СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов "Судьба человека"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку литературы по книге "Вокруг тебя-мир..." . 7 класс

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов "Судьба человека"»

К уроку по фрагменту рассказа М.А.Шолохова  «Судьба человека»  7 класс

К уроку по фрагменту рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» 7 класс

ДЕТСТВО Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.  Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы познакомимся с фрагментом рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1957).

ДЕТСТВО

  • Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации.
  • Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы познакомимся с фрагментом рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (1957).

Аналитическая работа по тексту

  • 1. Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? («…маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки ночью после дождя». Имеет смысл выяснить, понятно ли ученикам значение выражения «грязный, как прах». Во внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребенка: «мелкая птаха… как свиристель … как воробей под застрехой…».)
  • 2. Перечитайте первый диалог мальчика и «дяди-шофера». Что вы узнали о Ванюшке из его реплик?
  • Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчеркивается незащищенность, уязвимость мальчика. Слова «уязвимость», «незащищенность» также фиксируются на доске.)
  • 3. Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? (Учитель привлекает внимание учащихся к интонационно-синтаксическому строю реплик. Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребенок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю… не помню… никого… где придется» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенес этот маленький мальчик. Делается соответствующая запись.)
  • 4. Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец?
  • Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово «найдешь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.) Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись. (Ученики назовут такой элемент художественной формы, как переживания персонажа.)

Аналитическая работа по тексту

  • 5. Мы представляем, как выглядит маленький герой, как он говорит. Что еще в тексте позволяет дополнить наши представления о нем? (Учитель обращает внимание на описание поведения, поступков мальчика: у чайной – в машине у Андрея Соколова в момент решающего объяснения – в доме, где жил Соколов, – оставшись один на попечение хозяйки – в момент вечернего разговора. Целесообразно проанализировать глаголы, используемые при описании действия. На доске появляется соответствующая запись.)
  • 6. Обратившись к записи на доске, учитель подводит итог. Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (В ответах учеников могут прозвучать такие слова: беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость и т.п.)
  • 7. Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку? Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует на его рассказ? Почему? Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения? (Сравнения «будто травинка под ветром», «как свиристель», восклицания «Боже мой, что тут произошло! …Как я тогда руля не упустил, диву можно даться!.. Какой уж там мне элеватор…»)
Аналитическая работа по тексту 8. Как, по-вашему, было принято решение Андреем Соколовым? Учитель может задать дополнительные вопросы: – Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.) – Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.  Важно обратить внимание детей на цепочку «последняя… радость», «батарея моего сына» (потеря последнего ребенка, старшего сына) – «полюбился мне парнишка мой» (постепенное «присвоение», сближение.)  9. «А с ним – дело другое…» Как характеризуют Андрея Соколова эти слова? В чем проявляется его забота о мальчике? Проследите по тексту всего фрагмента, насколько Соколов внимателен к эмоциональному состоянию Ванюшки. («…от моего окрика вздрогнул», «тихо так говорит», «глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу», «шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня», «уже научился вздыхать», «то щебечет, а то что-то примолчался…»)

Аналитическая работа по тексту

  • 8. Как, по-вашему, было принято решение Андреем Соколовым? Учитель может задать дополнительные вопросы:
  • – Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.)
  • – Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.
  • Важно обратить внимание детей на цепочку «последняя… радость», «батарея моего сына» (потеря последнего ребенка, старшего сына) – «полюбился мне парнишка мой» (постепенное «присвоение», сближение.)
  • 9. «А с ним – дело другое…» Как характеризуют Андрея Соколова эти слова? В чем проявляется его забота о мальчике? Проследите по тексту всего фрагмента, насколько Соколов внимателен к эмоциональному состоянию Ванюшки. («…от моего окрика вздрогнул», «тихо так говорит», «глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу», «шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня», «уже научился вздыхать», «то щебечет, а то что-то примолчался…»)
Аналитическая работа по тексту 10. Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти,– сказал я».  Кем сказаны эти фразы? (Учитель должен быть готов помочь ученикам различить понятия «автор» (то есть М. Шолохов) – «рассказчик» (тот, кто передает нам рассказ Соколова) – «герой рассказа» (Соколов, который рассказывает историю своей жизни.)  Как называется такой композиционный прием? (Рассказ в рассказе.) Вспомните, в каком произведении из книжки «Вокруг тебя – Мир…» для 5-го класса использовался этот же прием.

Аналитическая работа по тексту

  • 10. Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти,– сказал я».
  • Кем сказаны эти фразы? (Учитель должен быть готов помочь ученикам различить понятия «автор» (то есть М. Шолохов) – «рассказчик» (тот, кто передает нам рассказ Соколова) – «герой рассказа» (Соколов, который рассказывает историю своей жизни.)
  • Как называется такой композиционный прием? (Рассказ в рассказе.) Вспомните, в каком произведении из книжки «Вокруг тебя – Мир…» для 5-го класса использовался этот же прием.
Аналитическая работа по тексту 11. Работа в парах. Найдите сходство и различие в речи Андрея Соколова и рассказчика. Можно ли по этому тексту судить об отношении того и другого к мальчику? Как повествователь относится к поступку главного героя своего рассказа?  12. Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика? Как вы думаете, почему слова Вани не успокоили плачущую хозяйку?  13. Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.)

Аналитическая работа по тексту

  • 11. Работа в парах. Найдите сходство и различие в речи Андрея Соколова и рассказчика. Можно ли по этому тексту судить об отношении того и другого к мальчику? Как повествователь относится к поступку главного героя своего рассказа?
  • 12. Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика? Как вы думаете, почему слова Вани не успокоили плачущую хозяйку?
  • 13. Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.)
Домашнее задание    Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что-нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания? (Многие дети могут рассказать о возникающем желании защитить, уберечь, помочь. Какие бы мнения ни высказывались, учителю важно удержаться от оценочных суждений.)

Домашнее задание

  • Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы что-нибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания? (Многие дети могут рассказать о возникающем желании защитить, уберечь, помочь. Какие бы мнения ни высказывались, учителю важно удержаться от оценочных суждений.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!