СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лоскутная мозаика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лоскутное шитье - неиссякаемый источник творчества.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;
  • дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;
  • научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;

развивать художественный вкус, точность, аккуратность, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.

Просмотр содержимого документа
«Лоскутная мозаика»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Станционно- Ояшинская средняя общеобразовательная школа

Мошковского района Новосибирской области









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ «ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА»







Выполнила: Лопатина Оксана Анатольевна,

учитель технологии

МКОУ Станционно-Ояшинская СОШ









Р.п. Станционно-Ояшинский

АННОТАЦИЯ

Система уроков по разделу

«Лоскутная техника»

(технология, 5 класс)


Система уроков предназначена для учителей, работающих в средней школе по учебнику В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская и др. Технология. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Модернизация российского образования ориентирует не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.

Методическая разработка содержит необходимые рекомендации при изучении предмета на базовом уровне (68 часов).


Лоскутная техника — 6 часов

1-2

Лоскутная техника. Подготовка материалов к работе

2 часа

3-4

Технология соединения лоскутной мозаики между собой

2 часа

5-6

Использование растровой ткани в лоскутной технике. Мозаика из полос

2 часа


Данные уроки рассчитаны на группу 10-12 человек, возраст обучающихся – 10-11 лет.































ВВЕДЕНИЕ


Рукоделие развивает художественный вкус и умение, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь приобретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди таких известных видов рукоделия как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия содержат целые коллекции изделий.


Лоскутное шитье - неиссякаемый источник творчества.

Цели:

  • познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья;

  • дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;

  • научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;

развивать художественный вкус, точность, аккуратность, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.




























СОДЕРЖАНИЕ


Введение.......................................................................................................................................3


  1. Методическое обоснование урока

Тема: Лоскутная техника, подготовка материалов к работе........................................5

  1. Технологическая карта урока...........................................................................................7

  2. Методическое обоснование урока.

Тема: Технология соединения лоскутной мозаики между собой..............................10

  1. Технологическая карта урока........................................................................................ 12

  2. Методическое обоснование урока.

Тема: Использование растровой ткани в лоскутной технике.....................................15

  1. Технологическая карта урока..........................................................................................17


Заключение....................................................................................................................................19

Список использованных источников.........................................................................................20

Приложения...................................................................................................................................21




































1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

ТЕМА: ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА, ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К РАБОТЕ


Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с лоскутной техникой и необходимыми материалами

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья

  • организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, образцы основных и прокладочных материалов, готовые изделия из лоскутов, схемы.


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей.

  3. Введение в тему.

  4. Актуализация темы.

  5. Изучение теоретического материала.

  6. Уточнение и углубление знаний об инструментах, материалах, оборудовании, организации рабочего места.

  7. Промежуточный контроль.

  8. Анализ готовых образцов в лоскутной технике.

  9. Отработка практического навыка подбора лоскутков.

  10. Подведение итогов урока.

  11. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.

  12. Домашнее задание.


Важным является оформление материала урока. С целью экономии времени используются «Лист учета знаний учащихся», позволяющие фиксировать итоги самопроверки, взаимопроверки.

На каждом этапе урока обосновывается опрос и контроль. Заранее учителем планируется примерная проекция опрошенных.


Выбор и реализация методов, приёмов, деятельностного подхода к формированию знаний, умений и навыков с учётом жанровой специфики урока.

На уроке используются разнообразные методы:

1. Информационно-рецептивный метод позволяет учащимся сосредоточиться на теме. Данный метод позволяет ввести дозу нового материала.

2. Репродуктивный метод предполагает проверку знаний.

3. Частично-поисковый метод заключается в том, что учитель ставит задачу, а ученик делает выводы.

4. Творческий метод предполагает определение прочности окраски ткани и накрахмаливания. Выносится на этап «Домашнее задание».

В отборе приёмов и форм работы наблюдается разнообразие: слово учителя, беседа аналитического характера, тестирование, решение проблемных ситуаций.

Формы работы:

1. Формы работы носили коллективный и индивидуальный характер.

2. Теоретические и практические работы.

