СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логоритмика как средство развития моторной сферы детей с нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности использования средств логоритмики в развитии моторной сферы детей с нарушениями речи. Даны практические рекомендации в организации образовательной деятельности в логопедической работе, коррекции неречевых и речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмика как средство развития моторной сферы детей с нарушениями речи.»

Логоритмика как средство развития моторной сферы

детей с нарушениями речи


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Балашова Элеонора Владимировна,

учитель-логопед ГОУ ТО «Новомосковский центр», Тульская область, г. Новомосковск



Аннотация. В статье раскрываются особенности использования средств логоритмики в развитии моторной сферы детей с нарушениями речи. Даны практические рекомендации в организации образовательной деятельности в логопедической работе, коррекции неречевых и речевых нарушений.

Ключевые слова: речевая функциональная система, моторное развитие, моторная (двигательная) сфера ребенка, взаимосвязь речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга, общая моторика, речевая моторика, логоритмика, средства логопедической ритмики, логоритмические, музыкально-ритмические упражнения и задания, развитие темпа и ритма речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепление мимической мускулатуры, совершенствование фонематической системы, мелодико-интонационных характеристик речи.


Важной особенностью речевой функциональной системы является моторное развитие, тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка. Это обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Формирование сложных движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

 В развитии звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижности мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Правильное произнесение звука определяется воспроизведением необходимого артикуляционного уклада, включающего сложный комплекс движений. Артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями.

В моторном развитии важную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем.

Взаимосвязь между развитием речи и формированием моторной сферы подчеркивается многими специалистами (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова).

Отметим, что развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Формирование данных процессов идет успешнее если в образовательный процесс включены средства логопедической ритмики - логоритмические, музыкально-ритмические упражнения и задания. Они способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, совершенствованию фонематической системы, мелодико-интонационных характеристик речи.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи.

Для изучения нарушений развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи необходимо знание естественного хода становления моторики, речи и психики в норме. Данные вопросы нашли отражение в работах многих исследователей. Например, И.М. Сеченов (1863) «Рефлексы головного мозга». В работе обоснована рефлекторная природа произвольных движений человека, раскрыта роль мышечной чувствительности в управлении движениями в пространстве и во времени, ее связь со зрительными и слуховыми ощущениями.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это приводит к расстройствам управления данным произвольным движением и выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений [10].

Нарушения координации движения являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и речевой моторики.

Рассмотрим онтогенетические особенности развития двигательных навыков у здоровых детей. Например, развитие нормально развивающегося в психомоторном отношении ребёнка проходит в несколько этапов:

- ребенок рождается с очень небольшим контролем над собственным телом;

- позже он учится владеть им под воздействием силы тяжести; постепенно стабилизировать его и контролировать движения.

Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов: «поиска груди», сосательный, шагания, хватательный, шейно-тонический и др., которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания.

К 4 месяцам некоторые безусловные рефлексы исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы. В первые 3 месяца жизни ребёнок выполняет активные непроизвольные движения, а также фиксирует взор на движущемся в горизонтальной плоскости предмете. Повертывает голову и глаза к источнику звука. Развивается зрительно-моторная координация. Всё это становится возможным при определённом уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребёнка развивается независимо от двигательной [6].

В возрасте около 4 месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки ещё довольно неуклюжи. Особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребёнка начинает выполнять роль манипуляторного органа, может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца начинает появляться определённая осмысленность, означающая наступление нового этапа в развитии психомоторики - появления произвольных движений.

В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигательной системы, дающей возможность управления произвольными движениями в пространстве.

На 5-м месяце ребёнок может брать предмет двумя руками. В возрасте от 4 до 6 месяцев развивается произвольная регуляция движения глаз. Это обеспечивает формирование в 5-6 месяцев единой глазодвигательной системы.

В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребёнок уже может доставать один привлёкший его внимание предмет с помощью другого, быстро и точно захватывает видимую игрушку [2].

К 9 месяцам появляется реакция равновесия, способность полностью выпрямлять туловище. Ребенок может поворачиваться со спины на живот и с живота на спину. Движения рук контролируются зрением.

Начиная с 10-12 достаточно сформирован физиологический базис ходьбы - автоматический шагательный рефлекс, умение сохранять равновесие тела. Игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, машину катают.

К 1 году у детей развито бинокулярное зрение. Ребенок начинает распознавать большее число предметов и геометрических форм. Различает отдельные шумы, звуки, интонацию, начинает понимать обращенную речь. Хорошо дифференцирует лица. Овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу. Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки [2].

На 2 году жизни развивается равновесие. Походка приобретает устойчивый характер. Ребенок становится все более подвижным. В возрасте 2-3 лет моторика детей развита уже достаточно высоко. Они умеют хорошо бегать, бросать мяч двумя руками, рисовать, самостоятельно раздеваться[11].

Четырёхлетние дети могут менять ритм бега, прыгать. Они могут рисовать карандашом простые формы и фигуры, рисуют красками, выстраивают конструкции из кубиков. Они умеют ловить мяч, что свидетельствует о развитии зрительно-моторной координации.

