СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Горький. Слово о писате­ле. «Детство».  Автобио­графический характер повести.

 

Цели:

познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);

развивать навыки анализа художественного текста;

воспитывать любовь к художественному слову.

 

 Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Работа с литературоведческими терминами.

 

-Объясните значение слова автобиография.

Запись в тетрадях:

 

Автобиография – это описание автором собственной жизни.

 

-Что называется трилогией?

Запись в тетрадях:

 

Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.

 

 - Что такое автобиографическая трилогия?

Запись в тетрадях:

 

Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.

 

  1. Работа со вступительной статьей учебника.

 

- Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.

 

Примерный план.

1)Рассказ Горького о себе.

2)История создания автобиографии.

3)Павел Максимов о биографии Горького.

 

- Выпишите из статьи основные сведения о  детстве писателя.

 

Сведения о годах детства:

Родился в Нижнем в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.

 

 Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии.  А как называются вторая и третья части?  («В людях», «Мои университеты»).

Запись в тетрадях:

 

Части автобиографической трилогии Максима Горького:

1)«Детство»

2)«В людях»

3)«Мои университеты».

 

 Мы на уроках  познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.

- Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?

 ( «Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).

 

Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю,  мы выясним в ходе работы над текстом повести.

 

  1. Работа с текстом произведения.

 

-Сейчас мы начнем читать повесть. Ваша задача: выяснить первые впечатления главного героя от знакомства с родными.

 

  1. Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».

 

- О каком событии из жизни Алеши мы узнаем?  ( Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)

 

  1. Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».

 

 - О ком говорится в этом отрывке?  ( О бабушке.)

 

- Запишите в тетрадях «Бабушка».  (В тетради лист разделить на два столбика.)

 

- Какой видит Алеша бабушку?  (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)

 

- Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.

 

- Чему уделяет Горький основное внимание?  (Впечатлению, которое производит бабушка.)

 

- Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом»,  «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

 

- Что мы можем сказать о бабушке Алеши?  (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)

 

- Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.

 

- Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки?  («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)

 

- Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)

 

- Как двигалась бабушка?  («двигалась легко и ловко».)

 

- Что привлекает Алешу в бабушке?  (Доброе,  трогательное отношение бабушки к миру,  ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)

 

- Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.  (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)

 

- Мог ли так сказать о бабушке ребенок?  (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)

 

Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши.  (Записать в тетрадях «дед».)

 

  1. Отрывок от слов «Когда пароход остановился»  до слов  «опасливое любопытство».

 

- Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед?  (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном  длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)

 

- Что можно сказать о деде исходя из этого описания?  ( Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу  в том числе.)

 

- Какое впечатление произвел на Алешу дед?  (Дед ему не понравился.)

 

- Почему дед не понравился мальчику?  (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)

 

- Почему Алеше не понравились все остальные?  (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)

 

  1. Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.

 

- Какое впечатление производит на Алешу дом?   ( Дом производит на Алешу неприятное впечатление.  Он  описывается в темных красках,  нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)

 

- Таковы первые впечатления Алеши.

 

- Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.

 

  1. Отрывок от слов «Началась и потекла…»  до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)

 

- Кто обедает в доме Кашириных?

 

- Начертите в тетрадях схему:

 

 

ДЕД

БАБУШКА

МАТЬ

 

ЦЫГАНОК

ОБЕД В ДОМЕ

ДЯДЬЯ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

НЯНЬКА

ДЕТИ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ

 

 

- Как вспыхнула ссора?  («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)

 

- Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?

 

 

Герой

Ссора

Драка

Дядья

«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»

«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»

Дед

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»

 

Бабушка

«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»

 

Мать

«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»

 

Дети

 

«заплакали»

Тетка Наталья

 

«отчаянно закричала»

Нянька

 

«выгоняла из кухни детей»

Цыганок

 

«сел верхом на спину дяди Михаила»

Григорий Иванович

 

«спокойно связывал руки дяди полотенцем»

 

Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.

