СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 5

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендовано использовать при подготовке к урокам, в организации деятельности учащихся на уроке и дома, в подготовке к ЕГЭ по физике, а также оказать поддержку в процессе вовлечения школьников в олимпиадную деятельность.

Просмотр содержимого документа
«М. А. Кунаш. Астрономия. Методические рекомендации. Урок № 5»

Урок 5. Годичное движение Солнца.

Эклиптика

Цели урока

Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов. Метапредметные: формулировать выводы о причинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить ана- лиз вида звездного неба с использованием подвиж-

ной карты, исходя из времени года.

Предметные: воспроизводить определения тер- минов и понятия «эклиптика», объяснять наблю- даемое движение Солнца в течение года; характери- зовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, на- зывать причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года.

Основной материал

Введение понятий «дни равноденствия» и «дни солнцестояния», анализ астрономического смысла дней равноденствия и солнцестояния. Введение по- нятия «эклиптика». Исследование движения Солн- ца в течение года на фоне созвездий с использовани- ем подвижной карты. Обсуждение продолжительно- сти дня и ночи в зависимости от широты местности в течение года.

Методические акценты урока. В начале урока це- лесообразно предложить учащимся задачу на опре- деление высоты светила в верхней кульминации для определенной широты местности. Например, можно определить, на какой высоте кульминирует сегодня

 Большого Пса (Сириус — значимая для древних египтян звезда) в современном Египте, если Каир (столица Египта) находится на широте 30. Для оп- ределения склонения Сириуса необходимо использо- вать подвижную карту звездного неба. Для перехода к теме урока можно организовать беседу о том, ка- кие светила являлись наиболее значимыми в куль- тах древних славян. Здесь возможны варианты отве- тов, связанные с Плеядами,  Большой Медведицы, наиболее яркими звездами Пояса Ориона. Но истин-

ное признание было отдано Солнцу. Ярило, Свето- вид, Яровит, Хорс — восточнославянские олицетво- рения нашего ближайшего светила. Месяц, Луна выступали как антипод Солнца. Народные праздни- ки, дошедшие до наших дней, соответствуют глав- ным датам годового солнечного цикла — равноден- ствия, солнцестояния. Далее возникает вопрос: по- чему Солнце не отмечено на звездных картах? Учащихся подводят к выводу о том, что движение Солнца характеризуется суточным движением и го- дичным движением. Анализируется графическое представление различных суточных параллелей для различных широт наблюдения и различных перио- дов года. Вследствие суточного вращения Земли наблюдается изменение положения светила относи- тельно горизонта в течение суток. Вследствие годич- ного движения Земли вокруг Солнца для наблюдате- ля на Земле наше ближайшее светило перемещается в течение года на фоне звезд. Вводится понятие эклиптики, ее положение относительно других ли- ний и точек на небесной сфере, анализируется по- ложение эклиптики относительно ее проекции на поверхность небесной сферы. Для осознания аст- рономического смысла дней равноденствия и солн- цестояния целесообразно предложить учащимся в группах следующие задания.

  1. Используя подвижную карту звездного неба,

определите координаты Солнца 23 октября и 21 мар- та. Поясните, почему данные дни названы днями ве- сеннего и осеннего равноденствия.

  1. Используя подвижную карту звездного неба, определите координаты Солнца 22 июня и 22 декаб- ря. Поясните, почему данные дни названы днями летнего и зимнего солнцестояния.

  2. Поясните, как меняется продолжительность дня и ночи от 21 марта к 22 июня, от 22 июня к 23 сентября, от 23 сентября к 22 декабря и от 22 де- кабря к 21 марта.

  3. В Мурманске 23 сентября Солнце взошло в 6 ч утра. В какое время взошло Солнце в вашем насе- ленном пункте в этот же день? В какое время в этот день зайдет Солнце в Тирасполе?

  4. Город Кито (столица Эквадора) имеет уникаль- ное положение. На фотогра- фии указаны географиче- ские координаты этого горо- да. Укажите, в котором часу по местному времени 1 ноя- бря и 30 апреля в этом насе-

ленном пункте взойдет Солнце. В котором часу оно зайдет? Ответ поясните.

