СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением М. Дудина «Наши песни спеты на войне».

Задачи:

Образовательные: учить читать стихотворение, выразительно; учить учащихся понимать смысл стихотворного произведения, рассказать детям о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения, расширять словарный запас.

Воспитательные: вызвать интерес к истории страны, в частности к Великой Отечественной войне, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Чтение» 6 класса И. М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, тетради, портрет, ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«М. Дудин «Наши песни спеты на войне»»

Дата: 18.04.2023 г.

Класс: 6 «А»

Тема урока: М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

Цель: познакомить учащихся со стихотворением М. Дудина «Наши песни спеты на войне».

Задачи:

Образовательные: учить читать стихотворение, выразительно; учить учащихся понимать смысл стихотворного произведения, рассказать детям о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: развивать и совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения, расширять словарный запас.

Воспитательные: вызвать интерес к истории страны, в частности к Великой Отечественной войне, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Чтение» 6 класса И. М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, тетради, портрет, ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Организационный момент

А) Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок. Настройтесь на работу.

Б) Дыхательная разминка.

- Давайте, проведем дыхательную разминку. Сделаем глубокий вдох – выдох. (2-3 раза)

- Спасибо, садитесь.

  1. Проверка домашнего задания.

А) Фронтальный опрос.

  1. Какое сейчас время года? (весна)

  2. Какой месяц? (май)

  3. Какое было домашнее задание? (читать рассказ «Май» Виталия Валентиновича Бианки, отвечать на вопросы) ЧЕСАЛИНА

  • Дифференцированная работа (2 ученика работают по карточкам – Нестеренко, Шапкин, Зоиров)- забрать листочки с д.з.ВЫ МОЛОДЦЫ, СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.

  1. Какие изменения в природе происходят в мае? (В мае весна победила полностью. Прилетели все птицы, они поют в лесу, в садах, все цвете.)ШАГИЕВА

  2. Почему в народе говорят: «Месяц май – пой да гуляй!»? (Это последний месяц весны перед началом лета, погода уже хорошая, и все выходят на прогулки, так же, все птицы уже вернулись с юга, и начинают чирикать свои песенки.) ПРОНИН

  3. За какое третье дело принимается весна? (Начали распускаться листочки на деревьях и кустарниках.) ЗОИРОВ

  4. Прочитайте, какую победу одержала весна, и расскажите о ней. («Победа, полная победа солнца – света и его тепла – над стужей и мраком зимы».) ФЕДОРОВА

  5. Подведем итог. Какое настроение приносит май людям и всему живому? Почему? (У всех хорошее настроение, потому что стало тепло, распустилась листва. Прилетели все птицы и поют, зацвели первые цветы.) ЧЕРНОБРОВКИН

Б) Выборочное чтение к слайдам.

- Посмотрите на слайд и найдите описание в тексте к нему:

  1. Птицы слайд 2 (Днем реют в воздухе ласточки и стрижи, висят и парят над пашнями, над лесом орлы и коршуны.)

  2. Деревья слайд 3 Сияющей зеленью новорождённых листьев одеваются высокие деревья

  3. Настроение слайд 4 (Все поёт, и играет, и пляшет.)

- Молодцы!

  • Гимнастика для глаз (психологический настрой)

  1. Изучение новой темы.

А) Введение

Мы в начале урока сказали, что май побеждает, природа оживает. Но для нашей страны – май – это победный месяц. Почему? Как вы думаете?

- Какой великий праздник отмечает наша страна в мае? (День Победы в ВОВ)

Наш урок будет посвящен стихотворениям, которые были написаны в годы ВОВ.

- Когда началась ВОВ? Слайд 6-8

- Верно! 22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Великая Отечественная Война 1941-1945 годов навсегда останется одним из самых главных драматических событий 20 века. Советский народ отважно сражался за свою Родину. Каждый прошел через жестокие испытания – но мы выстояли и победили. Мы в неоплаченном долгу перед погибшими солдатами и ветеранами ВОВ. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся для потомков ее страницы. Мир простился с уходящим тысячелетием. Но мы еще долго будем перебирать в памяти события минувших столетий, даты, имена…

- А сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Дудина. Автор сам участвовал в Великой Отечественной войне, поэтому в своих произведениях он делится своими чувствами и воспоминаниями, рассказывает о том, что самому пришлось пережить.

- На уроке мы будем учиться выразительно читать, развивать интерес к чтению и истории нашей страны, воспитывать чувство патриотизма.

- Откройте тетради запишите число и тему урока. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: 18.04.23 г. М. А. ДУДИН 1916-1993 Г.  ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ.) + портрет каждому ученику.

Б) Биографическая справка.

Дудин Михаил Александрович – поэт, прозаик, военный журналист, переводчик, на его стихи сложены песни. Родился 20 ноября 1916 года в деревне Клевнево Костромской губернии (сейчас это Ивановская область) в крестьянской семье. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, после окончания которой работал помощником мастера на ткацкой фабрике. Начал печатать свои стихи с 1935 г. Первый сборник стихов вышел в 1940г.