Виды деятельности учащихся:

1. Слушанье

2. Чтение учебника

3. Практические работы

Характеристика деятельности учителя в области контроля за знаниями и умениями учащихся.

Активно используется деятельностный подход. Всегда присутствовали ориентировка, планирование, реализация, контроль.

Лист учета знаний учащихся предполагает самооценку учащихся, взаимооценку и итоговую отметку, поставленную учителем.


Дифференцированное домашнее задание позволяет учащимся самостоятельно оценить свои возможности.























2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА: ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА, ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ К РАБОТЕ


Цель урока: познакомить учащихся с лоскутной техникой и необходимыми материалами

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с историей лоскутного шитья

  • организацией рабочего места, инструментами, материалами и оборудованием

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по организации рабочего места и подготовке материалов к работе

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, образцы основных и прокладочных материалов, готовые изделия из лоскутов, схемы.






этап урока

методы и приемы

обучения

форма работы учащихся


содержание этапа

1

Орг.момент, постановка цели, введение в тему


Частично-поисковый, репродуктивный;

создание проблемной ситуации,

слово учителя

коллективная


Мобилизация внимания школьников

Изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутков. О чем на уроке пойдет речь?

Формулирование темы и цели урока.

2

Актуализация знаний

Репродуктив

ный, частично-поисковый

индивиду

альная

коллективная


Актуальность темы:

Для чего нужна лоскутная техника?

Создаются новые изделия из отходов кроя, ненужных вещей;

Оригинальность, неповторимость вещей

3

Теоретический материал

Репродуктивный,частично-поисковый

коллективная, индивидуальная

2 ученика из класса рассказывают об истории лоскутной техники, затем они задают вопросы по своим сообщениям:

1.Что послужило зарождением лоскутной техники?

2.Почему эта техника получила такое название?

3.С чем связано широкое распространение этой техники в России?

4.Какие изделия, предметы обихода можно выполнить лоскутками?

5.О чем может рассказать выполненная лоскутками вещь?

6.Почему лоскутную технику считают простой и доступной?

7.Можно ли утверждать, что изделия, выполненные из лоскутков, модны, современны?

4

Уточнение и углубление знаний об инструментах, материалах, оборудовании, организации рабочего места

Частично-поисковый


индивиду

альная, коллективная


Ознакомьтесь с теоретическим материалом в учебнике.

Вопросы:

1.Какое оборудование необходимо для выполнения изделий из лоскутов?

2.Какими инструментами и приспособлениями можно выполнить работы в лоскутной технике?

3.Что такое шаблон и назовите их формы?

4.Какие правила техники безопасности следует соблюдать при работе?

5.Что используют в качестве прокладочных материалов?

6.Правила подготовки ткани к работе

Учитель показывает цветовой круг и рассказывает о гармонии цветов.

Учащиеся пользуются картой подбора цветов (Приложение 1)

5

Промежуточный контроль

Репродуктивный


индивиду

альная, парная

Работа по карточкам (Приложение 2)

Взаимопроверка

6

Физкультминутка



Выполнение зарядки для глаз

7

Анализ готовых образцов в лоскутной технике

Частично-поисковый

репродуктивный, анализ готовых образцов


Индивидуальная,

парная


Проанализировать готовые образцы, выполненные в лоскутной технике, по плану, который выдать учащимся:

1.Использованные материалы (нитки, ткань)

2.Характерные особенности узора и его элементов

3.Подбор лоскутков по цвету (сравнение с цветовым кругом)

4.Общее впечатление и отношение к изделию

Взаимопроверка анализа образцов, взаимооценка

8

Отработка практического навыка подбора лоскутков

Репродуктивный


индивиду

альная, коллективная

Подобрать из имеющихся лоскутков подходящие по цвету, сочетаемые, используя знания, полученные на уроке

9

Подведение итогов уро

ка. Рефлексия

эвристический

слово учителя


индивиду

альная

Подведение итогов урока (суммирование баллов, перевод баллов в отметку), используя Приложение 3

10

Домашнее задание

Репродуктивный, творческий

индивидуальная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §18, ответить на вопросы

Для тех, кто получил 4-5: определить прочность окраски ткани, приготовленной к работе, попробовать накрахмалить кусочек материала

11

Домашнее зада

ние

репродуктивный,

творческий


индивиду

альная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §3, упр. 7, 11.

