Классный час "Лучик света – доброта!"
Цель: Довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Задачи:
• Расширить знания школьников о доброте, её роли в жизни каждого человека;
• мотивировать детей на добрые поступки;
• способствовать расширению кругозора детей;
• развивать речь, память, мышление; умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки;
• воспитывать доброжелательность;
• формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активност ь ребёнка.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение ориентироваться в понятиях;
- умение определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы,
перерабатывать информацию;
- формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
- умение систематизировать информацию, выбирать нужную информацию;
Коммуникативные:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- умение организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- формирование культуры поведения в учебном диалоге, высказывать свою точку зрения, - оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные:
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу
- сохранять заданную цель;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные:
- ценить и принимать базовые ценности « добро», «доброта»;
- уважение к людям;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
формирование ответственности за свою деятельность;
- эмоционально-положительное восприятие учения;
- объективная оценка результатов деятельности.
Участники: учащиеся 3 класса
Оборудование: разрезанные пословицы, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, презентация, компьютер, проектор.
Тип внеклассного занятия: проблемно-диалогический
Предполагаемый результат:
• Знать, что доброта - важное и лучшее качество человека.
• Расширить кругозор детей.
• Формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.
Ход мероприятия
I. Оргмомент. Этап мотивации.
Учитель: Ребята, вначале нашего занятия я попрошу вас сделать следующее: «Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся». Давайте улыбнемся и нашим гостям, а теперь тихонько сядем.
Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение « Стакан молока» и подумайте, о чем же оно.
II. Введение в тему
Мальчишка был голодный и без сил,
Давно не ел...
Пришел издалека...
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина выносит... Молока!
И тот стакан дал силы снова жить!
Поверил он –
Есть в мире Доброта!
Став доктором, спасал чужую жизнь!
Отзывчивость...
- Была его черта!
Однажды утром делал он обход,
Другой хирург
- Больную принимал,
Та мучилась уже не первый год!
Он лишь взглянул,...
И женщину… Узнал!
ОНА была! ...
- Да как он мог забыть?
Ту, что дала когда-то молока!...
Больна серьезно! ...
Буду сам лечить!
Хотя надежда так невелика!
Он Спас ей жизнь! ...
Все силы приложил!
Живет и Побеждает Доброта!...
К оплате ей листочек положил:
- "Не расплачусь"
- Подумала она!...
Но взяв листок, не верила глазам!
От слез ее, вдруг поплыла строка,...
Оплачен счет!
"За все спасибо Вам!..
ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА!".
Учитель: - Это не притча и не художественный рассказ. Доктор Келли (Howard Kelly,1858 - 1943) - не вымышленная личность, а известный терапевт, один из основателей первого в Соединённых Штатах Медицинского исследовательского университета Джона Хопкинса. История же о нём и о стакане поданного ему молока тоже достоверна и записана его биографом.
III. Формулирование темы занятия, постановка цели
Учитель: - О чем же это стихотворение? (Это стихотворение о милосердии, доброте, отзывчивости)
– О чем же будем говорить сегодня? ( Доброта.)
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
Л.Николаенко
Учитель: - На какие вопросы будем искать ответ?
- Так что такое доброта?
- Нужна ли людям доброта?
- Чему постараемся научиться?
Ш. Раскрытие темы.
3.1 Учитель: - Чтобы научиться быть добрыми, нам многое нужно узнать о доброте. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна… Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Учитель: - Доброта..., Добро… А что такое доброта для вас? (ответы детей)
Доброта – это любовь к людям.
Доброта – это готовность в трудную минуту прийти на помощь.
Доброта - это бережное отношение к природе.
Доброта – это любовь к животным, помощь птицам в зимнюю стужу.
Доброта – это вежливость и уважительность в общении с товарищами и взрослыми.
Доброта - это невозможность обидеть другого человека
Учитель: Доброта – это все хорошее, доброе, красивое… Солнце, мама,
улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.
3.2. Работа со словарем
Учитель: Более точное определение доброты возьмём из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова: «Доброта- отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»(ученик читает из словаря) Слайд
Учитель: - Какие качества, определяющие доброту, отметил Сергей Иванович Ожегов в этом определении? (Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами)
Учитель: Какие синонимы к слову доброта мы можем подобрать? (Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.)
