СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов "Судьба человека" (урок 1)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

АТор. О его творчестве. (+ небольшой док.фильм). Рассказ.Работа со стаьей учебника. История создания. Читает отрывок - начало). Герои рассказа. Характеристкиа + гепотеза. Форма повествования

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов "Судьба человека" (урок 1)»

Михаил  Александрович  Шолохов 1905 – 1984 г.г.

Михаил Александрович Шолохов

1905 – 1984 г.г.

Характеристика творчества Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном . На материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы не только широкого значения и в частном сознании людей. Важнейшая особенность творчества — стремление запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни : Гражданская война (« Тихий Дон »), коллективизация  (« Поднятая целина ») и Великая Отечественная война (« Они сражались за Родину», «Судьба человека »). Важная черта – эпическая широта , склонность к монументальным «полотнам», к постановке вопросов об исторических судьбах . Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди . Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.  Важная особенность – неприязнь к идеализации действительности . Неуклонно следовать суровой правде жизни , воплощать действительность во всех ее противоречиях, нисколько не сглаживая напряженную остроту конфликтов.

Характеристика творчества

  • Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном . На материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы не только широкого значения и в частном сознании людей.
  • Важнейшая особенность творчества — стремление запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни : Гражданская война (« Тихий Дон »), коллективизация  (« Поднятая целина ») и Великая Отечественная война (« Они сражались за Родину», «Судьба человека »).
  • Важная черта – эпическая широта , склонность к монументальным «полотнам», к постановке вопросов об исторических судьбах .
  • Герои произведений Шолохова — простые трудящиеся люди . Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. 
  • Важная особенность – неприязнь к идеализации действительности . Неуклонно следовать суровой правде жизни , воплощать действительность во всех ее противоречиях, нисколько не сглаживая напряженную остроту конфликтов.
Рассказ «Судьба человека»

Рассказ

«Судьба человека»

Жанр Что такое рассказ? Рассказ – малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя . Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. С каким глаголом родственно существительное рассказ?  О чем это может нам сказать перед прочтением? Кто и о чем рассказывает ?

Жанр

  • Что такое рассказ?
  • Рассказ – малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя . Круг действующих лиц ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени.
  • С каким глаголом родственно существительное рассказ?
  • О чем это может нам сказать перед прочтением? Кто и о чем рассказывает ?
Работа с учебником. Прочитайте небольшую статью о рассказе (с.170). О чем вы из нее узнали? Рассказ опубликован в 1957 г. Сюжет рассказа был взят из реальности .

Работа с учебником.

  • Прочитайте небольшую статью о рассказе (с.170). О чем вы из нее узнали?
  • Рассказ опубликован в 1957 г.
  • Сюжет рассказа был взят из реальности .
История создания Сюжет рассказа основан на реальных событиях . Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: « Напишу рассказ об этом, обязательно напишу ». Через 10 лет , перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека». *  Как вы думаете, почему перечитывая именно этих писателей (Хемингуэя, Ремарка и д.р.), Шолохов решил написать рассказ «Судьба человека»? О чем это говорит?

История создания

Сюжет рассказа основан на реальных событиях . Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: « Напишу рассказ об этом, обязательно напишу ». Через 10 лет , перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

* Как вы думаете, почему перечитывая именно этих писателей (Хемингуэя, Ремарка и д.р.), Шолохов решил написать рассказ «Судьба человека»? О чем это говорит?

Начнем читать! Прочитаем сначала «вступление» и сделаем некоторые выводы. с.170 – 173 (до слов «…не в ладах с женой»)

Начнем читать!

Прочитаем сначала «вступление» и сделаем некоторые выводы.

с.170 – 173

(до слов «…не в ладах с женой»)

Герой рассказа Что в данном рассказе имеет отношение к реальности? Кого и при каких обстоятельствах встретил герой-автор? Как назвал мужчина героя-автора? Кем являлся он сам? Почему? Зачитайте описание мальчика? Зачитайте цитаты, имеющие отношение к нему? Как на его фоне выглядит мужчина? Дайте характеристику по данным в тексте деталям. Как называется такой прием: изображение контрастных героев, вещей и т.д.? Предположите, кем приходится мальчик мужчине? Какова форма рассказа, если дальнейшее повествование – от лица мужчины, которого встретил герой-автор? Форма – «рассказ в рассказе» * В каких произведениях мы уже встречали такую форму повествования?

Герой рассказа

  • Что в данном рассказе имеет отношение к реальности?
  • Кого и при каких обстоятельствах встретил герой-автор?
  • Как назвал мужчина героя-автора? Кем являлся он сам? Почему?
  • Зачитайте описание мальчика? Зачитайте цитаты, имеющие отношение к нему?
  • Как на его фоне выглядит мужчина? Дайте характеристику по данным в тексте деталям.
  • Как называется такой прием: изображение контрастных героев, вещей и т.д.?
  • Предположите, кем приходится мальчик мужчине?
  • Какова форма рассказа, если дальнейшее повествование – от лица мужчины, которого встретил герой-автор?
  • Форма – «рассказ в рассказе»
  • * В каких произведениях мы уже встречали такую форму повествования?
Домашнее задание Дочитать рассказ до конца. Подготовиться к тесту по содержанию . Индивидуальное задание : О  фильме «Судьба человека» ( режиссер, актер, награды, интересные факты и т.д.) + небольшой трейлер или яркий отрывок.

Домашнее задание

  • Дочитать рассказ до конца.
  • Подготовиться к тесту по содержанию .
  • Индивидуальное задание : О фильме «Судьба человека» ( режиссер, актер, награды, интересные факты и т.д.) + небольшой трейлер или яркий отрывок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!