Для тех, кто получил 4-5: §3, написать миниатюру с использованием тропов и фигур речи на тему «Моя будущая профессия».

Для всех: учащиеся получают новый текст для самостоятельной подготовки (В8).



















3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЛОСКУТНОЙ МОЗАИКИ МЕЖДУ СОБОЙ


Тип урока:

Урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с технологией соединения лоскутков между собой

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с правилами изготовления шаблонов

  • ознакомить с технологией соединения деталей из лоскутов между собой

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по изготовлению шаблонов и технике соединения лоскутов между собой

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе

  • воспитывать культуру труда в работе


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, карандаш, линейка, сантиметровая лента, кусочки ткани, нитки хлопчатобумажные, готовые изделия из лоскутов, схемы.


Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Введение в тему.

4. Повторение пройденного материала.

5. Актуализация знаний.

6. Изучение нового материала.

7. Промежуточный контроль.

8. Практическая работа.

9. Подведение итогов урока.

10. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.

11. Домашнее задание.



Важным является оформление материала урока. С целью экономии времени используются «Лист учета знаний учащихся», позволяющие фиксировать итоги самопроверки, взаимопроверки.

На каждом этапе урока обосновывается опрос и контроль. Заранее учителем планируется примерная проекция опрошенных.


Выбор и реализация методов, приёмов, деятельностного подхода к формированию знаний, умений и навыков с учётом жанровой специфики урока.

На уроке используюся разнообразные методы:

1. Информационно-рецептивный метод позволяет учащимся сосредоточиться на теме. Данный метод позволяет ввести дозу нового материала.

2. Репродуктивный метод предполагает проверку знаний.

3. Частично-поисковый метод заключается в том, что учитель ставит задачу, а ученик делает выводы.

4. Творческий метод предполагает написание сообщения о назначении, формах и изготовлении прихваток. Выносится на этап «Домашнее задание».

В отборе приёмов и форм работы наблюдается разнообразие: слово учителя, беседа аналитического характера, решение проблемных ситуаций, работа с эпиграфом. Осмысление эпиграфа – один из приёмов активизации внимания учащихся на занятии. Данный приём способствует развитию аналитической мысли. Эпиграф – смысловая и эмоциональная доминанта урока. Он должен соответствовать содержанию и воспроизведению темы.

Формы работы:

1. Формы работы носили коллективный и индивидуальный характер.

2. Теоретические и практические работы.

Виды деятельности учащихся:

1. Слушанье

2. Чтение учебника

3. Практические работы

Характеристика деятельности учителя в области контроля за знаниями и умениями учащихся.

Активно используется деятельностный подход. Всегда присутствовали ориентировка, планирование, реализация, контроль.

Лист учета знаний учащихся предполает самооценку учащихся, взаимооценку и итоговую отметку, поставленную учителем.


Дифференцированное домашнее задание позволяет учащимся самостоятельно оценить свои возможности.




















4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА: ТЕХНОЛОГИЯ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЛОСКУТНОЙ МОЗАИКИ МЕЖДУ СОБОЙ


Цель урока: познакомить учащихся с технологией соединения лоскутков между собой

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с правилами изготовления шаблонов

  • ознакомить с технологией соединения деталей из лоскутов между собой

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по изготовлению шаблонов и технике соединения лоскутов между собой

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе

  • воспитывать культуру труда в работе



Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение



Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, картон, карандаш, линейка, сантиметровая лента, кусочки ткани, нитки хлопчатобумажные, готовые изделия из лоскутов, схемы.

Эпиграф урока:


Лоскутки разноцветные выбрасывать не надо торопиться,

Для красивого изделия они могут пригодиться.

Лоскутная техника — рукоделие древнее и удивительное,

Яркостью расцветок и экономичностью поразительное.

Технике лоскутной будем учиться -

В хозяйстве это очень пригодиться.








этап урока

методы и приемы

обучения

форма работы учащихся


содержание этапа

1

Орг.момент, постановка цели, введение в тему


Частично-поисковый, репродуктивный;

создание проблемной ситуации,

слово учителя

коллективная


Мобилизация внимания школьников

Работа с эпиграфом к уроку. О чем на уроке пойдет речь?

