СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« М. Горький. Детство»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« М. Горький. Детство»»

Конспект урока по чтению « М. Горький. Детство»

для обучающихся 7 класса учитель русского языка и чтения


Цели и задачи:


Образовательно-познавательные:



- формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

- формирование умений школьников анализировать читаемый текст.



Воспитательные:

- разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

- сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;

- формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.



Коррекционно-развивающие:


- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;


- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;


- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;


- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.


  1. Психологический настрой.


Сядьте удобно, улыбнитесь, закройте глаза, прислушайтесь к музыке:

- Я произношу текст, вы повторяете движения глазами, мысленно представляете услышанное.


«Сотвори солнце в себе».


- В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.

- Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце и несет тепло всем, всем, всем.


  1. Артикуляционная минутка.


1.Повторение слогов с согласным [л], [л,] (твердым и мягким).

Задание: чтение слогов по горизонтали и вертикали.

- Найдите слог - иль -, прочитайте слог справа от него, затем слева; вверху и внизу.


  1. А теперь переходим к теме урока.


- Творчество какого писателя вы сейчас изучаете?

- Каким было детство А.М.Пешкова?

- Какое влияние оказала на Алешу бабушка Акулина Ивановна?

- Как он написал об этом влиянии позже, став уже взрослым?

- Кто прочитает эти замечательные строки?

- Кем пришлось работать Алеше Пешкову? Почему так рано началась его трудовая жизнь?

- Назовите автобиографические повести М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»).


Сегодня мы будем продолжать знакомство с новыми героями повести «Детство».


Сейчас приступаем непосредственно к повести под названием «Детство».

- На титульном листе книги – персонажи повести. Назовем их.


  1. Проверка домашнего задания.


1.Что было задано на дом?


Вопросы по содержанию 1 части текста.


1.За что выпороли Алешу?

2.В чем упрекала бабушка свою дочь – мать Алексея?

3.Что показалось Алеше грустным и обидным в словах матери?

4.Алеша назвал дни своей болезни большими днями жизни. (Прочитать строки об этом: «…точно содрали кожу с сердца и каким оно стало? Стало невыносимо чутким…»

5.Отыщите в тексте слова, которыми Алеша описал внешний вид деда.

6.О чем рассказывал дед Алеше?


  1. Работа над материалом урока (II часть главы)



1.Словарная работа. Объяснить и подобрать синонимы к словам (пороть, засек).


2. Чтение трудных слов по слогам:

- впе-чат-ле-ние

- в-впе-чат-впечат-лени-е

впечатление

про-ти-во-ре-чие

жулико-ва-тый

складное тело.


3.Ответ-объяснение трудных слов.

Противоречие – возражать, перечить.

Впечатление – оценка, мнение, сложившееся после знакомства и соприкосновения с кем или чем-либо;

Жуликоватый.

Складное тело.


Слова, встречающиеся в разговорной речи: перетово….


  1. Физминутка:

а) упражнение для глаз: зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз);

б) сделайте круговые движения глазами (10 раз);

в) сделайте «ленивую» восьмерку.

1.Работа с текстом II части главы (читают ученик 1и ученик 2).

2.Чтение про себя (весь класс).

3.Расскажите о том новом в характере деда, что вы узнали из этой части повести.

- Есть ли противоречия в его характере? Теперь вы должны порассуждать, т.к. знаете значение этого слова.

4.Как бабушка и Цыганок доказали еще раз свою любовь к мальчику?

А как Алеша относится к ним?

5.Прочитайте по ролям эту часть.

Передайте при чтении:

- извиняющийся тон деда;

- обвиняющий – бабушки;

- тоскливый – матери Алеши;

- лукавый, ласковый – Цыганка.

6. Выделить отдельные слова, фразы, передающие настроение героя; выделить слова, передающие ощущение тоски, горя человека.


  1. Викторина «Узнай героя» по описанию.


1. Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми был ласковый, готовый всем услужить, все хвалили его… а кто говорил, что он подхалим?

2. Плешивый, бородатый человек в темных очках.

3. Он всегда следил за Алешей умными и зоркими глазами и Алеше всегда хотелось спрятаться от его обжигающих глаз.

4. Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их.

5. С огромной кудрявой головой, широкогрудый и квадратный, обутый в скрипучие сапоги гармоникой.

6. Кто из героев повести смешно ругал Алешу: «Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!» (Злость это была или что-то другое).

7. Еще раз обратимся к тексту повести.

Прочитайте о том, как наказание повлияло на отношение Алеши к жизни и на его характер. Сравните влияние деда на Сашу и Алексея. Одинаковым ли было это влияние на характеры обоих мальчиков?

Докажите свое мнение.

8. Подумайте, какой могла бы быть дальнейшая жизнь Алеши в доме деда.

Обоснуйте свое мнение, ссылаясь на слова Цыганка.


Работа с пословицами.


Напутствие деда Василия Алеше:

- Учись самому себе быть работником, а другим – не поддаваться.

- Живи тихонько, спокойненько, но упрямо!

- Слушайся всех, а делай как тебе лучше.

- Что является главным в его словах?


Домашнее задание (стр. 182).

Выставление оценок.


Итоги урока:


- Что изучали на уроке.

- Какой вывод вы сделали?

Ответы обучающихся:

- Несмотря на трудное детство у Алеши появляется вера в себя, появляется стремление заступиться за обиженных, спасти от боли всех, над кем издеваются.


- Несмотря на тяжелую жизнь, мальчик тянется ко всему солнечному, радостному, потому что его окружали хорошие люди: щедрая душою бабушка Алеши; свободолюбивая, обделенная счастьем мать мальчика; добрый и рано погибший Цыганок (все они оставили свой неизгладимый след в памяти мальчика).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!