СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ломоносовский турнир для учащихся 8-11 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

мероприятие на тему Ломоносовский турнир для учащихся 8-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Ломоносовский турнир для учащихся 8-11 классов»

Ломоносовский турнир для учащихся 8-11 классов

Примечание: предлагаемая игра может быть проведена без всякой предварительной подготовки и репетиций. Достаточно разбить ребят на команды и рассадить на приготовленные места. В качестве ведущего может выступить классный руководитель, старшеклассник или родитель. Можно предложить ребятам придумать название команды и девиз, что побуждает детей к общению, к объединению. Жюри и судей для этой игры можно не выбирать. Результаты каждой команды будут выявлены при подсчете заработанных жетонов. Жетоны может раздавать помощник ведущего. В конце мероприятия он же запишет результаты. Во время игры после ответов ребят можно показывать слайдовую презентацию. Таблицы с секторами должны быть выведены на экран

Цель мероприятия:
Более подробное знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова

Задачи мероприятия:

Развивающая задача:
Развитие творческих начал учителей и учащихся;
Совершенствование технологий коллективных творческих дел, педагогики сотрудничества, игры.
Обеспечение условия для расширения представлений учащихся о жизни и деятельности М.В.Ломоносова. Развитие логического и образного мышления, активизация поисково-исследовательской деятельности. 

Образовательная задача:

Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его не только как ученого, но и как художника, поэта.


Воспитательная задача:

Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившего миру великого ученого М.В. Ломоносова. Развитие эстетического вкуса.



Форма проведения : интеллектуальная игра

Подготовительная работа: за неделю до мероприятия необходимо предупредить детей о готовящемся празднике, объявить тему. Желающие рисуют рисунки, выпускают газеты.







Оборудование: компьютер, медиапроектор, слайдовая презентация, карточки с заданиями, жетоны, грамоты, портрет Ломоносова, иллюстрации, информационный стенд на тему «М.В.Ломоносов – великий сын России», плакаты, выставка книг.

Оформление : кабинет украшен шарами, на доске портрет Ломоносова, рисунки детей, иллюстрации, отражающие жизнь и деятельность Ломоносова.


Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды. Домашнее задание – приготовить выразительное чтение одного из эпизодов Бородинского сражения.


Ход игры


Учитель. Стихотворение «Бородино» занимает особое место и в творчестве М. Ю. Лермонтова, и в отечественной литературе. Поэт считал его одним из лучших своих творений. Именно это стихотворение Михаил Юрьевич хотел показать своему кумиру А. С. Пушкину, чтобы получить оценку своего таланта. В русской поэзии стихотворение «Бородино» является высоким образцом патриотизма, гуманизма нашей литературы, образцом поэтического мастерства.


Разминка
  1. «Бородино» - поэтический памятник русскому воинству. Какому юбилею посвящено стихотворение? (25 – летию со дня Бородинского сражения.)

  2. В начале своего творческого пути Лермонтов мало кому показывал свои произведения, а если публиковал, то без подписи. Под каким произведением Лермонтов впервые с гордостью поставил своё имя? («Бородино».)

  3. Как определил главную мысль стихотворения В. Г. Белинский? («Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».)

  4. От чьего имени солдат – рассказчик ведёт повествование? (Герой говорит и от своего имени, и от имени всей армии, от имени всей страны. Простое «я» рассказчика перерастает в «мы».)


Конкурс «Историческая справка»


Молодой солдат.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Старый солдат.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!


Вопросы командам

За правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы даются по очереди.

  1. Когда произошло Бородинское сражение? (26 августа 1812 г.)

  2. Почему это сражение было решающим в ходе Отечественной войны 1812 г.? (Это последняя попытка защитить Москву, обескровить вражеское войско. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, то буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце». Здесь, в Бородине, должна была решиться судьба России и всей Европы.)

  3. Назовите героев Бородина. (Генералы М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, А. П. Тормасов, А. И. Кутайсов.)

  4. Чья сторона одержала победу в этой битве? (Бородинское сражение не выявило победителя, так как ни одна из сторон не отступила с поля боя, но моральная победа была за русской армией.)


Конкурс «На поле Бородина»

За правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы даются по очереди.