Формулирование темы и цели урока.

2

Повторение пройденного материала

Репродуктивный

коллективная, индивидуальная

Вопросы:

1.Что такое лоскутная техника?

2.Что такое пэчворк?

3.Проверить накрахмаленные лоскутки материалов. Для чего крахмалят ткань?

4.Что вы знаете о возникновении лоскутной техники в России?

5.Какие изделия можно выполнить из лоскутов?

6.Перечислите инструменты для выполнения работ в лоскутной технике.

7.По каким признакам производят подбор тканей?

3

Актуализация знаний

Репродуктив

ный, частично-поисковый

индивиду

альная

коллективная


Актуальность темы:

У тебя на сковороде жарятся оладьи или котлеты, а в кастрюле варится картофель. И, хотя ты отлично знаешь: когда занимаешься каким-либо делом, нечего смотреть по сторонам, - ты все-таки зазевалась... Котлеты уже подгорают. А под кастрюлей с картошкой такой сильный огонь, что вот-вот паром снесет с кастрюли крышку. Ты растерялась так, что, уже не думая ни о чем, хватаешь сковородку и скидываешь с кастрюли крышку... Всю ладонь обожгла! Чтобы этого не произошло, сделай себе прихватки.

О чем пойдет речь на этом уроке?

4

Изучение нового материала

Репродуктивный,частично-поисковый


индивиду

альная, коллективная


В любом изделии, выполненном в лоскутной технике, в основном используют геометрические рисунки, где присутствуют треугольники, квадраты, ромбы, прямоугольники, шестиугольники и т. д. Их называют шаблонами и применяют для удобства раскроя ткани. Шаблоны изготавливают плотной бумаги или картона специально для каждого изделия.

Шаблон делают так: вычерчивают на картоне нужный контур без припуска на шов, затем со всех сторон добавляют на припуск 5-10 мм, и проводят второй контур (внешний). Теперь подкладывают под картон что-нибудь плотное, чтобы не прорезать стол, и острым ножом сначала режут по внутреннему контуру, а затем по внешнему. Получают шаблоны с “окошком”. Благодаря этому шаблону достигается большая аккуратность работы, так как он позволяет обозначить на ткани и линию, по которой сшивают лоскутики, и прибавки на швы. Точно рассчитан шаблон – изделие красивое и аккуратное!

Самое простое изделие из лоскутков — это прихватка, подставка для горячего или декоративная салфетка.

Технологию изготовления прихватки из лоскутков посмотрите по учебнику (стр. 89)

5

Промежуточный контроль

Репродуктивный


индивиду

альная, парная

Работа по карточкам (Приложение 4)

Взаимопроверка

6

Физкультминутка



Выполнение зарядки для глаз

7

Практическая работа

Частично-поисковый

репродуктивный


Индивидуальная,

парная


Учащиеся закрепляют изученный материал, изготавливая шаблоны для прихватки из картона в следующей последовательности:

1.Придумывают и зарисовывают в рабочей тетради эскиз прихватки из геометрических фигур в цвете

2.Выполняют шаблоны из картона

3.Рассчитывают количество деталей кроя

4.Выполняют раскрой деталей, учитывая направление долевой нити

5.Продумать последовательность соединения лоскутков

6.Пользуясь табл. 24 на стр. 91 учебника изготовить прихватку

9

Подведение итогов уро

ка. Рефлексия

эвристический

слово учителя


индивиду

альная

Подведение итогов урока (суммирование баллов, перевод баллов в отметку), используя Приложение 5

10

Домашнее задание

Репродуктивный, творческий

индивидуальная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §19, ответить на вопросы

Для тех, кто получил 4-5: подготовить сообщение о лоскутной технике (темы не повторяются)

11

Домашнее зада

ние

репродуктивный,

творческий


индивиду

альная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §3, упр. 7, 11.

Для тех, кто получил 4-5: §3, написать миниатюру с использованием тропов и фигур речи на тему «Моя будущая профессия».

Для всех: учащиеся получают новый текст для самостоятельной подготовки (В8).