Учитель: - По отношению к кому (чему) мы должны проявлять доброту? (К близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
3.2 Упражнение «Ладошки»
Учитель: А сейчас я предлагаю вам оценить себя. Перед каждым из вас ладошка, вырезанная из бумаги. На ладошке я написала слово «доброта». А на пальчиках вы напишите качества, которые характеризуют вас как добрых людей. (Дети работают)
Учитель: Но мы с вами не совершенны, у каждого из нас есть недостатки - это обратная сторона нашего характера и обратная сторона нашей ладошки. Поверните ладошку. Теперь напишите свои качества, которые вам мешают и которые бы вы хотели в себе изменить. (Дети работают)
Учитель: Сравните, каких качеств у вас больше.
Учитель: Кто с нами поделится, каких качеств у него больше?
- А что нам поможет бороться с качествами, которые нам мешают? (Доброта)
Учитель: Правильно. Доброта, как волшебное лекарство, вылечит от многих недугов.
Учитель: А где живет доброта?
……………………………………………………... (Ответы детей)
Учитель: Доброта, в первую очередь, живет у каждого в сердце.
Учитель: Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Учитель: Я предлагаю вам поучаствовать в создании сада доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.
IV. Практическая часть. Создания сада доброты
Учитель: Для дальнейшей работы мы с вами разделимся на групппы и будем работать в группах (дети занимают места).
4.1. «Пословицы о добре»
Учитель: Существует множество пословиц и поговорок о добре. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
1 группа
Жизнь дана на добрые дела
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
2 группа
Добрые дела красят человека.
Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.
Не ищи красоты - ищи доброты.
3 группа.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добра желаешь, добро и делай.
Учитель: Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и мы можем посадить первое дерево (каждая команда сажает свое дерево)
4.2. «Волшебные слова»
Учитель: А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
Наше следующее задание – вспомнить и записать слова вежливости или «волшебные слова» на деревце и посадить это деревце в сад. (Каждая группа представляет свои слова, после чего сажает дерево)
Учитель: Часто ли вы употребляете эти слова? От чего зависит сила этих слов? (от искренности, чувств)
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!
М. Танич «Волшебные слова».
Учитель: Молодцы, ребята! Наш сад разрастается. Работаем дальше.
4.3. «Правила доброты»
Учитель: Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Ответить на этот вопрос вам поможет сценка
Сценка.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, всё трудишься, всё другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнёт лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться) Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе ещё покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему всё так вышло.
Кнопка: А, может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Учитель: Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)
- Давайте попробуем составить правила доброты. Обсудите в группе и представьте правила.
• Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
• Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
• Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
• Делать добро для близких и друзей.
• Не завидовать.
• Не вредничать.
• Не грубить.
Учитель: Молодцы ребята. Вы хорошо поработали. Вот какие правила вы вывели. (Слайд ) Давайте еще раз зачитаем наши правила. Теперь в наш сад мы можем посадить новое дерево "Правила доброты"
4.4. «Добрые поступки»
Учитель: Легко или трудно быть добрым? (Ответы детей)
Учитель: Да, ребята, вы правы. Добрым быть совсем не просто.
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Учитель: Ребята, какие добрые поступки вы могли бы совершить в классе, дома, на улице? Запишите их на ромашках. Работаем в группе.
1 группа (Мой класс) (Помочь товарищу в школе);
2 группа (Моя семья) (Не допускать грубостей, стараться, во всём помогать ближним, заботиться о ближних, сделать уборку в доме и т.д.);
3 группа (Пожилой человек) (Уступать место в транспорте, относиться уважительно, можно подготовить концерт для пожилых людей, просто помочь на улице поднести сумку, помочь перейти дорогу и т.д.);
(После представления сажаем ромашки в сад)
Учитель: Чудесно ребята! Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
4.5 . «Ласковое солнышко»
Учитель: В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. А все это потому, что на лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми (учитель читает, а дети называют антонимы)
Грубый – ласковый.
Злой – добрый.
Грустный – весёлый.
Горе – счастье.
Вражда – дружба.
Обман – правда.
Невежливый – вежливый.
Ненависть – любовь.
Лень – труд.
Учитель: Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями» и цветами. Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом!
V. Подведение итогов:
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие вопросы вы ставили в начале нашего занятия?
- Так что такое доброта?
- Нужна ли людям доброта?
- Вы получили ответ на свои вопросы?
- Значит, самое лучшее и главное качество человека - это ...ДОБРОТА
- Молодцы! Спасибо, хорошо поработали!
- А теперь улыбнемся друг другу, постараемся быть добрыми и будем помнить: ДОБРОТА ТВОРИТ ЧУДЕСА!
Игра-тренинг «Планета добра».
Дети, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)
Нарисуйте в своем воображении планету добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От неё исходит приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе... У вас доброе, согревающее душу настроение