СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучшие черты русского национального характера в произведении "Живые мощи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку  по анализу рассказа И.С.Тургенева "Живые мощи"

Просмотр содержимого документа
«Лучшие черты русского национального характера в произведении "Живые мощи"»

Лучшие черты русского национального характера в произведении И. С. Тургенева «Живые мощи»

Лучшие черты русского национального характера в произведении

И. С. Тургенева «Живые мощи»

Край родной долготерпенья – Край ты русского народа! Ф.Тютчев.

Край родной долготерпенья –

Край ты русского народа!

Ф.Тютчев.

«Странная история» «Касьян с Красивой Мечи» «Постоялый двор» «Степной король Лир»  «Дворянское гнездо»

«Странная история»

«Касьян с Красивой Мечи»

«Постоялый двор»

«Степной король Лир»

«Дворянское гнездо»

«Живые мощи»

«Живые мощи»

Словарная работа Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми; Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека; Праведник – человек, который живет праведной жизнью; Видение – призрак, привидение; Душа – внутренний, психический мир человека; Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых. Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.

Словарная работа

  • Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
  • Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
  • Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
  • Видение – призрак, привидение;
  • Душа – внутренний, психический мир человека;
  • Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
  • Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
«Мощи»: «1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу. 2. Разг. Об очень худом, изможденном человеке. Живые (или ходячие) мощи – то же, что мощи (во 2 знач.)».

«Мощи»:

«1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.

2. Разг. Об очень худом, изможденном человеке. Живые (или ходячие) мощи – то же, что мощи (во 2 знач.)».

Прототип Лукерьи – крестьянка Клавдия из села Спасское-Лутовиново     Часовня в имении Тургеневых

Прототип Лукерьи –

крестьянка

Клавдия из села

Спасское-Лутовиново

Часовня в имении Тургеневых

«Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!»
  • «Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья!
  • Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!»
Несчастье произошло однажды ночью, когда она вышла на крыльцо. Ей показалось, что она слышит голос своего супруга. Спросонья она не рассмотрела, куда ступает, промахнулась мимо ступеньки и упала с крыльца на землю. Она сильно ударилась и с тех пор практически с каждым днем стала сохнуть и чахнуть. Ноги начали стремительно отказывать, и вскоре она совсем не смогла ходить. Обращались к докторам, но никто из них не смог ей помочь. Когда Лукерье стало совсем худо, ее перевезли на этот заброшенный хутор. Василий Поляков недолго переживал по заболевшей жене и вскоре опять женился. На молодой и здоровой.
  • Несчастье произошло однажды ночью, когда она вышла на крыльцо. Ей показалось, что она слышит голос своего супруга. Спросонья она не рассмотрела, куда ступает, промахнулась мимо ступеньки и упала с крыльца на землю. Она сильно ударилась и с тех пор практически с каждым днем стала сохнуть и чахнуть. Ноги начали стремительно отказывать, и вскоре она совсем не смогла ходить. Обращались к докторам, но никто из них не смог ей помочь. Когда Лукерье стало совсем худо, ее перевезли на этот заброшенный хутор. Василий Поляков недолго переживал по заболевшей жене и вскоре опять женился. На молодой и здоровой.
Летом - в сарайчике, а на зиму ее переносят в предбанник. Она практически ничего не ест из-за своей слабости и хвори. Все ее занятие заключается в наблюдении за окружающим миром. За то время, которое она уже провела на этом хуторе, она научила себя ни о чем не думать и не вспоминать. Благодаря этому время проходит быстрее, кажется Лукерье. Она постоянно читает молитвы, какие пока помнит, а затем снова лежит, стараясь не впустить в свою голову ни одной мысли.
  • Летом - в сарайчике, а на зиму ее переносят в предбанник. Она практически ничего не ест из-за своей слабости и хвори. Все ее занятие заключается в наблюдении за окружающим миром. За то время, которое она уже провела на этом хуторе, она научила себя ни о чем не думать и не вспоминать. Благодаря этому время проходит быстрее, кажется Лукерье. Она постоянно читает молитвы, какие пока помнит, а затем снова лежит, стараясь не впустить в свою голову ни одной мысли.
«Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, - с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна».
  • «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, - с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна».
 Добродетель – деятельное добро, делание добра, способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. 

