СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М.А.Шолохов "Они сражались за Родину" Четыре дня на войне. Презентация урока литературы в 7 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

- познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления  художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- продолжить формирование гражданских чувств через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов;

- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;

- подготовить обучающихся к написанию сочинения.

Просмотр содержимого документа
«М.А.Шолохов "Они сражались за Родину" Четыре дня на войне. Презентация урока литературы в 7 классе.»

М.А.Шолохов.  «Они сражались за Родину».  Четыре дня на войне.   Урок подготовила учитель литературы ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» Аимбетова Татьяна Александровна

М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». Четыре дня на войне.

Урок подготовила учитель литературы

ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат»

Аимбетова Татьяна Александровна

М.А.Шолохов «Они сражались за Родину».   Четыре дня на войне.

М.А.Шолохов

«Они сражались за Родину».

Четыре дня на войне.

Цели и задачи урока:   познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова; определить смысл названия романа; выявить художественное мастерство М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне; раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов; подготовиться к написанию сочинения .

Цели и задачи урока:

  • познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;
  • определить смысл названия романа;
  • выявить художественное мастерство М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;
  • раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;
  • подготовиться к написанию сочинения .
История создания произведения Роман был задуман как трилогия, писался отдельными главами в 1943-1944, 1949, 1954, 1969 годах, но так и не был закончен. Он состоит из солдатских рассказов и разговоров.

История создания произведения

  • Роман был задуман как трилогия, писался отдельными главами в 1943-1944, 1949, 1954, 1969 годах, но так и не был закончен. Он состоит из солдатских рассказов и разговоров.
Е. Носов «Шопен, соната номер два» К памятнику погибшим вышла женщина, за ней побежал мальчик лет шести. «Постояв в сдавленной темноте перед притихшим народом, она... вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче: - Смотри, Витька? И запомни! Вот она какая, война. Мальчонка, ничего не понимая, замерев, испуганно глядел на гранёное остриё обелиска.»

Е. Носов «Шопен, соната номер два»

К памятнику погибшим вышла женщина, за ней побежал мальчик лет шести. «Постояв в сдавленной темноте перед притихшим народом, она... вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче:

- Смотри, Витька? И запомни! Вот она какая, война.

Мальчонка, ничего не понимая, замерев, испуганно глядел на гранёное остриё обелиска.»

Экранизация произведения.  Отзыв о кинофильме.

Экранизация произведения. Отзыв о кинофильме.

Работа над произведением Зная содержание произведения (мы посмотрели фильм, экранизацию), попытайтесь определить тему произведения . Что показывает автор для раскрытия темы романа? Ответ запишите в тетрадь.

Работа над произведением

  • Зная содержание произведения (мы посмотрели фильм, экранизацию), попытайтесь определить тему произведения . Что показывает автор для раскрытия темы романа?
  • Ответ запишите в тетрадь.
Тема произведения В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.( Запись в тетради. )

Тема произведения

  • В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.( Запись в тетради. )
Работа над произведением - Как это содержание нашло отражение в названии романа ? Каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку.

Работа над произведением

  • - Как это содержание нашло отражение в названии романа ?
  • Каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку.
Работа над названием произведения Они Сражались Родина

Работа над названием произведения

  • Они
  • Сражались
  • Родина
ОНИ Это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество. ( Запись в тетради. )

ОНИ

  • Это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество. ( Запись в тетради. )
СРАЖАЛИСЬ Прошли свой путь на этой войне; отдали свои жизни ради мира на земле и независимости своего народа. ( Запись в тетради. )

СРАЖАЛИСЬ

  • Прошли свой путь на этой войне;
  • отдали свои жизни ради мира на земле и независимости своего народа. ( Запись в тетради. )
РОДИНА это наш дом, улица, поселок; Родина – это та страна, где человек родился и живет; наша Родина – Россия. ( Запись в тетради. )

РОДИНА

  • это наш дом, улица, поселок;
  • Родина – это та страна, где человек родился и живет;
  • наша Родина – Россия.
  • ( Запись в тетради. )
Стихотворение «Моя Родина»   Великую землю,  Любимую землю,  Где мы родились и живем,  Мы Родиной светлой,  Мы Родиной милой,   Мы Родиной нашей зовем.                               М. Лисянский.

Стихотворение «Моя Родина»

  • Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,  Мы Родиной нашей зовем.                              М. Лисянский.
Работа над произведением Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения.  Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

Работа над произведением

  • Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения.

  • Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».
Работа над произведением В какие художественные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе? В образы Стрельцова, Лопахина, Звягинцева. Все они, несомненно, герои. Как показывает Шолохов истоки героизма на войне?

Работа над произведением

  • В какие художественные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе?
  • В образы Стрельцова, Лопахина, Звягинцева. Все они, несомненно, герои.
  • Как показывает Шолохов истоки героизма на войне?
Инсценирование

Инсценирование

Работа над произведением Что же заставило бойцов защищать рубежи до последней капли крови? Вернёмся к анализу смысла названия произведения. Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения, как СРАЖАЛИСЬ ОНИ за Родину. Дадим толкование слова «сражались» в контексте названия романа и объясним ассоциации, вызываемые этим словом.

Работа над произведением

  • Что же заставило бойцов защищать рубежи до последней капли крови?
  • Вернёмся к анализу смысла названия произведения. Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения, как СРАЖАЛИСЬ ОНИ за Родину.
  • Дадим толкование слова «сражались» в контексте названия романа и объясним ассоциации, вызываемые этим словом.
Работа над названием произведения.  ( Запись в тетради. )

Работа над названием произведения. ( Запись в тетради. )

Работа над произведением Когда и где сражались герои романа? Что ждет героев впереди? Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события ?

Работа над произведением

  • Когда и где сражались герои романа?
  • Что ждет героев впереди?
  • Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события ?
Работа в группах.  Первая группа. Содержание . Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку(с.89-90). Найдите описание минут ожидания боя(с.92). Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов? Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа? Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем(с.92).

Работа в группах. Первая группа. Содержание .

  • Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку(с.89-90).
  • Найдите описание минут ожидания боя(с.92). Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?
  • Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа? Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем(с.92).
Работа в группах.  Вторая группа. Пейзаж . Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их(с.91,95). Что они подчеркивают?

Работа в группах. Вторая группа. Пейзаж .

  • Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их(с.91,95).
  • Что они подчеркивают?
Работа в группах.  Третья группа. Средства выразительности . Найдите абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…»(с.96). Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. Почему? Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают? Что это за приём?

Работа в группах. Третья группа. Средства выразительности .

  • Найдите абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…»(с.96). Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. Почему?
  • Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают? Что это за приём?
Работа в группах.  Четвёртая группа. Чувства героев . Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым? Докажите свою мысль текстом(с.98-99). Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь?(с.103.) В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь?(с.103.) Есть ли в этом отрывке из романа другие примеры героизма советских солдат?(с.99, 94.)

Работа в группах. Четвёртая группа. Чувства героев .

  • Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым? Докажите свою мысль текстом(с.98-99).
  • Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь?(с.103.)
  • В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь?(с.103.)
  • Есть ли в этом отрывке из романа другие примеры героизма советских солдат?(с.99, 94.)
Работа над текстом произведения Докажите, что мы имеем дело с густо населённым романом.

Работа над текстом произведения

  • Докажите, что мы имеем дело с густо населённым романом.
Работа над текстом произведения Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков

Работа над текстом произведения

  • Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков
Подводим итоги Какова авторская позиция, которая определяет главное в изображении русских солдат? «Шолохов не соблазнился элементарным приёмом контраста, когда мужество одного подчёркивается малодушием другого. Его увлекла иная задача - раскрыть душу народа, опалённую ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из них несёт в себе частицу народной души, мудрой и мужественной, нежной и непримиримой».  А.Хватов (литературовед)

Подводим итоги

  • Какова авторская позиция, которая определяет главное в изображении русских солдат?
  • «Шолохов не соблазнился элементарным приёмом контраста, когда мужество одного подчёркивается малодушием другого. Его увлекла иная задача - раскрыть душу народа, опалённую ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из них несёт в себе частицу народной души, мудрой и мужественной, нежной и непримиримой».
  • А.Хватов (литературовед)
Подводим итоги Чем запомнились вам герои? Что вам дорого в них? Какие черты героев вы можете выделить? Какие качества объединяют этих людей?

Подводим итоги

  • Чем запомнились вам герои?
  • Что вам дорого в них?
  • Какие черты героев вы можете выделить?
  • Какие качества объединяют этих людей?
Подводим итоги.  ( Запись в тетради. )

Подводим итоги. ( Запись в тетради. )

Подводим итоги Что такое война? Нужно ли изучать произведения о войне, которая давно закончилась? Что нам дает чтение книг о войне?

