СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Луганщина в годы советской мдернизации.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР.         

 

Просмотр содержимого документа
«Луганщина в годы советской мдернизации.»

История Отечества. 11 класс.

Тема: Луганщина в годы советской мдернизации.


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать… А спокойствие – душевная подлость».

Лев Толстой


Цели: 1. Охарактеризовать Луганщину в годы советской модернизации.

2. Развивать умения и навыки анализировать факты и закономерности становления Луганского края. Привить умения приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях.

3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к своему Отечеству, чувства национальной гордости за Луганчан, проявивших патриотизм в годы социалистической модернизации. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.

Тип урока – комбинированный.



I. ПЗУ: Какие основные события произошли в 20-е–30-е годы в молодом Советском государстве?

Политические события 20-е-30-е гг.

Экономические события 20-е-30-е гг.

  • Политика военного коммунизма (1918-1921 гг.);

  • Разгром войск адмирала Колчака (восточный фронт, 1919-1920, январь);

  • Борьба против сил генерала Н.Юденича (сев.-зап. фронт, 1919-1920, март);

  • Борьба против сил А. Деникина и П. Краснова (южный фронт, 1919-1920, январь);

  • Борьба против сил генерала П.Н. Врангеля (Крым, 1920, апрель-ноябрь);

  • Советско-польская война. Командующие КА-М.Н. Тухачевский и А.И. Егоров (1920, апрель-ноябрь);

  • Период «Малой Гражданской войны» (1920-1922);

  • Избрание И.В. Сталина Ген. секом ЦК РКП(б);

  • Образование СССР (30 декабря 1922);

  • Принятие Конституции СССР (январь 1924);

  • Убийство С.М. Кирова (декабрь 1934, начало сталинских репрессий);

  • Принятие СССР в Лигу Наций (1934);

  • Принятие Конституции СССР (Конституция победившего социализма-1936);

  • Вооруженные столкновения СССР и Японии (1938-1939, у оз. Хасан и в районе р. Халхин-Гол);

  • Заключение Советско-германского Пакта о ненападении (23 августа 1939);

  • Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны (1 сентября 1939);

  • Ввод советских войск восточные районы Польши (З.Укр. и З. Белоруссия, сентябрь 1939);

  • Советско-финляндская война (ноябрь 1939-март 1940);

  • Присоединение Прибалтики к СССР (ноябрь 1939-июнь 1940);

  • Передача СССР Бессарабии и Сев. Буковины (Румынии), образование Молдавской ССР (июль 1940);

  • Реализация плана «Барбаросса» и плана «Ост» (декабрь 1940);

  • Начало Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года.

  • Переход к НЭПу, в результате кризиса политики «военного коммунизма» (1921, март, 10 съезд РКП(б);

  • Курс на индустриализацию народного хозяйства (декабрь 1925, 14 съезд ВКП(б));

  • Коллективизация с/х (1928-1937);

  • Создание колхозов (1928);

  • Первый пятилетний план развития нар. хозяйства (1928-1932);

  • Голод (1932-1933, умерло до 7 млн. человек);

  • Второй пятилетний план (1933-1937);

  • Культурная революция (1933-1937);

  • Рекорд по добыче угля на шахте «Центральная-Ирмино», установленный Алексеем Стахановым (31 августа 1935). Начало Стахановского движения.

  • Завершение коллективизации (1937, крестьянские хозяйства были объединены в колхозы


С какой целью, был взят курс на индустриализацию?

Превратить СССР из страны ввозящей в страну машины и оборудование, в страну производящую эти машины и оборудование.

С какой целью, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства СССР?

Перекачка средств на нужды индустриализации из аграрного сектора экономики в промышленный + ликвидация кулачества + образование крупных коллективных хозяйств (колхозов).


С какой целью, была проведена культурная революция?

Необходимость в грамотных специалистах + формирование «нового человека», разделявшего взгляды марксистско-ленинского учения + создание системы общеобразовательных школ + развитие науки и искусства.


II. МОТИВАЦИЯ УПДУ: Что вы знаете о людях советского государства, наших земляках совершивших трудовой подвиг, в 20-е – 30-е гг.? Каков их вклад в экономику и политику советского государства?

Что вы читали, какие фильмы смотрели характеризующие период становления новой Советской государственности? Как вы думаете, почему, происходило противостояние крестьян и официальной власти? Что сыграло главную роль в становлении и развитии новой экономической политики? Почему, большинство крестьян, в условиях развития НЭПа, отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни?


III. АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ:

Вспомните, что означает понятие тоталитарный и дайте определение?

Разновидность антидемократического политического режима.


Отличительные признаки тоталитарного режима.

Монополия на власть одной политической партии (однопартийность).

Обязанность граждан подчиняться законам.

Установление личной диктатуры.

Абсолютный контроль.

Жесткая цензура.

Репрессии и террор.

Уничтожение оппозиции.

Манипуляция массовым сознанием населения.

Политический режим, при котором осуществляется полный контроль над всеми сферами жизни.


Годы советской модернизации (1921 – 1941 гг.) на Луганщине, как и всего Советского государства, явились годами тоталитарного режима, подлинной трагедией нашего народа. Способом государственного управления страной в 20-е-30-е годы стал ТЕРРОР.


Подумайте и сделайте выводы, кого в первую очередь объявляли «врагом народа» и почему? Что происходило с членами семьи и их ближайшими родственниками? Кем они становились? ИЗГОЯМИ ОБЩЕСТВА

В 20-е – 30-е гг. были предприняты административно-территориальные реформы в нашем крае.

1923 г. были созданы округа (вместо уездов) – Луганский и Старобельский.

1925 г. ликвидированы губернии.

1930 г. упразднены округа.