5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

ТЕМА УРОКА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСТРОВОЙ ТКАНИ В ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКЕ. МОЗАИКА ИЗ ПОЛОС


Тип урока:

Урок закрепления изученного материала

Цель урока: закрепить навыки по изготовлению прихваток

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с понятием растр

  • ознакомить с технологией мозаики из полос

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по технологии мозаики из полос

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе

  • воспитывать культуру труда в работе


Формы организации учебной деятельности:фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, карандаш, линейка, лоскутки тканей 3 цветов, растр 25х25 см, нитки хлопчатобумажные, готовые изделия из лоскутов, схемы.


Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка целей.

3. Введение в тему.

4. Повторение пройденного материала.

5. Актуализация знаний.

6. Изучение нового материала.

7. Промежуточный контроль.

8. Практическая работа.

9. Подведение итогов урока.

10. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок.

11. Домашнее задание.




Важным является оформление материала урока. С целью экономии времени используются «Лист учета знаний учащихся», позволяющие фиксировать итоги самопроверки, взаимопроверки.

На каждом этапе урока обосновывается опрос и контроль. Заранее учителем планируется примерная проекция опрошенных.


Выбор и реализация методов, приёмов, деятельностного подхода к формированию знаний, умений и навыков с учётом жанровой специфики урока.

На уроке используюся разнообразные методы:

1. Информационно-рецептивный метод позволяет учащимся сосредоточиться на теме. Данный метод позволяет ввести дозу нового материала.

2. Репродуктивный метод предполагает проверку знаний.

3. Частично-поисковый метод заключается в том, что учитель ставит задачу, а ученик делает выводы.

4. Творческий метод предполагает самостоятельное выполнение прихватки или другого изделия в лоскутной технике. Выносится на этап «Домашнее задание».

В отборе приёмов и форм работы наблюдается разнообразие: слово учителя, беседа аналитического характера, решение проблемных ситуаций.

Формы работы:

1. Формы работы носили коллективный и индивидуальный характер.

2. Теоретические и практические работы.

Виды деятельности учащихся:

1. Слушанье

2. Практические работы

Характеристика деятельности учителя в области контроля за знаниями и умениями учащихся.

Активно используется деятельностный подход. Всегда присутствовали ориентировка, планирование, реализация, контроль.

Лист учета знаний учащихся предполает самооценку учащихся, взаимооценку и итоговую отметку, поставленную учителем.


Дифференцированное домашнее задание позволяет учащимся самостоятельно оценить свои возможности.
























6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСТРОВОЙ ТКАНИ В ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКЕ. МОЗАИКА ИЗ ПОЛОС


Цель урока: закрепить навыки по изготовлению прихваток

Образовательные цели:

  • ознакомить учащихся с понятием растр

  • ознакомить с технологией мозаики из полос

Развивающие цели:

  • сформировать навыки по технологии мозаики из полос

  • развивать эстетический вкус

Воспитательные цели:

  • воспитывать аккуратность, терпение, внимательность при работе

  • воспитывать культуру труда в работе



Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • личностно-ориентированное обучение

  • интегрированное обучение


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, набор ручных инструментов, утюг, швейная машина, карандаш, линейка, лоскутки тканей 3 цветов, растр 25х25 см, нитки хлопчатобумажные, готовые изделия из лоскутов, схемы.







этап урока

методы и приемы

обучения

форма работы учащихся


содержание этапа

1

Орг.момент, постановка цели, введение в тему


Частично-поисковый, репродуктивный;

создание проблемной ситуации,

слово учителя

коллективная


Мобилизация внимания школьников

О чем на уроке пойдет речь?

Формулирование темы и цели урока.

2

Повторение пройденного материала

Репродуктивный, частично-поисковый

коллективная, индивидуальная

Учащиеся слушают рефераты своих одноклассников.

Выступающие задают вопросы по своим работам, затем слушатели. На этом этапе урока присутствует взаимооценка и самооценка работ.

3

Актуализация знаний

Репродуктивный, частично-поисковый

индивидуальная

коллективная

Кухонные мелочи... Они должны быть и красивыми, и рациональными. Конечно варежки-прихватки и различные подставки можно купить и в магазине, но как приятно это сделать своими руками.