В возрасте 6-7 лет можно наблюдать прирост скорости бега, совершенствование управления движениями, повышение гибкости суставов. Улучшается тонкая моторика.

Отдельного внимания заслуживает проблема развития речевой моторики. В работах Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой термин «артикуляционная моторика» используется как синоним термина «речевая моторика» [9].

Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, выполняя множество разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых гулением, лепетом.

Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила, дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Важным условием формирования звукопроизношения является развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. При произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение.

В онтогенезе речь выступает не только как средство познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности. Онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз:

1 - миелинизация проводящих путей (морфологическое созревание центральных нервных элементов), которая заканчивается в основном к 2 - 3 годам .

2 - функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней[2].

Речевая деятельность ребенка проходит несколько этапов своего становления. А.Н. Леонтьев определил 4 этапа в становлении речи детей:

1= подготовительный (с момента рождения до года);

2 - преддошкольный (от года до 3 лет);

3 - дошкольный (от 3 до 7 лет);

4 - школьный (от 7 до 17 лет) [5].

Первые голосовые проявления возникают у ребенка рано и связаны с криком, гулением, лепетом. В процессе произношения звуков совершенствуется слуховое восприятие и артикуляционный аппарат. Это создает возможность подражать звукам языка, которые ребенок слышит в речи окружающих.

Понимание ребенком слов и речевых инструкций, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на узнавании ритмично-мелодической структуры слова или фразы[1].

В четыре года происходит изменение артикуляционного аппарата, становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению звуков.

В пять лет достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами. Четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков.

В шесть - семь лет ребенок имеет хорошо развитый фонематический слух. Произносительная сторона речи довольно высокого уровня. Ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, имеет некоторые навыки элементов звукового анализа слов: выделять звук в словах, подбирать слова на определенные звуки, требующие дифференцировки.

Следует отметить, что речевые расстройства напрямую связаны с нарушением моторного развития. Нарушения моторной сферы и речи взаимообусловлены. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений моторной сферы влияет на речевое развитие, способствует активизации мыслительной деятельности.

Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто обусловлены патологией двигательной сферы. Логопедическая ритмика - одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми нарушениями. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом. Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач:

- развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса;

- познавательных, творческих способностей;

- музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы [3].

В коррекции речи детей с общим недоразвитием речи средствами логоритмики можно выделить следующие направления:

– развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, чувства музыкального темпа и ритма, активизации внимания и памяти;

– развитие речи и коррекция речевых нарушений,

- развитие дыхания и голоса, выработка умеренного темпа речи, орального праксиса, просодии, формирование фонематического слуха.

Г.А. Волкова рекомендует использовать в коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Это средство логопедической ритмики направлено на формирование первоначальных навыков ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, строить шеренги, линейки, колонны.

Ходьба и маршировка формируют:

- чёткую координацию движений рук и ног,

- улучшают осанку,

- учат ориентироваться в пространстве,

- закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения,

- учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. 

2. Работая над дыханием, голосом и артикуляцией. Данные упражнения помогают детям вырабатывать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Работу над дыханием можно сочетать с движениями рук (вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс и т.д.), туловища (вправо - влево, наклоны вперед), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).

Можно включить речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть любой звук, затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками [3].

3. Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него.

Гласные звуки пропеваются с изменениями в высоте голоса. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту. Данные упражнения оказывают профилактическое действие.

Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. 

4. Регуляция мышечного тонуса направлена на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

5. Активизация внимания воспитывает устойчивость и переключаемость внимания. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.

Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. Особенно важно музыкальное сопровождение. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений. Такие упражнения привлекают внимание детей к изменению музыки, движению.

6. Формирование чувства музыкального размера или метра направлено на различение сильной доли в музыке. Использование таких упражнений направлено на формирование и развитие слухового внимания [3].

7. Формирование чувства музыкального темпа необходимо, для того чтобы работать над темпом речи детей с нарушениями речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает контролировать нормальный темп речи. 

8. Формирование ритма необходимо для развития у ребенка чувства музыкального ритма в движении и для включения его в речь. У детей с речевой патологией часто проявляются недостатки в восприятии ритма, затруднения в воспроизведении слов. Ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз [11].

9. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, чувство ритма и темпа, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Необходимо уделять большое внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный плавный выдох), работе над чёткой и ясной дикцией.

Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после одного слога - другой слог и т.д. Воспринимая последовательность, организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности.

10. Игра на музыкальных инструментах, играет особую роль, вовлекает ребёнка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности, чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и другие психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. 


Список литературы

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Астрель, 2007. 224 с.

2. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. 463 с.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. 352 с.

4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно – методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с.

5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1993. 45 с.

6. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика // Физкультура и спорт, 1999. - № 2. -187 с.

7.Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. 320 с.

8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М. Издательство: Сфера, 2008. 208 с.

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В., Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Питер, 2001. 190с.

10. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. - Дубна: «Феникс +», 2002. 320с.

11. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр, Академия, 2005. 192 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!