М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.
Цели:
познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);
развивать навыки анализа художественного текста;
воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа с литературоведческими терминами.
-Объясните значение слова автобиография.
Запись в тетрадях:
Автобиография – это описание автором собственной жизни.
-Что называется трилогией?
Запись в тетрадях:
Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.
- Что такое автобиографическая трилогия?
Запись в тетрадях:
Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.
- Работа со вступительной статьей учебника.
- Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.
Примерный план.
1)Рассказ Горького о себе.
2)История создания автобиографии.
3)Павел Максимов о биографии Горького.
- Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.
Сведения о годах детства:
Родился в Нижнем в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.
Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).
Запись в тетрадях:
Части автобиографической трилогии Максима Горького:
1)«Детство»
2)«В людях»
3)«Мои университеты».
Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.
- Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?
( «Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).
Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.
- Работа с текстом произведения.
-Сейчас мы начнем читать повесть. Ваша задача: выяснить первые впечатления главного героя от знакомства с родными.
- Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».
- О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? ( Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)
- Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».
- О ком говорится в этом отрывке? ( О бабушке.)
- Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)
- Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)
- Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.
- Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)
- Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)
- Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)
- Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.
- Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)
- Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)
- Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)
- Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)
- Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)
- Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)
Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)
- Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».
- Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)
- Что можно сказать о деде исходя из этого описания? ( Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)
- Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)
- Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)
- Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)
- Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.
- Какое впечатление производит на Алешу дом? ( Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках, нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)
- Таковы первые впечатления Алеши.
- Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.
- Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)
- Кто обедает в доме Кашириных?
- Начертите в тетрадях схему:
|
ДЕД
|
БАБУШКА
|
МАТЬ
|
|
ЦЫГАНОК
|
ОБЕД В ДОМЕ
|
ДЯДЬЯ
|
ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ
|
НЯНЬКА
|
ДЕТИ
|
ТЕТКА НАТАЛЬЯ
|
|
- Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)
- Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?
Герой
|
Ссора
|
Драка
|
Дядья
|
«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»
|
«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»
|
Дед
|
«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»
|
|
Бабушка
|
«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»
|
|
Мать
|
«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»
|
|
Дети
|
|
«заплакали»
|
Тетка Наталья
|
|
«отчаянно закричала»
|
Нянька
|
|
«выгоняла из кухни детей»
|
Цыганок
|
|
«сел верхом на спину дяди Михаила»
|
Григорий Иванович
|
|
«спокойно связывал руки дяди полотенцем»
|
Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.
-Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)
-Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? ( В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)
- Объяснение д/з.
Глава 2 (дочитать), главы 3,4 (прочитать).
Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».
Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.
- Подведение итогов урока.
Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.»
М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.
Цели:
познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);
развивать навыки анализа художественного текста;
воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и цели урока.
Работа с литературоведческими терминами.
-Объясните значение слова автобиография.
Запись в тетрадях:
Автобиография – это описание автором собственной жизни.
-Что называется трилогией?
Запись в тетрадях:
Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.
- Что такое автобиографическая трилогия?
Запись в тетрадях:
Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.
Работа со вступительной статьей учебника.
- Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.
Примерный план.
Рассказ Горького о себе.
История создания автобиографии.
Павел Максимов о биографии Горького.
- Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.
Сведения о годах детства:
Родился в Нижнем Новгороде в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.
Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).
Запись в тетрадях:
Части автобиографической трилогии Максима Горького:
«Детство»
«В людях»
«Мои университеты».
Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.
- Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?
( «Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).
Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.
Работа с текстом произведения.
-Сейчас мы начнем читать повесть. Ваша задача: выяснить первые впечатления главного героя от знакомства с родными.
Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».
- О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? ( Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)
Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».
- О ком говорится в этом отрывке? ( О бабушке.)
- Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)
- Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)
- Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.
- Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)
- Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)
- Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)
- Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.
- Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)
- Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)
- Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)
- Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)
- Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)
- Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)
Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)
Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».
- Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)
- Что можно сказать о деде исходя из этого описания? ( Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)
- Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)
- Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)
- Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)
Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.
- Какое впечатление производит на Алешу дом? ( Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках: нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)
- Таковы первые впечатления Алеши.
- Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.
Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)
- Кто обедает в доме Кашириных?
- Начертите в тетрадях схему:
| ДЕД | БАБУШКА | МАТЬ | |
ЦЫГАНОК | ОБЕД В ДОМЕ | ДЯДЬЯ |
ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ | НЯНЬКА | ДЕТИ | ТЕТКА НАТАЛЬЯ | |
- Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)
- Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?
Герой | Ссора | Драка |
Дядья | «внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки» | «вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь» |
Дед | «стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно» | |
Бабушка | «болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!» | |
Мать | «встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною» | |
Дети | | «заплакали» |
Тетка Наталья | | «отчаянно закричала» |
Нянька | | «выгоняла из кухни детей» |
Цыганок | | «сел верхом на спину дяди Михаила» |
Григорий Иванович | | «спокойно связывал руки дяди полотенцем» |
Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.
-Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)
-Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? ( В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)
Объяснение д/з.
Глава 2 (дочитать), главы 3,4 (прочитать).
Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».
Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.
Подведение итогов урока.