Подводим итоги

  • Что такое война?
  • Нужно ли изучать произведения о войне, которая давно закончилась?
  • Что нам дает чтение книг о войне?
Подводим итоги.  Рефлексия. Облако «тегов». Оценки. сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… 

Подводим итоги. Рефлексия. Облако «тегов». Оценки.

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… 
Подводим итоги.  Рефлексия. Акрослово .Оценки. Дайте определения слову «героизм». Г- Е- Р- О- И- З- М-

Подводим итоги. Рефлексия. Акрослово .Оценки.

  • Дайте определения слову «героизм».
  • Г-
  • Е-
  • Р-
  • О-
  • И-
  • З-
  • М-
Подводим итоги.  Рефлексия. Акрослово .Оценки. Г ероями не рождаются, ими становятся. Е сть героизм солдата на войне, об этом забывать нельзя. Р одина и героизм- вот что свято. О ни, солдаты- герои, подарили нам мир. И дти в бой за Родину и проявлять героизм на войне с фашистами стало массовым явлением. З намя героев, знамя Победы свято храним! М ы победили фашизм благодаря героям.

Подводим итоги. Рефлексия. Акрослово .Оценки.

  • Г ероями не рождаются, ими становятся.
  • Е сть героизм солдата на войне, об этом забывать нельзя.
  • Р одина и героизм- вот что свято.
  • О ни, солдаты- герои, подарили нам мир.
  • И дти в бой за Родину и проявлять героизм на войне с фашистами стало массовым явлением.
  • З намя героев, знамя Победы свято храним!
  • М ы победили фашизм благодаря героям.
Домашнее задание.     Написать сочинение - миниатюру об одном из героев произведения М. Шолохова

Домашнее задание.

  •   Написать сочинение - миниатюру об одном из героев произведения М. Шолохова "Они сражались за Родину"(по выбору).
  • План характеристики прилагается.
  •  
Домашнее задание.   Литературный герой — действующее лицо в прозаическом или драматическом произведении.  План характеристики литературного героя 1. Место, занимаемое персонажем в произведении.  2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии.  З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма).  4. Речевая характеристика.  5. Поступки, которые характеризуют героя.  6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих.  7. Отношение других действующих лиц произведения к герою.  8. Отношение автора к персонажу.  9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла.  10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.    

Домашнее задание.

  • Литературный герой — действующее лицо в прозаическом или драматическом произведении. План характеристики литературного героя
  • 1. Место, занимаемое персонажем в произведении. 2. Прототип героя (если он есть), значение его имени и фамилии. З. Портрет (внешний облик, манера держаться, особенности костюма). 4. Речевая характеристика. 5. Поступки, которые характеризуют героя. 6. Отношение героя к другим персонажам и его влияние на окружающих. 7. Отношение других действующих лиц произведения к герою. 8. Отношение автора к персонажу. 9. Значение персонажа в произведении, его влияние на раскрытие авторского замысла. 10. Ваше личное отношение к персонажу литературного произведения.
  •  
  •  
- Песни о войне  У М.Матусовского есть замечательные стихи:  Полем вдоль берега крутого, мимо хат В серой шинели рядового шел солдат. Шел солдат, слуга Отчизны, Шел солдат во имя жизни. Землю спасая, Мир защищая. Шел вперед солдат. Шел он ночами грозовыми в дождь и град. Песню с друзьями фронтовыми пел солдат. Пел солдат , глотая слезы, Пел про русские березы, Про кари очи, Про дом свой отчий Пел в пути солдат.

-

Песни о войне

  • У М.Матусовского есть замечательные стихи:
  • Полем вдоль берега крутого, мимо хат
  • В серой шинели рядового шел солдат.
  • Шел солдат, слуга Отчизны,
  • Шел солдат во имя жизни.
  • Землю спасая,
  • Мир защищая.
  • Шел вперед солдат.
  • Шел он ночами грозовыми в дождь и град.
  • Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.
  • Пел солдат , глотая слезы,
  • Пел про русские березы,
  • Про кари очи,
  • Про дом свой отчий
  • Пел в пути солдат.
Использованные материалы https://otzovik.com/review_4764119.html https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4753/foto/ https://ribalych.ru/2017/05/28/oni-srazhalis-za-rodinu-kino/ https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/06/urok-literatury-po-romanu-masholokhova-oni-srazhalis-za-rodinu

Использованные материалы

  • https://otzovik.com/review_4764119.html
  • https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4753/foto/
  • https://ribalych.ru/2017/05/28/oni-srazhalis-za-rodinu-kino/
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/06/urok-literatury-po-romanu-masholokhova-oni-srazhalis-za-rodinu


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!