Спецификация КИМ для проведения переводного экзамена
по обществознанию в 8 классе
Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся 8-б класса МБОУ «СУВУ №14 «Подросток».
Документы, определяющие содержание работы:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по обществознанию.
2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию.
3. Учебник для 8 класса «Обществознание», Москва, Просвещение,2013 год. Автор Л.Н. Боголюбов.
4. Программа по обществознанию для 6-11 класса, Москва, Просвещение, 2010 год. Под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы.
Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий с выбором одного правильного ответа, часть 2 содержит 9 заданий на установление соответствия, на сравнение.
Время выполнения работы.
На проведение экзамена отводится 50 минут.
Критерии оценивания.
Правильно выполненная работа оценивается 44 баллами.
Каждое правильно выполненное задание части 1 (1– 26) оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов – 26.
Задание части 2 (27 – 35) оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена 1 ошибка. Максимальное количество баллов – 18.
Шкала перевода общего балла в школьную отметку.
Отметка по пятибалльной шкале | "2" | "3" | "4" | "5" |
Общий балл | 0-19 баллов | 20- 29 баллов | 30-38 баллов | 39-44 балла |
Вариант 1.
Часть 1.
1. Общество в широком смысле слова означает: 1) естественную среду обитания человека;
2) группу людей, объединённых общими интересами; 3) стадию исторического развития народа; 4) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.
2. Учёные-обществоведы определяют общество как: 1) весь мир в многообразии его форм и проявлений; 2) неотъемлемую часть природы; 3) единство живой и неживой природы;
4) обособившуюся от природы часть мира.
3. Что отличает человека от животного: 1) наличие физиологических потребностей; 2) забота о потомстве; 3) способность к сознательной деятельности; 4) приспособление к природной среде.
4. Что свойственно и человеку, и животному: 1) инстинкты и рефлексы; 2) сознательная активность; 3) целенаправленная деятельность; 4) словесная речь.
5. И человек, и животное: 1) передают культурный опыт последующим поколениям; 2) отражают окружающий мир в сознании; 3) заботятся о своём потомстве; 4) оценивают себя и свои действия.
6. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека: 1) личность; 2) темперамент;
3) индивид; 4) талант
7. Инна узнала, что Зоя пригласила на пикник всех коллег по работе, кроме неё. Она не стала выяснять причину этого поступка, просто перестала разговаривать с Зоей. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример: 1) уход от конфликтной ситуации; 2) посредничество; 3) компромисс; 4) сотрудничество.
8. Что отличает религию от других областей духовной культуры: 1) использование художественных образов; 2) обращение к сверхъестественным силам; 3) опора на представления о добре и зле; 4) стремление объяснить окружающую действительность
9. К категориям нравственности относятся понятия: 1) честь и достоинство; 2) комфорт и удобства; 3) природа и культура; 4) здоровье и успех.
10. Что относится к гуманитарным наукам: 1) история; 2) физика; 3) химия; 4) математика.
11. Формирование личности происходит под влиянием: 1) природных способностей;
2) собственных убеждений; 3) социального окружения; 4) природного окружения
12. Что относится к естественным наукам: 1) история; 2) математика; 3) искусствоведение;
4) физика.
13. Что является отличительным признаком морали: 1) отражает представления о добре и зле;
2) эмоционально воздействует на человека; 3) объясняет природные и общественные явления;
4) обращается к сверхъестественным силам.
14. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это: 1) духовные потребности; 2) социальные потребности; 3) физиологические потребности; 4) потребности в безопасности
15. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт: 1) демографических;
2) военных; 3) экономических; 4) экологических.
16. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится: 1) гражданином; 2) личностью; 3) работником;
4) индивидом.
17. Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример:
1) хозяйственную; 2) исследовательскую; 3) политическую; 4) производственную.
18. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример: 1) экономической и политической; 2) политической и социальной; 3) духовной и экономической; 4) экономической и социальной.
19. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу: 1) использование в одежде искусственного меха; 2) утверждение Конвенции о правах ребёнка; 3) ликвидация последствий урагана; 4) ограничение охоты в подмосковных лесах.
20. Каков отличительный признак глобальных проблем: 1) затрагивают все человечество; 2) не имеют путей решения; 3) приводят к отрицательным последствиям; 4) относятся к сфере экономики.
21. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество: 1) традиционному; 2) индустриальному; 3) информационному;
4) постиндустриальному
22. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает: 1) требование права; 2) норму морали; 3) научный закон;
4) правило этикета.
23. Никита — юноша невысокого роста, но крепкого телосложения, от природы смуглый, спокойный, сообразительный. Всё это характеризует Никиту как: 1) индивида; 2) личность;
3) друга; 4) индивидуальность
24. Наталья работает учителем истории. Объектом её деятельности являются: 1) коллеги;
2) учащиеся; 3) изучаемые в школе исторические события; 4) учебные пособия
25. Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу:
1) строительство атомной электростанции; 2) принятие экологического законодательства;
3) сброс сливных вод в Темзу в Лондоне 19-го века; 4) вырубка лесов для расширения пашенных земель
26. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Часть 2.
27. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
28. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) соблюдение определённых норм и правил;
2) создание воображаемой обстановки; 3) использование различных предметов;
4) целенаправленное получение знаний.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.
Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) возможность выбора профиля обучения; 2) соблюдение правил поведения; 3) возможность поступления в ВУЗ; 4) получение общего образования.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
30. Саше — 13 лет, Вале — 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) право совершать мелкие бытовые сделки; 2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
3) право распоряжаться своими доходами; 4) возможность получить наследство.
Черты сходства | Черты различия |
31. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) открывают человеку новые возможности; 2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо; 4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
32. Сравните виды деятельности человека — труд и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 1) Получение практически полезного результата; 2) Удовлетворение потребностей;
3) Условный характер; 4) Направленность на достижение цели.
| | | |
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
33. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты различия.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. 1) прямохождение; 2) первичные потребности; 3) понятийное мышление; 4) забота о потомстве
| | | |
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
34. Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАК | | ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ |
А) выдвижение и проверка гипотез Б) создание художественных образов В) формирование чувства прекрасного Г) эстетическое наслаждение | | 1) наука 2) искусство |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
35. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) защита от холода Б) общение с друзьями В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Вариант 2.
Часть 1.
1. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека: 1) талант; 2) темперамент; 3) индивид; 4) личность.
2. Что является отличительным признаком морали: 1) эмоционально воздействует на человека; 2) объясняет природные и общественные явления; 3) отражает представления о добре и зле;
4) обращается к сверхъестественным силам.
3. Сергей — юноша невысокого роста, но крепкого телосложения, от природы смуглый, спокойный, сообразительный. Всё это характеризует Никиту как: 1) личность; 2) друга;
3) индивида; 4) индивидуальность.
4. Общество в широком смысле слова означает: 1) группу людей, объединённых общими интересами; 2) стадию исторического развития народа; 3) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем. 4) естественную среду обитания человека.
5. Учёные-обществоведы определяют общество как: 1) весь мир в многообразии его форм и проявлений; 2) неотъемлемую часть природы; 3) единство живой и неживой природы;
4) обособившуюся от природы часть мира.
6. Формирование личности происходит под влиянием: 1) природных способностей;
2) собственных убеждений; 3) социального окружения; 4) природного окружения.
7. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает: 1) требование права; 2) норму морали; 3) научный закон;
4) правило этикета.
8. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу: 1) использование в одежде искусственного меха; 2) ратификация Конвенции о правах ребёнка; 3) ликвидация последствий урагана; 4) ограничение охоты в подмосковных лесах.
9. Что является отличительным признаком морали: 1) отражает представления о добре и зле;
2) эмоционально воздействует на человека; 3) объясняет природные и общественные явления;
4) обращается к сверхъестественным силам.
10. Что свойственно и человеку, и животному: 1) инстинкты и рефлексы; 2) сознательная активность; 3) целенаправленная деятельность; 4) словесная речь.
11. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Экономическая сфера помимо производства, обмена, распределения материальных благ включает и их потребление.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
12. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт: 1) демографических;
2) военных; 3) экономических; 4) экологических.
13. Наталья работает учителем истории. Объектом её деятельности являются: 1) коллеги;
2) учащиеся; 3) изучаемые в школе исторические события; 4) учебные пособия
14. Какой из примеров иллюстрирует позитивное влияние общества на природу:
1) строительство атомной электростанции; 2) принятие экологического законодательства;
3) сброс сливных вод в Темзу в Лондоне 19-го века; 4) вырубка лесов для расширения пашенных земель
15. Что относится к естественным наукам: 1) история; 2) математика; 3) искусствоведение;
4) физика.
16. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество: 1) традиционному; 2) индустриальному; 3) информационному;
4) постиндустриальному
17. И человек, и животное: 1) передают культурный опыт последующим поколениям; 2) отражают окружающий мир в сознании; 3) заботятся о своём потомстве; 4) оценивают себя и свои действия.
18. Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это: 1) духовные потребности; 2) социальные потребности; 3) физиологические потребности; 4) потребности в безопасности
19.Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример:
1) хозяйственную; 2) исследовательскую; 3) политическую; 4) производственную.
20. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример: 1) экономической и политической; 2) политической и социальной; 3) духовной и экономической; 4) экономической и социальной.
21. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле: 1) Индийское общество многие века было разделено на касты. 2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества. 3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.
4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.
22. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества:
1) разрушение ураганом домов в посёлке; 2) осушение болот под строительство автодороги;
3) загрязнение воздуха выхлопными газами; 4) изучение экологии школьниками
23. Глобальная экологическая проблема выражается в: 1) организации заповедников;
2) распространении наркомании и алкоголизма; 3) истощении природных ресурсов;
4) угрозе новой мировой войны
24. В широком смысле слова под обществом следует понимать: 1) группу любителей почтовых марок; 2) всех жителей данного города; 3) учеников школы № 14; 4) совокупность форм объединения людей.
25. Человек влияет на природу: 1) положительно; 2) не влияет на природу; 3) и положительно, и отрицательно; 4) отрицательно
26. Личность формируется в результате процесса: 1) социализации; 2) гуманизации;
3) гуманитаризации; 4) эмансипации
Часть 2.
27. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) отдых и сон Б) общение с друзьями В) реализация своих потребностей Г) самосохранение Д) карьерный рост | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
28. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ |
А) собеседование при приёме на работу Б) ссора подруг В) разговор родителей с директором школы о поведении ученика Г) дружеская беседа соседей | | 1) формальные 2) неформальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
29. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) защита от холода Б) общение с друзьями В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста | | 1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
30. В приведенном списке указаны черты сходства потребностей и способностей человека и отличия потребностей от способностей человека. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) открывают человеку новые возможности; 2) влияют на деятельность человека;
3) выражаются в ощущении нехватки чего-либо; 4) меняются с возрастом.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
31. Саше — 13 лет, Вале — 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) право совершать мелкие бытовые сделки;
2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
3) право распоряжаться своими доходами; 4) возможность получить наследство.
Черты сходства | Черты различия |
32. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) наличие особых норм поведения; 2) личные контакты членов группы; 3) отношения родства; 4) общий быт.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
33. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) прямохождение; 2) первичные потребности; 3) понятийное мышление; 4) забота о потомстве
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
34. Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) совершение мелких бытовых сделок; 2) распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами; 3) совершение не требующих нотариального удостоверения сделок, направленных на
безвозмездное получение выгоды; 4) внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
35. В приведённом списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных.
Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
1) умение планировать деятельность; 2) потребность в пище и воде; 3) наличие сознания;
4) способность к чувственному познанию.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
Переводной экзамен по обществознанию в 8 классе
КЛЮЧ
1 вариант
Часть 1. | 1-4 | 2-4 | 3-3 | 4-1 | 5-3 | 6-1 | 7-1 | 8-2 |
9-1 | 10-1 | 11-3 | 12-4 | 13-1 | 14-4 | 15-4 | 16--2 | 17-2 | 18-2 |
19-4 | 20-1 | 21-1 | 22-2 | 23-1 | 24-2 | 25-2 | 26-3 | | |
Часть 2. |
27-12212 | 28-1324 | 29- 2413 | 30- 1423 | 31- 2413 | 32- 2413 | 33- 2413 | 34- 1222 | 35- 12212 | |
2 вариант
Часть 1. | 1-4 | 2-3 | 3-3 | 4-3 | 5-4 | 6-3 | 7-2 | 8-4 |
9-1 | 10-1 | 11-3 | 12-4 | 13-2 | 14-2 | 15-4 | 16-1 | 17-3 | 18-4 |
19-2 | 20-2 | 21-2 | 22-1 | 23-3 | 24-4 | 25-3 | 26-1 | | |
Часть 2. |
27-12212 | 28-1212 | 29- 12212 | 30- 2413 | 31- 1423 | 32- 1234 | 33- 2413 | 34- 1324 | 35- 2413 | |