1932 г. создаются области, 2 июля образована Донецкая обл. (включающая и территорию современной Луганской области).

1938 г. 3 июня принят Указ о разделении Донецкой обл. на две: Сталинскую ( с 1961 г. – Донецкая) и Ворошиловградскую (в 1958 – 1970 гг. – Луганская; в 1970 – 1990 гг. – Ворошиловградская; с 4 мая 1990 г. – Луганская).

В начале 20-х гг. наш край испытывал экономические трудности. В критическом положении находились угольная, металлургическая, машиностроительная, химическая отрасли промышленности, безработица, недовольство крестьян политикой «военного коммунизма», разруха и голод.

В чем был главный акцент на преодоление трудностей (голод, разруха) в экономике, от чего зависело восстановление экономики? От результатов работы, одной из главных отраслей народного хозяйства – УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

1921 г. добыча угля в Донбассе составила 5,8 млн.т., была в 4,5 раза меньше, чем в 1913 г.

1927-1928 гг. добыча угля в Донбассе, составила 27,3 млн.т. и превзошла уровень 1913 г. (9,36 млн.т. выдали на гора шахтеры Луганского округа).

Курс на модернизацию экономики, ее индустриализацию осуществлялся «военно-комунистическими» методами. Рыночное регулирование, в условиях сворачивания НЭПа, упразднялось, управление промышленностью централизировалось.

1928-1932 гг. в Донбассе введено в эксплуатацию 90 новых шахт. Поиск новых форм организации труда – беспрерывная добыча угля.

1932 г. появление новой горной техники в Первомайске. А.И. Бахмутский сконструировал первый в мире угольный комбайн.

1935 г. Луганщина стала родиной стахановского движения.

Что вы можете рассказать о Алексее Стаханове? Повысил производительность труда в 14,8 раз. Герои стахановцы – Мирон Дюканов, Дмитрий Концедалов, Никита Изотов, Федор Артюхов… Стаханов вошел в историю как пионер новой организации труда (разделение добычи угля между забойщиком и крепильщиками). В 1970 г. А.Г. Стаханову присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1978 г. на карте мира появился город Стаханов (Кадиевка), единственный город названный в честь трудового человека.

Благодаря трудовым подвигам советских тружеников, были восстановлены и значительно увеличены мощности металлургической промышленности (завод ДЮМО-Алчевский металлургический звод им. Ворошилова, 1926 г.), мощности химической и стекольной промышленности (1921 г. в Лисичанске создан «Химуголь», «Донсода», 1922 г. завод «Пролетарий»).

1922-1923 гг. на Луганском паровозостроительном заводе было построено 49 паровозов серии «Э», а за последующие пять лет – 447 паровозов различных серий. В 1929 г. рабочими была выдвинута идея «пятилетку в четыре года», одобренная партийным руководством и подхваченная по всей стране Советов. В 1933 г. реконструированный завод стал крупнейшим паровозостроительным заводом в Европе.

В целом, в 20-е-30-е гг. промышленный потенциал Луганщины значительно вырос, она стала одним из наиболее развитых регионов УССР, были достигнуты результаты, в основе которых лежал тяжелый труд рабочих. Тоталитарный режим достиг огромных успехов, осуществляя эксплуатацию трудящихся и подменяя достойное материальное стимулирование труда идеологическим давлением командно-административной системы и репрессиями против советского народа – народа труженика.


С введением НЭПа началось быстрое возрождение сельского хозяйства, создание рыночных отношений, передача земли, конфискованной у помещиков – крестьянам, образование земельного банка, это были положительные черты в развитии аграрного сектора. Большинство крестьян отошло от антисоветского повстанческого движения и вернулось к мирной жизни. Отрицательными, являлись, стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества, в том числе и в сельском хозяйстве.

1921-1923 гг. голод на Луганщине. Старобельщина поставляла пшеницу в голодающее Поволжье, несмотря на растущую смертность.

1928 г. компания по созданию колхозов и раскулачиванию приобрела формы произвола. 1 февраля 1930 г. Советы приняли постановление «О мероприятиях переустройства с/х и борьбе с кулачеством». Крестьян Луганщины, сельсоветы поделили на КУЛАКОВ (первой, второй и третьей категории), СЕРЕДНЯКОВ, БЕДНЯКОВ и ПОДКУЛАЧНИКОВ. Кулаки первой категории выселялись за пределы УССР, второй – из сел на выселки, третьей – в хаты развалюхи бедняков.

Голод 1932-1933 гг.

Подумайте и сделайте вывод к чему приводила политика раскулачивания и активность рабочих-активистов для сплочения бедноты и создания колхозов?

Убийства, покушения, поджоги, порча колхозного имущества…


Коллективизация привела к резкому падению произодительности сельского хозяйства. Большинство колхозов были мелкими и экономически слабыми.


IV. ОЗ: Так что же такое индустриализация? Какие отрасли промышленности нашего края развивались, преодолевая экономическую отсталость? Определите чем отличалась НЭП от коллективизации с/х? Выскажите свое отношение к событиям происходившим на Луганщине в период раскулачивания. Почему советская власть ликвидировала слой зажиточных крестьян? Кто и с какой целью совершил первый трудовой подвиг? Как стало называться движение передовиков производства?

V. ОБОБЩЕНИЕ: Что такое тоталитаризм? Каким образом крестьяне боролись с произволом рабочих-активистов? Межпредметные связи: литература, история, право, экономика.

VI. ИТОГИ УРОКА: выставление оценок

VII. ДЗ: Профильный уровень. История Луганского края, с. 316-329. Локотош Б.Н. «Очерки истории Луганска», с. 88-108.

Подготовить сообщения о политлидерах СССР. Практическая работа, с. готовят_____________________, в помощь использовать интернет-ресурс (задание для сильных).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!