СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Горький «Старуха Изергиль» . Философия жизни героев рассказа. Основные черты романтических характеров.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Романтизм ранних рассказов М.Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Просмотр содержимого документа
«М. Горький «Старуха Изергиль» . Философия жизни героев рассказа. Основные черты романтических характеров.»

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужественные и щедрые – вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное М. Горький М. Горький «Старуха Изергиль» (1984 г.).  Философия жизни героев рассказа. Основные черты романтических характеров. Библейские мотивы в рассказе.

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные выберут первую, мужественные и щедрые – вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное

М. Горький

М. Горький «Старуха Изергиль» (1984 г.). Философия жизни героев рассказа. Основные черты романтических характеров. Библейские мотивы в рассказе.

Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми. Романтизм -

Творческий метод, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.

Романтизм -

изображение внутреннего мира человека; героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе. неприятие действительности; обращение к народному творчеству; использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу; обилие метафор, эпитетов, символов; создание лирического пейзажа. принцип романтического двоемирия ; несоответствие, разлад идеального и реального мира, мечты и жизни; противостояние романтика и окружающего мира; изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа. Море, небо, ветер, тучи, луна- символы свободы. Основные черты романтизма:
  • изображение внутреннего мира человека;
  • героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе.
  • неприятие действительности;
  • обращение к народному творчеству;
  • использование тем, языка, образов, интонации, свойственных народным песням, балладам, эпосу;
  • обилие метафор, эпитетов, символов;
  • создание лирического пейзажа.
  • принцип романтического двоемирия ;
  • несоответствие, разлад идеального и реального мира, мечты и жизни;
  • противостояние романтика и окружающего мира;
  • изображение исключительных обстоятельств, романтического пейзажа. Море, небо, ветер, тучи, луна- символы свободы.

Основные черты романтизма:

«Песня о Буревестнике» «Песня о Соколе» «Старуха Изергиль» «Макар Чудра» Романтические произведения М. Горького

«Песня о Буревестнике»

«Песня о Соколе»

«Старуха Изергиль»

«Макар Чудра»

Романтические произведения М. Горького

Всегда одинок Яркая, независимая личность Живёт не разумом, а эмоциями Романтический герой Натура глубокая, неизведанная Индивидуалист Противопоставлен другим персонажам Его жизнь полна риска и опасности

Всегда одинок

Яркая, независимая личность

Живёт не разумом, а эмоциями

Романтический герой

Натура глубокая, неизведанная

Индивидуалист

Противопоставлен другим персонажам

Его жизнь полна риска и опасности

 Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов.

Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов.

Теория Ницше о сверхчеловеке: «Как жить человеку в мире, где умер Бог?» Вывод Ницше: «Самому стать Богом». Этот вывод прочитывается во многих произведениях Горького. Человек не может быть рабом. Для человека главное – свобода. А что такое свобода?

Теория Ницше о сверхчеловеке:

«Как жить человеку в мире, где умер Бог?»

Вывод Ницше: «Самому стать Богом».

  • Этот вывод прочитывается во многих произведениях Горького. Человек не может быть рабом. Для человека главное – свобода.

А что такое свобода?

Романтический рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895. В канву этого произведения вплетены легенды о гордом и жестоком юноше Ларре, отвергнутым даже самой смертью, и благородном Данко, вырвавшем из собственной груди сердце во имя спасения других людей.
  • Романтический рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895. В канву этого произведения вплетены легенды о гордом и жестоком юноше Ларре, отвергнутым даже самой смертью, и благородном Данко, вырвавшем из собственной груди сердце во имя спасения других людей.
Тема рассказа «Старуха Изергиль» - осмысление человеческой жизни, тема сильной, неординарной личности. Идея – стремление выявить истинную ценность человеческой жизни. Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также героический пафос. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»?
  • Тема рассказа «Старуха Изергиль» - осмысление человеческой жизни, тема сильной, неординарной личности.
  • Идея – стремление выявить истинную ценность человеческой жизни.
  • Раскрытию идеи служат сюжет и композиция произведения, а также героический пафос.

Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»?

«Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют». Ценность труда, ценность подвига – смысл жизни.
  • «Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, — красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже — поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот — поют».

Ценность труда, ценность подвига – смысл жизни.

Легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Ларра и Данко – два противоположных полюса. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Каково назначение трёхчастной композиции «Старухи Изергиль»?
  • Легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Ларра и Данко – два противоположных полюса. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра).
  • Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования.
  • Осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.

Каково назначение трёхчастной композиции «Старухи Изергиль»?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль. К какому времени относится действие легенд, рассказанных старухой Изергиль?
  • Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, - это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

К какому времени относится действие легенд, рассказанных старухой Изергиль?

Гордость Гордыня Чувство собственного достоинства, самоуважение Чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость. Один герой горд, другой – горделив. Но какая разница в значениях! Один истинно свободен, другой – раб своей свободы.

Гордость

Гордыня

  • Чувство собственного достоинства, самоуважение

Чрезмерно высокое мнение о себе, непомерная гордость.

Один герой горд, другой – горделив. Но какая разница в значениях! Один истинно свободен, другой – раб своей свободы.

Легенда о Ларре. -Чем мотивирован характер Ларры? -Какое понимание свободы он воплощает? -Как изображены люди в легенде? По каким нравственным законам они живут? - В чем суть конфликта людей и Ларры? - «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды. В чем трагедия бессмертия Ларры? -В чем смысл наказания Ларры?
  • Легенда о Ларре.

-Чем мотивирован характер Ларры?

-Какое понимание свободы он воплощает?

-Как изображены люди в легенде? По каким нравственным законам они живут?

- В чем суть конфликта людей и Ларры?

- «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды. В чем трагедия бессмертия Ларры?

-В чем смысл наказания Ларры?

«Красивый и сильный» «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза» «…хочет сохранить себя целым» «…считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего» Ларра понимал свободу как вседозволенность.

«Красивый и сильный»

«холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»

«…хочет сохранить себя целым»

«…считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего»

Ларра понимал свободу как вседозволенность.

Ларра- «отверженный, изгнанный». Гордыня – непомерная гордость, чрезмерно высокое мнение о себе. Индивидуали́зм – мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость. Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм.
  • Ларра- «отверженный, изгнанный».
  • Гордыня – непомерная гордость, чрезмерно высокое мнение о себе.
  • Индивидуали́зм – мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость.
  • Эгои́зм (от лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм.
   Ларра всегда презирал людей, считая себя выше всех их. Когда мудрец сказал, что наказание героя в нем самом, тот лишь посмеялся. В безграничной свободе, независимости от всего мира герой видел счастье. Однако в сыне орла текла и человеческая кровь. Десятки лет, прожитые в одиночестве, хороши для вольной птицы, но губительны для человека. Ларра был вынужден признать, что общество людей ему необходимо, однако никто не пожелал облегчить участь того, «кто делал им зло», Ларра был прогнан. Одиночество стало для героя настоящей пыткой, и даже смерть не могла спасти его от мучений.  Свобода, жизнь вдали от людей – все, что некогда так ценил Ларра, обернулись для героя страшным наказанием. Потому что жизнь вне общества невозможна для того, в чьих жилах течет человеческая кровь.   Как вы понимаете слова мудреца, утверждавшего, что наказание Ларры — «в нем самом»?

Ларра всегда презирал людей, считая себя выше всех их. Когда мудрец сказал, что наказание героя в нем самом, тот лишь посмеялся. В безграничной свободе, независимости от всего мира герой видел счастье. Однако в сыне орла текла и человеческая кровь. Десятки лет, прожитые в одиночестве, хороши для вольной птицы, но губительны для человека. Ларра был вынужден признать, что общество людей ему необходимо, однако никто не пожелал облегчить участь того, «кто делал им зло», Ларра был прогнан. Одиночество стало для героя настоящей пыткой, и даже смерть не могла спасти его от мучений.

Свобода, жизнь вдали от людей – все, что некогда так ценил Ларра, обернулись для героя страшным наказанием. Потому что жизнь вне общества невозможна для того, в чьих жилах течет человеческая кровь.

Как вы понимаете слова мудреца, утверждавшего, что наказание Ларры — «в нем самом»?

Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию:  «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Чем обусловлен исключительный индивидуализм Ларры?

Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.

Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей.

Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию:  «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Чем обусловлен исключительный индивидуализм Ларры?