В 1939 году был призван в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной войне с первых дней. С 1942 г. работал во фронтовых газетах в редакции «На страже Родины», в том числе в осажденном немцами Ленинграде. Как он позже писал о себе:

Я воевал, и знать недаром

Война вошла в мои глаза

Закат мне кажется пожаром,

Артподготовкою – гроза.


На взгорье спелая брусника

Горячей кровью налилась.

Поди, попробуй улови – ка

И объясни мне эту связь.


М. Дудин написал много стихов в которых сочитается мужество, страдания и трепетное переживание красоты природы. Самые известны стихотворения «Соловьи», «Солдатская песня», «Землянка», «Блокада Ленинграда», «Я воевал, и знать недаром» и многие другие.

М. Дудин скончался 31 декабря 1993 г. в Санкт – Петербурге. Был похоронен в селе Вязовское Ивановской области.

И сегодня мы познакомимся с одним из его стихотворений «Наши песни спеты на войне». (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:  ПОЭТ, ВОЕННЫЙ ЖУРНАЛИСТ, НА ЕГО СТИХИ СОЖЕНЫ ПЕСНИ.  «НАШИ ПЕСНИ СПЕТЫ НА ВОЙНЕ» в сокращении)

В) Первичное восприятие текста.

- Чтение учителем. Послушайте его пожалуйста.

- Понравилось вам стихотворение?

- О чем это стихотворение? (о войне, о солдатах)

- О ком оно? (О ветеранах) Слайд 10

- Кто такие ветераны?

Г) Словарная работа.

- В тексте нам встретились слова, значение которых нам нужно узнать.

Ветераны – военнослужащий учувствовавший в боевых действиях.

Седина – это потерявшие свой цвет волосы.

Отсчитывают – отбирают, отнимают.

Уют – удобство, благоустроенность в домашней обстановке.

Запевалы – певец начинающий пение, подхватываемое хором.

  1. Физкультурная минутка

Раз-два, аты-баты,

Три-четыре! Мы солдаты.

Маршируем, как пехота.

Влево-вправо повороты.


А теперь – на самолёты.

Раз и два – мы все пилоты.

Вниз-вверх, вниз-вверх –

Наши крылья лучше всех.


А теперь на кораблях

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

  1. Работа по тексту.

А) Чтение по цепочки к слайдам. Слайд 12-15

Гимнастика для глаз (психологический настрой) – включить песню военных лет. (Закройте глаза, настройтесь на чтение.)

Б) Анализ текста.

- Объясните смысл выражения «седина отсчитывает даты». (Седина указывает на возраст, на приближающуюся дату ухода из жизни) ПРОНИН

- Объясните смысл выражения «сквозит тревогою уют». (Люди, не знавшие войны, живущие комфортно, могут забыть её уроки – это вызывает тревогу автора.) ЧЕСАЛИНА

- Объясните смысл выражения «высохла кровавая роса». (Прошло много времени. Травы, политой кровью бойцов, больше нет, ничто не напоминает о гибели солдат.) ФЕДОРОВА

  1. Закрепление изученного материала.

А) Для того чтобы научиться выразительно читать мы послушаем это стихотворение в исполнении автора.

Б) Сегодня на уроке я вам рассказывала в биографии Михаила Дудина, что им было написано много стихотворений о войне. И хочу предложить вам прослушать одно из стихотворений, которое называется «Соловьи».

- Каким голосом читал это стихотворение чтец? (грустным, спокойным)

- Что хотел передать в этом стихотворении? (воспоминания о погибших, что не забудем их подвиг и будем чтить их память)

  1. Итог урока.

- С каким произведением сегодня познакомились? (Стихотворение «Наши песни спеты на войне»)

- Кто автор? (Михаил Дудин)

- О ком это стихотворение?

- Чему оно нас учит?
- Как вы считаете, может ли устареть подвиг ветеранов, защищавших свое Отечество в страшные годы войны? (ответы учащихся)

- Конечно, подвиг ветеранов не устареет, пока мы будем помнить о нем. С каждым годом ветеранов становится все меньше и меньше. Нам надо постараться не забывать о них и сделать все, чтобы об этом историческом событии знали и помнили наши дети. Пока мы помним, пока мы говорим об этом, поем военные песни, подвиг солдат, отдавших жизнь за Победу, будет жив.

  1. Выставление оценок

- Сегодня вы все работали активно.

Мне понравилось, как отвечали: Настя, Софья – вам за урок поставлю сегодня 5. Хорошо отвечали: Саша, Артем – вам я поставлю 4.

  1. Домашнее задание

1в. – С. 205, выразительно читать.

2 в. – раскрасить картинку. – ШАПКИН, ЗОИРОВ, НЕСТЕРЕНКО.

- Сережа и Коля старались, но дома они постараются раскрасить рисунок к стихотворению М. Дудина «Наши песни спеты на войне» принесут и тогда поставлю вам оценку.


  1. Дополнительный материал (клип про ВОВ)

Наш урок был посвящен стихотворениям о ВОВ. Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика про ВОВ, чтобы вы не забывали подвиг русского солдата, подвиг ветеранов, которые освободили нас ценой своей жизни от фашистко – германских захватчиков. Чтобы мы с вами жили под мирным небом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!