  1. Если в некоторых странах, например в России, принято провожать зиму, то в Молдове 1 марта встречают весну — в этот день отмечают националь- ный праздник Мэрцишор. Его название произошло от первого месяца весны. Мэрцишорами называют еще и красно-белые броши, которые люди дарят друг другу. Их принято носить весь март, а в последний день повесить на уже цветущее дерево и загадать же- лание. Согласно поверью, оно обязательно сбудется. С наступлением какой весны — астрономической или календарной — связан данный праздник? В ка- кие еще дни наступает весна и какая именно?

После обсуждения результатов работы группы эффектным окончанием урока будет решение зада- чи, позволяющей связать предшествующую тему о высоте светила в верхней и нижней кульминациях с текущей, а также активизировать познавательный интерес к самостоятельной работе.

Задача. Солнце, опускаясь за горизонт, некоторое время продолжает освещать верхние слои атмосфе- ры. Этот период называется вечерними сумерками. Гражданские сумерки продолжаются, пока высота Солнца превышает –7, затем наступают астрономи- ческие сумерки, которые продолжаются, пока высо- та не достигнет –17 (сходный процесс характеризу- ет утренние сумерки). Определите высоту Солнца в верхней кульминации 22 декабря в Мурманске, ко- торый находится на широте 69. Прокомментируйте полученный результат. Найдите высоту Солнца в нижней кульминации 22 июня в Комсомольске-на-

Амуре, находящемся на широте 50. Поясните полу- ченный результат.

Домашнее задание. § 6; практические задания.

  1. Исходя из собственных наблюдений в течение двух недель восхода и захода Солнца в вашем насе- ленном пункте, заполните таблицу.


Дата















Время восхо- да















Время захо- да















По данным таблицы начертите график восхода Солнца и график захода Солнца, по оси ОХ отклады- вая дату, по оси ОY — время соответствующего явле- ния.

  1. По территории Россия — одна из самых больших стран мира. А чтобы представить, насколько она вели- ка и удивительна, выполните следующие задания и от- ветьте на вопрос.

  1. В некоторых городах России жители могут услышать утренние московские новости по радио ве- чером того же дня. Укажите не менее двух городов, в которых это возможно, и регион, в котором они расположены.

  2. В некоторых регионах России Солнце восходит и заходит в течение года лишь 90 раз. Укажите один из них.

  3. Мурманск — один из уникальных с астрономи- ческой точки зрения городов России. В нем наблюда- ется самый продолжительный летний день в стране. Как долго он длится и как это можно определить?

Комментарии для учителя к решению задания 2: в городах Дальнего Востока — Владивостоке, Хаба- ровске, Благовещенске — разница поясного времени по сравнению с Москвой составляет 7 ч, на Чукот-

ском полуострове — 10 ч. Поэтому по радио утрен- ние новости в Москве жители вышеперечисленных регионов слышат уже вечером. На острове Рудольфа (архипелаг Земля Франца-Иосифа) 4,5 месяца про- должается непрерывный день (с 11 апреля по 2 сен- тября) и столько же непрерывная ночь (с 15 октября по 28 февраля). И только в остальное время наблю- дается заход и восход Солнца. В Мурманске день продолжается в течение двух месяцев, так как с 25 мая по 20 июля Солнце не заходит за горизонт. Определить продолжительность дня в году можно, используя таблицы поправок моментов восхода и за- хода Солнца для разных географических широт. В календарях указываются моменты восхода и захо- да Солнца для разных географических широт по сравнению с широтой Москвы.

Темы проектов
    1. Понятие «сумерки» в астрономии.

    2. Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.

    3. Астрономические и календарные времена года.

    4. «Белые ночи» — астрономическая эстетика в литературе.

    5. Рефракция света в земной атмосфере.

Интернет-ресурсы

http://www.nebulacast.com/2012/04/blog-post_ 05.html — Живая Вселенная. Что такое эклиптика?


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!