Цели и задачи урока:
- познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;
- продолжить формирование гражданских чувств через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов;
- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;
- подготовить обучающихся к написанию сочинения.
Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов "Они сражались за Родину" Четыре дня на войне. Презентация урока литературы в 7 классе.»
М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». Четыре дня на войне.
Урок подготовила учитель литературы
ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Аимбетова Татьяна Александровна
М.А.Шолохов
«Они сражались за Родину».
Четыре дня на войне.
Цели и задачи урока:
- познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
- определить смысл названия романа;
- выявить художественное мастерство М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;
- раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;
- подготовиться к написанию сочинения .
История создания произведения
- Роман был задуман как трилогия, писался отдельными главами в 1943-1944, 1949, 1954, 1969 годах, но так и не был закончен. Он состоит из солдатских рассказов и разговоров.
Е. Носов «Шопен, соната номер два»
К памятнику погибшим вышла женщина, за ней побежал мальчик лет шести. «Постояв в сдавленной темноте перед притихшим народом, она... вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче:
- Смотри, Витька? И запомни! Вот она какая, война.
Мальчонка, ничего не понимая, замерев, испуганно глядел на гранёное остриё обелиска.»
Экранизация произведения. Отзыв о кинофильме.
Работа над произведением
- Зная содержание произведения (мы посмотрели фильм, экранизацию), попытайтесь определить тему произведения . Что показывает автор для раскрытия темы романа?
- Ответ запишите в тетрадь.
Тема произведения
- В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.( Запись в тетради. )
Работа над произведением
- - Как это содержание нашло отражение в названии романа ?
- Каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку.
Работа над названием произведения
ОНИ
- Это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество. ( Запись в тетради. )
СРАЖАЛИСЬ
- Прошли свой путь на этой войне;
- отдали свои жизни ради мира на земле и независимости своего народа. ( Запись в тетради. )
РОДИНА
- это наш дом, улица, поселок;
- Родина – это та страна, где человек родился и живет;
- наша Родина – Россия.
- ( Запись в тетради. )
Стихотворение «Моя Родина»
- Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовем. М. Лисянский.
Работа над произведением
- Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения.
- Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».
Работа над произведением
- В какие художественные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе?
- В образы Стрельцова, Лопахина, Звягинцева. Все они, несомненно, герои.
- Как показывает Шолохов истоки героизма на войне?
Инсценирование
Работа над произведением
- Что же заставило бойцов защищать рубежи до последней капли крови?
- Вернёмся к анализу смысла названия произведения. Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения, как СРАЖАЛИСЬ ОНИ за Родину.
- Дадим толкование слова «сражались» в контексте названия романа и объясним ассоциации, вызываемые этим словом.
Работа над названием произведения. ( Запись в тетради. )
Работа над произведением
- Когда и где сражались герои романа?
- Что ждет героев впереди?
- Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события ?
Работа в группах. Первая группа. Содержание .
- Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку(с.89-90).
- Найдите описание минут ожидания боя(с.92). Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?
- Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа? Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем(с.92).
Работа в группах. Вторая группа. Пейзаж .
- Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их(с.91,95).
- Что они подчеркивают?
Работа в группах. Третья группа. Средства выразительности .
- Найдите абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…»(с.96). Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. Почему?
- Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают? Что это за приём?
Работа в группах. Четвёртая группа. Чувства героев .
- Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым? Докажите свою мысль текстом(с.98-99).
- Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь?(с.103.)
- В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь?(с.103.)
- Есть ли в этом отрывке из романа другие примеры героизма советских солдат?(с.99, 94.)
Работа над текстом произведения
- Докажите, что мы имеем дело с густо населённым романом.
Работа над текстом произведения
- Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков
Подводим итоги
- Какова авторская позиция, которая определяет главное в изображении русских солдат?
- «Шолохов не соблазнился элементарным приёмом контраста, когда мужество одного подчёркивается малодушием другого. Его увлекла иная задача - раскрыть душу народа, опалённую ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из них несёт в себе частицу народной души, мудрой и мужественной, нежной и непримиримой».
- А.Хватов (литературовед)
Подводим итоги
- Чем запомнились вам герои?
- Что вам дорого в них?
- Какие черты героев вы можете выделить?
- Какие качества объединяют этих людей?
Подводим итоги. ( Запись в тетради. )
Подводим итоги
- Что такое война?
- Нужно ли изучать произведения о войне, которая давно закончилась?
- Что нам дает чтение книг о войне?
Подводим итоги. Рефлексия. Облако «тегов». Оценки.
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Подводим итоги. Рефлексия. Акрослово .Оценки.
- Дайте определения слову «героизм».
- Г-
- Е-
- Р-
- О-
- И-
- З-
- М-
Подводим итоги. Рефлексия. Акрослово .Оценки.
- Г ероями не рождаются, ими становятся.
- Е сть героизм солдата на войне, об этом забывать нельзя.
- Р одина и героизм- вот что свято.
- О ни, солдаты- герои, подарили нам мир.
- И дти в бой за Родину и проявлять героизм на войне с фашистами стало массовым явлением.
- З намя героев, знамя Победы свято храним!
- М ы победили фашизм благодаря героям.
Домашнее задание.
- Написать сочинение - миниатюру об одном из героев произведения М. Шолохова "Они сражались за Родину"(по выбору).
- План характеристики прилагается.
-
Домашнее задание.
- Литературный герой — действующее лицо в прозаическом или драматическом произведении. План характеристики литературного героя
- 1. Место, занимаемое персонажем в произведении. 2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии. З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма). 4. Речевая характеристика. 5. Поступки, которые характеризуют героя. 6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих. 7. Отношение других действующих лиц произведения к герою. 8. Отношение автора к персонажу. 9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла. 10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.
-
-
-
Песни о войне
- У М.Матусовского есть замечательные стихи:
- Полем вдоль берега крутого, мимо хат
- В серой шинели рядового шел солдат.
- Шел солдат, слуга Отчизны,
- Шел солдат во имя жизни.
- Землю спасая,
- Мир защищая.
- Шел вперед солдат.
- Шел он ночами грозовыми в дождь и град.
- Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.
- Пел солдат , глотая слезы,
- Пел про русские березы,
- Про кари очи,
- Про дом свой отчий
- Пел в пути солдат.
Использованные материалы
- https://otzovik.com/review_4764119.html
- https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4753/foto/
- https://ribalych.ru/2017/05/28/oni-srazhalis-za-rodinu-kino/
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/06/urok-literatury-po-romanu-masholokhova-oni-srazhalis-za-rodinu