

Тема:

Тип урока. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик…», «Премудрый пескарь». Сказки «Медведь на воеводстве». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь.

Цели :

Метапредметные:

М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее), строить рассуждения.

Предметные:

ЛР: выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки

Оборудование: компьютерная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Этап мотивации.

Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа, тему урока.

ТОУУ


III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Писатель-сатирик. Сатира.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наследия сатирика едва наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.

Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей; народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу.

 Работа над литературными терминами.

Аллегория - иносказание

Сарказм – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

Гипербола – намеренное преувеличение

Эзопов язык - иносказание и метафоричность

Сказка народная и литературная. Сходство и различие.

Народные сказки делятся на три группы:

А.сказки о животных – самый древний вид сказки, в которой животные ведут себя как люди.

Б.бытовые сказки. Их герои живут в реальном мире. Они побеждают в борьбе против барина, помещика, генерала, а помогают им одержать победу ум, находчивость и смелость.

С.Волшебные сказки. Герои этих сказок борются с нечистой силой и побеждают.

Композиция сказки:

1.Зачин («В некотором царстве, в некотором государстве…»)

2. Основная часть (Троекратный повтор действий)

3. Концовка ( «Стали они жить-поживать…»)

- Сказки Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы:

1. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»)

2. Тема интеллигенции («Премудрый пескарь»).

3. Тема народа («Повесть о том…»)

4. Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.





Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.



Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



IV. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.


Работа по учебнику с. 289, 291 – чтение сказки.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  1.  Как очутились два генерала на необитаемом острове? («по щучьему велению, по моему хотению»)

  2. Дайте краткую характеристику двум генералам, (легкомысленные, всю жизнь прослужили в какой-то регистратуре, ничего не знают и не понимают)

  3. Что комичного было в облике генералов, оказавшихся на необитаемом острове? («они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену»)

  4. Что вызывает у генералов наибольшее удивление? («что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет»)

  5. Кого решили найти голодные генералы? (мужика)

  6. Что умели делать генералы? (заставить работать мужика)

  7. Как повел себя мужик, увидев генералов? (начал им прислуживать)

  8. Как генералы и мужик покинули необитаемый остров? (мужик сделал лодку, и они уплыли с необитаемого острова)

  9. Как отблагодарили генералы мужика? («выслали ему рюмку водки да пятак серебра»)

  10. Какой, на ваш взгляд, является сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — сатирической или юмористической? Докажите свою мысль. (Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина сатирическая, так как в ней высмеиваются пороки современной писателю действительности и человека.)

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.


V. Этап включения изученного в систему знаний.

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.По приказу царя

2.По щучьему велению, по моему хотению

3.Приплыли на пароходе

4.Приехали в карете

2. В чем мужик варил суп для генералов?

1. В котелке

2. В пригоршне

3.В кастрюле

4.В скороварке

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»

2.«Московские ведомости»

3. «Московское обозрение»

4. «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали мужика на острове?

1. По следам, оставленным на песке

2. По объявлению

3. По запаху мякинного хлеба

4. По его храпу.

5. Кем работал этот мужик в Москве?

1. Поваром

2. Кузнецом

3. Маляром

4. Извозчиком.

6.В каком виде генералы оказались на острове?

1. В мундирах

2. В ночных рубашках

3. В шубах и валенках

4. В шортах

7.Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

1. Все время спать

2. Научиться работать

3. Найти мужика

4. Поймать зверя

8.Как генералы вернулись домой?

1. Заснули и проснулись дома

2. Так же, как и попали на остров

3. Их спасли случайно

4. Мужик построил корабль.

9.На какой улице жили генералы?

1. На Подьяческой

2. На Фонтанке

3. На Литейной

4. На Невском.

10. Чем генералы наградили мужика?

1. Орденом

2. Медалью

3. Плетьми

4. Рюмкой водки и пятаком.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Сегодня мы изучали……

Мы теперь знаем, как….

Полученные знания нам помогут….


- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам.

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Прочитать самостоятельно сказки «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», пересказ одной на выбор.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!