Просмотр содержимого документа
«Лучшие черты русского национального характера в произведении "Живые мощи"»
Лучшие черты русского национального характера в произведении
И. С. Тургенева «Живые мощи»
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа!
Ф.Тютчев.
«Странная история»
«Касьян с Красивой Мечи»
«Постоялый двор»
«Степной король Лир»
«Дворянское гнездо»
«Живые мощи»
Словарная работа
- Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
- Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
- Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
- Видение – призрак, привидение;
- Душа – внутренний, психический мир человека;
- Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
- Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
«Мощи»:
«1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, изможденном человеке. Живые (или ходячие) мощи – то же, что мощи (во 2 знач.)».
Прототип Лукерьи –
крестьянка
Клавдия из села
Спасское-Лутовиново
Часовня в имении Тургеневых
- «Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья!
- Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!»
- Несчастье произошло однажды ночью, когда она вышла на крыльцо. Ей показалось, что она слышит голос своего супруга. Спросонья она не рассмотрела, куда ступает, промахнулась мимо ступеньки и упала с крыльца на землю. Она сильно ударилась и с тех пор практически с каждым днем стала сохнуть и чахнуть. Ноги начали стремительно отказывать, и вскоре она совсем не смогла ходить. Обращались к докторам, но никто из них не смог ей помочь. Когда Лукерье стало совсем худо, ее перевезли на этот заброшенный хутор. Василий Поляков недолго переживал по заболевшей жене и вскоре опять женился. На молодой и здоровой.
- Летом - в сарайчике, а на зиму ее переносят в предбанник. Она практически ничего не ест из-за своей слабости и хвори. Все ее занятие заключается в наблюдении за окружающим миром. За то время, которое она уже провела на этом хуторе, она научила себя ни о чем не думать и не вспоминать. Благодаря этому время проходит быстрее, кажется Лукерье. Она постоянно читает молитвы, какие пока помнит, а затем снова лежит, стараясь не впустить в свою голову ни одной мысли.
- «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, - с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна».
Добродетель – деятельное добро, делание добра, способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии.
- «А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»
- «Иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем положении согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?»
- — Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, — продолжала Лукерья, — потому я так себя приучила: не думать, а пуще того — не вспоминать. Время скорей проходит».
1 сон
- Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже. -
2 сон
- Пришли к ней ее покойные родители и низко поклонились ей. Она сразу спросила, зачем они это делают. Те стали говорить с ней о том, что она не только свою душу облегчила, но и их самих спасает. Якобы Лукерья со своими грехами уже справилась, а вот теперь и родительские грехи побеждает. Затем они исчезли, опять поклонившись.
3 сон
- Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась
- “ В самый день кончины она всё слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви считают пять вёрст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шёл не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.
Умение «нести свой крест»
Терпение
Кротость смирение
Любовь к людям
Черты праведника
Что является основой русского национального характера?
Истоки русского национального
характера - в Православии.
Вера в Бога определяет поведение и
культуру православного человека .
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа!
Ф.Тютчев.
Черты характера Лукерьи как национальные особенности русского народа, обусловленные его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику – Христу.
Эпиграф к рассказу:
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, страна родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья» (1855 год )
Внешний облик героини: «ни дать ни взять икона старинного письма»
Жизнь Лукерьи – житие святых
Предзнаменование смерти колокольным звоном
«И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не писал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель».
Я.П. Полонский
1883 год