 

-Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу?  (Она вызвала у него изумление.)

 

-Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление?  ( В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)

 

  1. Объяснение д/з.

Глава 2 (дочитать), главы 3,4 (прочитать).

Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».

Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.

 

  1. Подведение итогов урока.

Просмотр содержимого документа
«М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.»

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.


Цели:

познакомить учащихся с детством писателя, с его автобиографической повестью «Детство»; выяснить, каковы были первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных (бабушка, дед, вся семья, дом деда);

развивать навыки анализа художественного текста;

воспитывать любовь к художественному слову.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Работа с литературоведческими терминами.


-Объясните значение слова автобиография.

Запись в тетрадях:


Автобиография – это описание автором собственной жизни.


-Что называется трилогией?

Запись в тетрадях:


Трилогия – это произведение, состоящее из трех книг.


- Что такое автобиографическая трилогия?

Запись в тетрадях:


Автобиографическая трилогия – это произведение, состоящее из трех книг, в котором автор описывает события собственной жизни.


  1. Работа со вступительной статьей учебника.


- Откроете учебники, прочитайте вступительную статью и составьте простой план этой статьи.


Примерный план.

  1. Рассказ Горького о себе.

  2. История создания автобиографии.

  3. Павел Максимов о биографии Горького.


- Выпишите из статьи основные сведения о детстве писателя.


Сведения о годах детства:


Родился в Нижнем Новгороде в семье красильщика Каширина. Очень рано остался без родителей. С 9 до 15 лет работал в магазине обуви, иконописной мастерской, был поваренком на пароходе, помощником садовника.


Таким образом, Горький рано ощутил всю тяжесть жизни. Уже в детстве на его долю выпало много испытаний. Об этом он и написал в своей автобиографической повести «Детство». Это название первой части трилогии. А как называются вторая и третья части? («В людях», «Мои университеты»).

Запись в тетрадях:


Части автобиографической трилогии Максима Горького:

  1. «Детство»

  2. «В людях»

  3. «Мои университеты».


Мы на уроках познакомимся только с первой частью трилогии, в которой автор пытается вернуться в свое детство, описывает взаимоотношения ребенка со взрослыми.

- Какие произведения русских писателей о взаимоотношении детей и взрослых вы знаете?

( «Детство» Льва Толстого, «Цифры» Бунина).


Все эти произведения написаны на одну и ту же тему. Но основная мысль этих произведений различна. Толстой и Бунин основное внимание уделяют изображению внутреннего мира ребенка. Горького интересует не только история души ребенка. Что еще было интересно писателю, мы выясним в ходе работы над текстом повести.


  1. Работа с текстом произведения.


-Сейчас мы начнем читать повесть. Ваша задача: выяснить первые впечатления главного героя от знакомства с родными.


  1. Чтение начала произведения до слов «Пароход снова бухал и дрожал».


- О каком событии из жизни Алеши мы узнаем? ( Мы узнаем, что у Алеши умер отец, и он вместе с мамой и бабушкой едут в Нижний Новгород.)


  1. Отрывок от слов «Пароход снова бухал и дрожал» до «Мать хмуро улыбалась».


- О ком говорится в этом отрывке? ( О бабушке.)


- Запишите в тетрадях «Бабушка». (В тетради лист разделить на два столбика.)


- Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка ему казалась излучающей свет, тепло, радость.)


- Еще раз перечитайте отрывок со слов «Говорила она…» до конца абзаца.


- Чему уделяет Горький основное внимание? (Впечатлению, которое производит бабушка.)


- Какие детали портрета бабушки помогают понять впечатление Алеши? (Глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», «вся она темная – но светилась изнутри – через глаза – неугасимым веселым и теплым светом», слова ее напоминают «ласковые» цветы, а походка – движения ласкового зверя.)


- Что мы можем сказать о бабушке Алеши? (Она была доброй, жизнерадостной, веселой.)