Что можно изготовить из лоскутков?

4

Изучение нового материала

Репродуктивный,частично-поисковый


индивиду

альная, коллективная


Мозаика из полос — это еще один способ лоскутной техники. Этот способ очень прост, и можно выполнять работы без использования шаблонов. Основой является растровая сетка. Ее наносят на флизелин, если нет готового растра (сетка, состоящая из квадратов 1х1 см)

Класс делится на 2 группы. Продумывается эскиз, материалы и технология изготовления

1 группа — творческий проект ПРИХВАТКА-ВАРЕЖКА

2 группа — творческий проект ПРИХВАТКА-ПЕРЧАТКА

Заполнение карты группы (Приложение 6)

4

Уточнение и углубление знаний о лоскутной технике

Частично-поисковый


индивиду

альная, групповая, коллективная

Представление каждой группой своих проектов. Можно выполнить в форме презентации. Самооценка и взаимооценка.

5

Физкультминутка



Выполнение зарядки для глаз

6

Практическая работа

Частично-поисковый

репродуктивный


Индивидуальная,

групповая

Учащиеся закрепляют изученный материал, изготавливая свои творческие проекты по группам.

Каждый учащийся работает индивидуально, но участники группы оказывают помощь.

7

Подведение итогов уро

ка. Рефлексия

эвристический

слово учителя


индивиду

альная

Подведение итогов урока (суммирование баллов, перевод баллов в отметку), используя Приложение 7

8

Домашнее задание

Репродуктивный, творческий

индивидуальная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §19, ответить на вопросы

Для тех, кто получил 4-5: выполнить самостоятельно прихватку или другое изделие в лоскутной технике

11

Домашнее зада

ние

репродуктивный,

творческий


индивиду

альная

Домашнее задание дифференцированное:

Для тех, кто получил 2-3: §3, упр. 7, 11.

Для тех, кто получил 4-5: §3, написать миниатюру с использованием тропов и фигур речи на тему «Моя будущая профессия».

Для всех: учащиеся получают новый текст для самостоятельной подготовки (В8).











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Лоскутная техника требует от мастера великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная точность кроя и точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос всего изделия. Кроме того, нужно освоить ручную и машинную стежку. Различные узоры, стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия.

Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства нужно время и терпение. Главные условия успеха — художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах.

Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных направлений, поэтому в нашей стране постоянно проводятся местные, городские, областные и всероссийские выставки и конкурсы лоскутного шитья.

Лоскутное шитье — удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера создают подлинные произведения искусства.









































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Т.А. Мазурик. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: Паритет, 2001.

  2. М.Максимова, М.Кузьмина, Н.Кузьмина. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо,

2007 .

  1. О.И. Нагель. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  2. Г.П.Попова. Технология. 5 класс: поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Пэчворк. Серия «Хит сезона». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  4. Пэчворк для начинающих. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  5. Саффьот Ш. Рождественские мотивы. Шьем из лоскутков.- М.: Мой Мир, 2004.

  6. Л.В.Банакина. Лоскутное шитье: Техника. Приемы. Изделия.- М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.

Приложение 1

Карта подбора цветов

Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “каждый охотник желает знать где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый. Более изысканным и сложным цветовым сочетанием принято считать цвета секторов, расположенных один от другого через сектор: красный – жёлтый – синий; зелёный – фиолетовый – оранжевый и т. д. Цвета соседних секторов вносят дисгармонию, и не стоит их соединять вместе: красный – оранжевый и т. д.



