СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛУрок литературного чтения тема "Листопад" Бунин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4А классе на тему: И.А. Бунин «ЛИСТОПАД» Средства художественной выразительности Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности. Задачи: 1.Воспитывать любовь к поэзии. 2.Работать над выразительным чтением стихотворения. 3.Развивать речь, творческие способности учащихся. 4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности. 6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Оборудование: портрет писателя, картина И.И. Левитана «Золотая осень», мультимедиапроектор. Ход урока: I. Организационный момент. 1) Введение в тему. (Беседа, актуализирующая знания учащихся) Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени? - Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк. - А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин) II. Проверка домашнего задания. - Чтение стихов об осени (по выбору учащихся); 2) Речевая разминка. - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад). III. Сообщение темы и целей урока. 3) Сообщение учащихся об И.А.Бунине. -Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад». Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. 4). Работа над стихотворением “Листопад”. а). Выразительное чтение стихотворения учителем в сопровождении музыки и слайдов. б) Беседа по содержанию прочитанного. - Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении? - Какое настроение выражено автором? - Чем восхищается автор? в) Словарная работа. Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный. Багряный - чистый, яркий алый цвет Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Вдова - одинокая женщина у которой умер муж. Завороженный - от слова ворожить ( колдовать) Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса г) Работа над содержанием стихотворения. д) Чтение учащихся про себя. — Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу. е) Чтение по частям с анализом I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой» — Кто главный герой этого стихотворения? (Лес) — А почему лес расписной? Кто его расписывал? — С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок. — Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы? (Показ слайдов) — Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем. — С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте — Что говорит о ёлочках? Зачитайте — Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны) — Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема) — Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки) — Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? — Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста — Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? — Как называется такое изображение осени? — Какой приём автор использует (Олицетворение) — Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”. ( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.) 5). Физкультминутка. II часть Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. Учащиеся - Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: "Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра". - Мотылька, похожего на белый лепесток. - Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: "И точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом". - День солнечный, яркий: "Сегодня так тепло кругом"… Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…» - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье). Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"? Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"… - А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: "Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье". Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: "молчанье" - ч ; "вышине" - ш ; "можно" - ж ; "тишине" - ш ; "расслышать" - ш ; "шуршанье" - ш . — Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш) — Для чего? (чтобы передать шорох листьев) Учитель Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ. Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной») — Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса) - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям? — Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему? 6. Работа в парах: поиск выразительных средств языка Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности. — Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты) I ряд — находит и подчёркивает сравнения II ряд – эпитеты Проверка 7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» Учитель Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский. (Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского) Комментирование учителя. В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне». 8. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы: 1. Почему картина так называются? 2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.) 3. С какими чувствами художник писал эту картину? 4. Сумел ли художник передать свое настроение вам? ж) Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине. - Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину) - Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. (Ребята вычитывают: "лиловый"; "золотой; "багряный"; желтый - "желтою резьбой"; голубой - "в лазури голубой"; синий - "в синей вышине"; серебристый - "как есть из серебра"; белый - "белый лепесток".) Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, - просто красивое в природе привлекает любого человека, - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно. з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися. — Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование) — Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный) — Одинаково ли их надо читать? (Нет) (1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо) — Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса) — Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению. - Чтение стихотворения учащимися вслух. 9. Подведение итогов урока. Рефлексия. На уроке мне понравилось... На уроке мне было трудно… На уроке мы научились… На уроке мы узнали... - С каким стихотворением вы познакомились на уроке? - Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть). - Совпало ли ваше настроение с настроением автора? Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу? 10. Домашнее задание: Варианты домашнего задания: • Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина «Листопад» • Выучите наизусть стихотворение • Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок текстом

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!