Логопедический досуг посвященный Международному дню родного языка
Ткаченко Нина Евгеньевна, учитель-логопед
Цель: Формирование у детей интереса к родному языку.
Задачи:
Образовательные:
уточнять, активизировать и актуализировать словарь дошкольников;
формировать базовые параметры грамматики: словообразовательных и словоизменительных навыков и умений.
Развивающие:
развивать у детей высшие психические функции: внимание, мышление, память;
развивать связную речь детей;
развивать необходимые речевые умения и навыки для ответов на вопросы.
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к родному языку;
воспитывать навыки сотрудничества в игре, самостоятельность, инициативность.
Ход досуга
Приветствие. Введение в тему.
Учитель-логопед дает детям информационную справку.
21 февраля – Международный день родного языка.
Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Без языка сегодня мы бы не сумели передать все наши эмоции, мысли переживания.
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки. Еще не зная слов, ребенок по звукам голосов узнает близких людей. Постепенно малыш начинает овладевает речью и познавать окружающий мир.
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков, среди них мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Русский народ создал русский язык.
Александр Сергеевич Пушкин.
Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий,
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нем каждое слово – бесценный алмаз.
В нем каждая песня красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас.
Отечество наше им славится.
На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, с разными обычаями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережет свой язык, свою речь – это его культура.
На каком языке говорят:
В России – на русском | Во Франции – |
В Испании – | В Германии – |
В Беларуссии – | |
Русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Далее учитель-логопед предлагает детям разделиться на команды и посоревноваться в знаниях русского языка.
1. Он долго дерево долбил и всех букашек истребил. Зря он времени не тратил, длинноклювый, пестрый (дятел). 2. Добродушен, деловит, Весь иголками покрыт. Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель (ежик) 3. Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину - увидишь сердцевину. Из плодов он тверже всех, называется (орех). 4. На спине свой носит дом. Не нуждается не в ком. При себе всегда пожитки у медлительной... (улитки). | 6. Злая как волчица. Жжется, как горчица! Что ж это за диво? Зеленая… (крапива) 7. Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди - ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван... (ежевика). 8. На ромашку у ворот Опустился вертолет- Золотистые глаза. Кто же это?... (стрекоза). 9. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый... (светлячок). |
Найди вторую половинку пословиц.
За правильные ответы команда получает фишку.
Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Слово – серебро, молчание – золото.
Язык длинный, мысли короткие.
Язык болтает, а голова отвечает.
4. Образуйте одно слово из двух.
Правильные ответы демонстрируются на экране.
1. Как называется машина, которая возит бензин? (бензовоз)
2. Как называется машина, которая ездит по снегу? (снегоход)
3. Как называется явление, когда падают листья? (листопад)
4. Как называется машина, которая возит молоко? (молоковоз)
5. Как называется зверь, у которого на носу рог растет? (носорог)
6. Как называется агрегат, который сосет пыль? (пылесос)
7. Как называется явление, когда на реке тает лед? (ледоход)
8. Как называется машина, которая возит лес? (лесовоз)
9. Как называется аппарат, который умеет ходит по Луне? (луноход)
5. Найди свое местечко.
1. На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе).
2. Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой).
3. Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет).
4. Если она лежит на столе, еда появится сама. (Скатерть-самобранка).
5. Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы).
6. Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка).
7. С ее помощью творил чудеса старик Хоттабыч. (Борода).
8. В ней жил джинн, друг Аладдина. (Волшебная лампа).
7. Подведение итогов. Награждение обеих команд.