В основе легенды о Ларре лежит библейский сюжет.
  • В основе легенды о Ларре лежит библейский сюжет.
Агасфер – имя еврейского ремесленника из Иерусалима, того самого, что грубо отказал обессилевшему Иисусу Христу даже в кратковременном отдыхе возле своего жилища, когда Сын Божий нёс на себе тяжкий крест на Голгофу. Озлобленный и уставший от своей работы Агасфер, оттолкнул обречённого на страдания и казнь Христа со словами: «Иди, не останавливайся». «Я пойду, — отвечал Христос, — но и ты будешь ходить до скончания века». Библейская легенда
  • Агасфер – имя еврейского ремесленника из Иерусалима, того самого, что грубо отказал обессилевшему Иисусу Христу даже в кратковременном отдыхе возле своего жилища, когда Сын Божий нёс на себе тяжкий крест на Голгофу. Озлобленный и уставший от своей работы Агасфер, оттолкнул обречённого на страдания и казнь Христа со словами: «Иди, не останавливайся». «Я пойду, — отвечал Христос, — но и ты будешь ходить до скончания века».

Библейская легенда

Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания.Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, а Ларра – против человека.
  • Ларра, как и Агасфер, Вечный Жид, обречён на вечные страдания.Но Агасфер, отказав в помощи Христу, шедшему на Голгофу, совершает преступление против Бога, а Ларра – против человека.
Легенда о Данко. - Насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд? (Люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем, что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов»). Как в пути складывались отношения между Данко и толпой? Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? Почему они «стали роптать на Данко»? Какие чувства испытывает Данко к людям? Как проявляют себя люди по отношению к герою? Достойны ли они Данко? Легенда о Данко заканчивается словами:  «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»  Какие искры имеются в виду? -Какой поступок вы назовете подвигом? -Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг? -Разумен или нет поступок Данко? -Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко? -В легенде о Данко есть слова:  «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался  «осторожный человек»?
  • Легенда о Данко.

- Насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд? (Люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем, что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов»).

  • Как в пути складывались отношения между Данко и толпой?
  • Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? Почему они «стали роптать на Данко»?
  • Какие чувства испытывает Данко к людям?
  • Как проявляют себя люди по отношению к герою? Достойны ли они Данко?
  • Легенда о Данко заканчивается словами:  «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»  Какие искры имеются в виду?

-Какой поступок вы назовете подвигом?

-Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

-Разумен или нет поступок Данко?

-Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

-В легенде о Данко есть слова:  «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался  «осторожный человек»?

В основе легенды ветхозаветная библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.                 С какой библейской историей схожа легенда о Данко? Что между ними общего?
  • В основе легенды ветхозаветная библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.

С какой библейской историей схожа легенда о Данко? Что между ними общего?

Библейская легенда о Моисее

  • Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египтского рабства. Сотни лет прожили евреи в Египте, но, несмотря на тяжёлое положение, многим из них было грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
  • Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь чудом спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить посохом по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
  • Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о своём народе, питал и оберегал его. Во время жажды Господь велел Моисею ударить посохом по скале, и из неё хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они продолжали роптать. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Общее: мотив дороги, трудного пути, кажущаяся безвыходность ситуации; герой, который берет на себя ответственность за все племя; отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение, люди слабеют, начинают искать виноватых, главные герои умирают.         С какой библейской историей схожа легенда о Данко? Что между ними общего?
  • Общее: мотив дороги, трудного пути, кажущаяся безвыходность ситуации; герой, который берет на себя ответственность за все племя; отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение, люди слабеют, начинают искать виноватых, главные герои умирают.

С какой библейской историей схожа легенда о Данко? Что между ними общего?

Легенда о Данко Библейская история Сильна вера в свои силы и народ, Данко полагается только на себя. Исключительность личности Данко. Чудо творит Данко. Данко приносит себя в жертву, его горящее сердце спасает племя. Легенда прославляет человека. Обилие эпитетов, метафор, олицетворений. Сильна вера в Бога, есть поддержка от Бога. Спасает чудо свыше. Народ молится Богу. Моисея Бог привёл перед смертью на гору, чтобы он посмотрел на землю, к которой вел людей. Библейская история прославляет Бога. Отсутствие тропов. Сопоставьте легенды: в чем их различие?