Добродетель – деятельное добро, делание добра, способность человека совершать добро, устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди, добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. 

«А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»
  • «А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»
«Иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем положении согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?» —  Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, — продолжала Лукерья, — потому я так себя приучила: не думать, а пуще того — не вспоминать. Время скорей проходит».
  • «Иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем положении согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?»
  • —  Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, — продолжала Лукерья, — потому я так себя приучила: не думать, а пуще того — не вспоминать. Время скорей проходит».
1 сон Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже. -

1 сон

  • Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже. -
2 сон Пришли к ней ее покойные родители и низко поклонились ей. Она сразу спросила, зачем они это делают. Те стали говорить с ней о том, что она не только свою душу облегчила, но и их самих спасает. Якобы Лукерья со своими грехами уже справилась, а вот теперь и родительские грехи побеждает. Затем они исчезли, опять поклонившись.

2 сон

  • Пришли к ней ее покойные родители и низко поклонились ей. Она сразу спросила, зачем они это делают. Те стали говорить с ней о том, что она не только свою душу облегчила, но и их самих спасает. Якобы Лукерья со своими грехами уже справилась, а вот теперь и родительские грехи побеждает. Затем они исчезли, опять поклонившись.
3 сон Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась

3 сон

  • Будто бы видит она себя на большой дороге в платке с палочкой и котомкой. Вроде идти ей надо куда-то на богомолье. И мимо нее люди, как странники проходят. А между ними она увидела женщину на голову выше их. Она вилась вокруг них, платье на ней не русское, лицо постное и строгое. Все сторонятся ее, а она прямо к Лукерье и подошла. Луша спросила ее о том, кто она такая, а та ответила, что она ее смерть. Девушка ни на мгновение не испугалась и стала молить ее, чтобы забрала она ее поскорее. Смерть обернулась и произнесла, что, мол, после «Петровок»… А потом девушка проснулась
“ В самый день кончины она всё слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви считают пять вёрст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шёл не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.
  • “ В самый день кончины она всё слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви считают пять вёрст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шёл не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба”.
Умение «нести свой крест» Терпение Кротость смирение Любовь к людям Черты праведника

Умение «нести свой крест»

Терпение

Кротость смирение

Любовь к людям

Черты праведника

Что является основой русского национального характера?  Истоки русского национального  характера - в Православии.  Вера в Бога определяет поведение и  культуру православного человека .

Что является основой русского национального характера?

Истоки русского национального

характера - в Православии.

Вера в Бога определяет поведение и

культуру православного человека .

Край родной долготерпенья – Край ты русского народа! Ф.Тютчев.

Край родной долготерпенья –

Край ты русского народа!

Ф.Тютчев.

Черты характера Лукерьи как национальные особенности русского народа, обусловленные его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику – Христу.   Эпиграф к рассказу:  Край родной долготерпенья,  Край ты русского народа.  Удрученный ношей крестной,  Всю тебя, страна родная,  В рабском виде Царь Небесный  Исходил, благословляя.   Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья» (1855 год )

Черты характера Лукерьи как национальные особенности русского народа, обусловленные его православной верой. Они восходят к своему высочайшему первоисточнику – Христу.

Эпиграф к рассказу:

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, страна родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Ф.И. Тютчев «Эти бедные селенья» (1855 год )

Внешний облик героини: «ни дать ни взять икона старинного письма» Жизнь Лукерьи – житие святых Предзнаменование смерти колокольным звоном

Внешний облик героини: «ни дать ни взять икона старинного письма»

Жизнь Лукерьи – житие святых

Предзнаменование смерти колокольным звоном

 «И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не писал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель».  Я.П. Полонский  1883 год

«И один рассказ его «Живые мощи», если б он даже ничего иного не писал, подсказывает мне, что так понимать русскую честную верующую душу и так все это выразить мог только великий писатель».

Я.П. Полонский

1883 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!