  1. Зимние квартиры…

а) казармы,

б) утеплённые блиндажи,

в) благоустроенные квартиры.

2. Редут…

а) яма,

б) военное полевое укрепление разнообразных очертаний,

в) пушка.

3. Картечь…

а) сабля,

б) бой,

в) артиллерийский снаряд для поражения противника на близких расстояниях.

4. Сеча…

а) сражение,

б) меч,

в) плеть.

5. Лафет…

а) пушка,

б) полевое укрепление,

в) станок, на котором устанавливается ствол артиллерийского орудия.

6. Бивак…

а) лагерь, привал войск,

б) палатка,

в) бомбоубежище.

7. Кивер…

а) ствол ружья,

б) сапог,

в) в кавалерии русской армии головной убор, высокий, часто с украшением в виде перьев или конских волос.

8. Булат…

а) стальной клинок, меч,

б) копьё,

в) дубина.

9. Уланы и драгуны…

а) пехота и артиллеристы,

б) части лёгкой кавалерии царской армии,

в) полевая кухня и санитарный батальон.

10. Бусурманы (искажённое «басурманы»)…

а) враги, иноземцы,

б) татары,

в) французы.


Конкурс «Восстанови текст»

Командам выдаются карточки со словами из стихотворения, по которым необходимо восстановить и прочитать текст «Бородина», прокомментировать значимость этих отрывков в стихотворении.

Карточка для первой команды

Люди, племя, время, да, были, в наше, могучее, лихое, не вы, богатыри.

Карточка для второй команды

Умрёмте ж, как, умирали, под Москвой, наши братья, за нами, ребята, не Москва ль.

(В этих строчках звучит главный патриотический призыв стихотворения и его главная мысль.)


Конкурс литературоведов

Задание. В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с пословицами и поговорками. Приведите примеры пословиц, поговорок, просторечных слов в речи старого солдата. (Ушки на макушке, тут как тут и т. д.)


Конкурс «Декламация»

Представители команд выразительно читают отрывки из «Бородина», рисующие ожесточённые схватки с врагом. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.


Кроссворд «Бородино»














  1. Стальное оружие, сабля. 2. Пушечный снаряд. 3. Полевое укрепление. 4. Чьи это слова: «Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали»? 5. Верхняя одежда военных. 6. Стоянка войск под открытым небом. 7. Кавалеристы, конные войска. 8. Какой город русские войска отстаивали под Бородином?

  1. Булат. 2. Ядро. 3. Редут. 4. Полковник. 5. Мундир. 6. Бивак. 7. Уланы. 8. Москва.)


Подведение итогов


Дополнительный материал

Стихотворение написано в конце апреля 1837г., впервые опубликовано в газете «Русский инвалид».

Лермонтов родился в год, когда последние русские полки один за другим возвращались из Франции. Его отец, хотя и записался в ополчение, но по болезни в военных действиях не участвовал, и о грозе 1812г. и о дне Бородина мальчику рассказывал двоюродный дед, младший и любимый брат его бабушки отставной штабс-капитан артиллерии Афанасий Алексеевич Столыпин. Интонация этих безыскусных рассказов бережно сохранена в стихотворении поэтом.

Поражающие и сегодня беспощадным реализмом строки о «горе кровавых тел», которая так высока, что мешала пролетать пушечным ядрам, попали в описание Бородинского боя под впечатлением рассказов о трагической судьбе поэта Константина Батюшкова, которому не пришлось принять участие в сражении за Москву. Он попал на поле Бородина весной, когда брошенная при отступлении «куча», где «смешались кони, люди», начала оттаивать. Опасаясь заразы, её спешно сожгли. Батюшков был так потрясён, что у него началась»нервическая горячка».

Историческое значение стихотворения «Бородино» состоит в том, что в этом произведении со всей настойчивостью, со всей поэтической определённостью поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории. Повествование о великом историческом свершении у Лермонтова является автобиографией народного подвига. Стихотворение показывает, как возросло народное самосознание, как народ включается в историческую работу мышления, как глубоко и верно осмысливает он историю и чувствует биение её пульса. Л. Н. Толстой так высоко ценил это произведение, что сказал: «Бородино» Лермонтова – это зерно «Войны и мира».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!