Легенда о Данко

Библейская история

  • Сильна вера в свои силы и народ, Данко полагается только на себя.
  • Исключительность личности Данко.
  • Чудо творит Данко.
  • Данко приносит себя в жертву, его горящее сердце спасает племя.
  • Легенда прославляет человека.
  • Обилие эпитетов, метафор, олицетворений.
  • Сильна вера в Бога, есть поддержка от Бога.
  • Спасает чудо свыше.
  • Народ молится Богу.
  • Моисея Бог привёл перед смертью на гору, чтобы он посмотрел на землю, к которой вел людей.
  • Библейская история прославляет Бога.
  • Отсутствие тропов.

Сопоставьте легенды: в чем их различие?

«…в очах его светилось много силы и живого огня». «И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...» «А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце…» «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» «…высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям». «Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца». «…и сердце его все пылало, пылало!» «…еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце». «И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...». Символом чего является огонь в легенде?
  • «…в очах его светилось много силы и живого огня».
  • «И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»
  • «А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце…»
  • «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»
  • «…высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
  • «Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца».
  • «…и сердце его все пылало, пылало!»
  • «…еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце».
  • «И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...».

Символом чего является огонь в легенде?

ДАНКО «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» Несёт людям свет Живёт с людьми и для людей Жертвовует собой, спасая других. ДАНКО

ДАНКО

«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»

Несёт людям свет

Живёт с людьми и для людей

Жертвовует собой, спасая других.

ДАНКО

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение. Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Альтруизм (от лат. alter — другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.
  • Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважение.
  • Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
  • Альтруизм (от лат. alter — другой), нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.
Ларра Данко Романтический идеал Гордость, жертвенность и героизм Гуманистическое мировоззрение альтруист Антиидеал Безудержная, безграничная, не знающая нравственных ограничений гордость Индивидуалистическое мировоззрение эгоист

Ларра

Данко

  • Романтический идеал
  • Гордость, жертвенность и героизм
  • Гуманистическое мировоззрение
  • альтруист
  • Антиидеал
  • Безудержная, безграничная, не знающая нравственных ограничений гордость
  • Индивидуалистическое мировоззрение
  • эгоист
Свет Добро Думает о людях Ради спасения людей жертвует собой Любовь к людям, Подвиг во имя спасения других Горящее сердце, освещающее дорогу После Данко остаются искры.  Смерть Данко – начало бессмертия Тьма Зло Думает о себе Презирает законы общества Эгоизм, индивидуализм гордыня, Преступление Никчёмный призрак, тень, каменное сердце После Ларры остается тень Бессмертие Ларры стало наказанием Антитеза
  • Свет
  • Добро
  • Думает о людях
  • Ради спасения людей жертвует собой
  • Любовь к людям,
  • Подвиг во имя спасения других
  • Горящее сердце, освещающее дорогу
  • После Данко остаются искры.
  • Смерть Данко – начало бессмертия
  • Тьма
  • Зло
  • Думает о себе
  • Презирает законы общества
  • Эгоизм, индивидуализм гордыня,
  • Преступление
  • Никчёмный призрак, тень, каменное сердце
  • После Ларры остается тень
  • Бессмертие Ларры стало наказанием

Антитеза

Горький противопоставляет свет тьме, тень Ларры и «голубые искры» сердца Данко. Сквозными являются образы смеха и солнца. Но они в обеих легендах имеют разное значение и по-разному читаются. Так, в легенде о Ларре солнце палящее и безжалостное. У Данко солнце горит спасительным для людей теплом и светом. Злорадно и страшно звучит смех возгордившегося Ларры. Смех Данко звучит радостью за людей, как песня счастья. «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» («Песня о Соколе») 
  • Горький противопоставляет свет тьме, тень Ларры и «голубые искры» сердца Данко. Сквозными являются образы смеха и солнца. Но они в обеих легендах имеют разное значение и по-разному читаются. Так, в легенде о Ларре солнце палящее и безжалостное. У Данко солнце горит спасительным для людей теплом и светом. Злорадно и страшно звучит смех возгордившегося Ларры. Смех Данко звучит радостью за людей, как песня счастья.

«Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» («Песня о Соколе») 

Символичны имена героев. Имя «Ларра» — значит «отверженный», «изгой». Лары – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Вероятно, поэтому так символично в рассказе убийство девушки Ларрой. Данко в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». И действительно, Данко отдает часть себя, Ларра же хочет брать и «оставаться целым».

Символичны имена героев.

  • Имя «Ларра» — значит «отверженный», «изгой». Лары – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Вероятно, поэтому так символично в рассказе убийство девушки Ларрой.
  • Данко в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». И действительно, Данко отдает часть себя, Ларра же хочет брать и «оставаться целым».
«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся…  Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».  «В жизни… всегда есть место подвигам».   Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?
  • «Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».

«В жизни… всегда есть место подвигам».

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи Изергиль, которое и составляет идеологический центр повестования.  Какую роль играет в легенде романтический пейзаж? В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль:  «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.
  • Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи Изергиль, которое и составляет идеологический центр повестования.

Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами героиня рассказа – старуха Изергиль:  «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

  • Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.
Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты:  «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? На что обречена Изергиль в конце жизни? Вопросы:
  • Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты:  «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
  • Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему?
  • Можно ли Изергиль назвать сильной личностью?
  • Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы?
  • На что обречена Изергиль в конце жизни?

Вопросы:

Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре? 1 вариант: Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту. 2 вариант Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Что её сближает с Данко?
  • Кому из героев близка Старуха Изергиль: Данко или Ларре?
  • 1 вариант: Прочитайте портретные характеристики старухи Изергиль в молодости и старости. На кого из героев она похожа? Подтвердите своё мнение, обращаясь к тексту.
  • 2 вариант Расскажите о жизни старухи Изергиль. Чему она посвятила свою жизнь? Что её сближает с Данко?
Равнодушие к тем, кому Изергиль отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». «Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание». «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
  • Равнодушие к тем, кому Изергиль отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой:
  • «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
  • «Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание».
  • «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
Старуха Изергиль и Ларра оба красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды. Её жизнь, так же как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых людей. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой. Жить с людьми, но для себя, она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви. Её любовь эгоистичная, плотская.
  • Старуха Изергиль и Ларра оба красивы в молодости, но от обоих осталась только тень. Они прошли по жизни, не оставив после себя ничего. Индивидуализм древней старухи роднит её с героем легенды.
  • Её жизнь, так же как и жизнь Данко, посвящена любви. Но любила она только для себя. Она с лёгкостью забывала старую любовь ради новой, оставляла любимых людей. Её равнодушие поражает и сближает с Ларрой. Жить с людьми, но для себя, она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви. Её любовь эгоистичная, плотская.
Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди (толпа), которые пытаются смириться, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.
  • Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди (толпа), которые пытаются смириться, заставить служить собственным интересам.
  • Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Рассказ раскрывает тему свободы с разных сторон, заставляя читателя самому задуматься над этим вопросом и решить, что для него значит свобода?

  • Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены с помощью контрастных символов. Они противоположны и представляют собой крайности свободного человека. И казалось бы, достаточно их двоих, чтобы понять, каким должен быть по-настоящему свободный человек, если бы не история старухи Изергиль. Сначала читатель видит уже практически безжизненные глаза, похожие на тень, она отжила свой век, и жизнь едва теплится в ней. Но читая историю ее жизни, становится ясно, что перед нами обычный человек, проживший сложную и богатую на события жизнь.
  • Свобода Данко делает его божественным существом, способным на абсолютное самоотречение во имя других людей. И Горький призывает нас к такой свободе, настоящей, рожденной от любви . Но в то же время автор считает это недостижимым для современного человека. Именно поэтому главная героиня рассказа стремится и желает быть такой, как Данко, но земная, человеческая сущность заставляет ее ошибаться и проходить путь Ларры в поисках абсолютной свободы.
Почему легендой о Данко заканчивается рассказ «Старуха Изергиль»? Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?
  • Почему легендой о Данко заканчивается рассказ «Старуха Изергиль»?
  • Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?
д/з:Напишите ответ на вопрос: «В чём смысл жизни – в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»
  • д/з:Напишите ответ на вопрос: «В чём смысл жизни – в неограниченной личной свободе или в героической борьбе за счастье людей?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!