- Запишите эти прилагательные во второй столбик напротив слова бабушка.


- Выпишите из текста, каковы были глаза бабушки? («ее темные, как вишни зрачки, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом».)


- Что сказано о лице бабушки? («лицо казалось молодым и светлым».)


- Как двигалась бабушка? («двигалась легко и ловко».)


- Что привлекает Алешу в бабушке? (Доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу.)


- Кем стала для Алеши бабушка? Подтвердите свой ответ цитатой из текста. (Она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».)


- Мог ли так сказать о бабушке ребенок? (Эти слова мог сказать только взрослый человек, проживший тяжелую жизнь.)


Так выглядела бабушка Алеши, теперь прочитаем о том, каким был дед Алеши. (Записать в тетрадях «дед».)


  1. Отрывок от слов «Когда пароход остановился» до слов «опасливое любопытство».


- Прочитайте еще раз, каким предстает перед мальчиком дед? (Впереди всех шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками».)


- Что можно сказать о деде исходя из этого описания? ( Это был властный, энергичный человек, который своей внешностью настораживал людей, и Алешу в том числе.)


- Какое впечатление произвел на Алешу дед? (Дед ему не понравился.)


- Почему дед не понравился мальчику? (Он с ним плохо обращается: он выдергивает его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дожидается ответа; отодвигает его, как вещь.)


- Почему Алеше не понравились все остальные? (Они были неприветливыми, равнодушными, молчаливыми.)


  1. Отрывок от слов «Дошли до конца съезда» до конца первой главы.


- Какое впечатление производит на Алешу дом? ( Дом производит на Алешу неприятное впечатление. Он описывается в темных красках: нахлобученная низкая крыша, окрашен грязно – розовой краской, маленькие, полутемные комнаты, всюду стоял едкий, незнакомый запах.)


- Таковы первые впечатления Алеши.


- Сейчас мы познакомимся с отрывком, в котором описывается обед в доме Кашириных.


  1. Отрывок от слов «Началась и потекла…» до слов «И пропьют они добро мое, промотают».)


- Кто обедает в доме Кашириных?


- Начертите в тетрадях схему:



ДЕД

БАБУШКА

МАТЬ


ЦЫГАНОК

ОБЕД В ДОМЕ

ДЯДЬЯ

ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ

НЯНЬКА

ДЕТИ

ТЕТКА НАТАЛЬЯ



- Как вспыхнула ссора? («Дядья внезапно вскочили на ноги…»)


- Как ведет себя каждый участник во время ссоры и драки?


Герой

Ссора

Драка

Дядья

«внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки»

«вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь»

Дед

«стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал: «По миру пущу!» «кричал дед, сверкая глазами, и было странно , что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно»


Бабушка

«болезненно искривив лицо, бабушка говорила: «Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!»


Мать

«встала из – за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною»


Дети


«заплакали»

Тетка Наталья


«отчаянно закричала»

Нянька


«выгоняла из кухни детей»

Цыганок


«сел верхом на спину дяди Михаила»

Григорий Иванович


«спокойно связывал руки дяди полотенцем»

Рассказчик рисует обычный эпизод из жизни «неумного племени». Не случайно ему предшествует обобщенная авторская характеристика этой жизни. Мир Кашириных и им подобных отличается звериными законами, жестокостью, полным отсутствием уважения к личности.


-Какое впечатление произвела сцена ссоры на Алешу? (Она вызвала у него изумление.)


-Почему эта сцена вызывает у мальчика изумление? ( В том доме, где он жил раньше, царила атмосфера любви, дружбы, взаимного уважения, творческого труда, бескорыстия.)


  1. Объяснение д/з.

Глава 2 (дочитать), главы 3,4 (прочитать).

Разобрать сцены «История с наперстком», «Наказание детей».

Сравнить развлечения дядьев и Цыганка.


  1. Подведение итогов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!