Цвет


Дополнительные цвета


Красный


Зелёный, серый, синий, жёлтый, чёрный, коричневый


Оранжевый


Фиолетовый, ярко-синий, бледно-голубой


Жёлтый


Чёрный, синий, красный, коричневый, зелёный, голубой, фиолетовый


Тёмно-зелёный


Коричневый, бежевый


Зелёный (светлый)


Жёлтый, оранжевый, тёмно-зелёный, песочный, розовый


Бледно-голубой


Тёмно-красный, серый


Синий


Серый, белый, голубой, жёлтый, красный, чёрный


Фиолетовый


Светло-зелёный, тёмно-зелёный


Коричневый


Желтый, чёрный, красный, бежевый, зелёный


Серый


Фиолетовый, малиновый











Приложение 2

Тест для закрепления знаний: “проверь себя”


Фамилия__________________ класс______ 

  1. Электроприбор для влажно-тепловой обработки изделий 

    1. Лампа 

    2. Утюг 

    3. Выжигатель 

  2. Режущий инструмент для обработки ткани 

    1. Ножницы 

    2. Нож 

    3. Бритва 

  3. Чертёжный инструмент 

    1. Мел 

    2. Сантиметровая лента 

    3. Линейка 

  4. Искусство, часто называемое, “пэчворк” 

    1. Вышивка 

    2. Лоскутная техника 

    3. Макраме 

  5. Что дало начало лоскутной технике 

    1. Заплата 

    2. Лоскут 

    3. Отрез ткани 

  6. Лента для отделки изделий 

    1. Тесьма 

    2. Сантиметровая лента 

    3. Корсажная лента 

  7. Увлажнение ткани перед раскроем для усадки 

    1. Кипячение 

    2. Утюжка 

    3. Декатировка 

  8. Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге 

    1. Нейтральные 

    2. Холодные 

    3. Контрастные 

  9. Картонные фигурки для раскроя деталей 

    1. Лекало 

    2. Выкройка 

    3. Шаблоны 

  10. Нейтральные цвета  Ответы: 1)-2, 2)-1, 3)-3, 4)-2, 5)-1,

    1. Белый, чёрный, серый  6)-3, 7)-3, 8)-3,9)-3, 10)-1.

    2. Красный, синий, жёлтый 

    3. Зелёный, голубой, оранжевый 

Приложение 3

лист учёта знаний учащегося

Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы одноклассников

теоретич.

зачёт

тест

анализ образцов

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов








лист учёта знаний учащегося

Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы одноклассников

теоретич.

зачёт

тест

анализ образцов

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов


5


5


5


5


4


24


75 – 100 % – 5

74 – 55 % – 4

54 – 36 % – 3

35 – 0 % – 2

Шкала перевода первичного балла в школьную отметку

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-12

13-17

18-24





















Приложение 4


Карточки-задания


Технология изготовления прихватки из лоскутков


Вариант 1

  1. Что такое шаблон?

  2. Этапы изготовления прихватки.


Вариант 2.

  1. Перечислите необходимые инструменты, материалы и оборудование для изготовления прихватки.

  2. Опишите этап составления эскиза.


Вариант 3.

  1. Как изготовить шаблон для прихватки?

  2. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать во время изготовления прихватки?


Вариант 4.

  1. Правила подготовки ткани к работе в лоскутной технике.

  2. Какие швы используются при изготовлении прихватки?






























Приложение 5

лист учёта знаний учащегося

Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы учителя

карточки-задания

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов








Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы учителя

карточки-задания

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов

4

5

4

12


75 – 100 % – 5

74 – 55 % – 4

54 – 36 % – 3

35 – 0 % – 2

Шкала перевода первичного балла в школьную отметку

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-6

7-10

11-12

13-15





















Приложение 6

КАРТА ГРУППЫ


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Название группы_________________________________________________________________


Состав группы__________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Тема творческого проекта_________________________________________________________________________


Оборудование и инструменты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Необходимые материалы_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Технологическая последовательность изготовления (этапы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 7

лист учёта знаний учащегося

Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы одноклассников (работа с рефератами)

творческий проект (работа в группе)

презентация проекта

взаимооценка работы в группе

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов








лист учёта знаний учащегося

Класс 5 « » Фамилия, имя ученика ___________________

Вид

работы

ответы на вопросы одноклассников (работа с рефератами)

творческий проект (работа в группе)

презентация проекта

взаимооценка работы в группе

практическая работа

Общее

кол-во

К-во баллов


5


5


5


5


4


24


75 – 100 % – 5

74 – 55 % – 4

54 – 36 % – 3

35 – 0 % – 2

Шкала перевода первичного балла в школьную отметку

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0-8

9-12

13-17

18-24


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!