Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.
Подготовила: учитель-логопед Иванова А.В.
Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки и фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок…
В.А. Сухомлинский
Развитие речи – это возможность ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, это успешное обучение, развитие активности, самостоятельности и творческих способностей. Это социальная адаптация ребенка в обществе, это познание окружающего мира и умение в нем ориентироваться.
Досуг – неотъемлемая часть в деятельности дошкольной образовательной организации. Организация досугов способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Досуг имеет две цели – развлечь и обучить. В соответствии с этими целями планируется содержание досуга.
Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах позволяет им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обучиться правилам совместных игр или действий, а учителю-логопеду - в игровой форме закреплять знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, и обогатить их новыми эмоциями.
Речевые праздники и развлечения – это интересная форма логопедического воздействия на ребенка, формирование его речевой культуры с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Речевые праздники и развлечения – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей.
Праздник в ДОО – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности
Цель речевых развлечений : в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Условия, необходимые для успешного проведения праздничных мероприятий :
*рациональное календарное планирование;
* определение коррекционно-воспитательных, эстетических, нравственных задач на каждом конкретном празднике;
*полная согласованность, заинтересованность и активное участие в подготовке праздника всего педагогического коллектива, воспитанников, родителей;
*обсуждение сценария, разработка эскиза оформления зала, приобретение атрибутов, реквизитов, костюмов, распраделение обязанностей, ролей и т.д. Нужно помнить, что дети с речевой патологией отличаются повышенной утомляемостью. В работе с ними нужно часто менять виды деятельности, разнообразить задания.
Виды досугов по степени активности участия детей:
- Дети являются только слушателями или зрителям
- Дети – непосредственные участники
- Участники – взрослые и дети.
Классификация развлечений :
* театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной, фланелеграф и др.)
* познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
* спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
* музыкально-литературные концерты. К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
* концерты: тематические, музыкально – литературные и др.;
* народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
* познавательные вечера: КВН и викторины;
*спортивные: игры соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
* театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;
* забавы: шарады, пословицы, шуты, фокусы, поговорки и др.; * просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
Театрализованные представления
- Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является: создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов .
- Задачи: пополнять и активизировать словарь
- детей; расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков; закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи; продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок; совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности; совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого; воспитывать культуру речевого общения.
Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения для эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
- развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
- упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- игры-драматизации.
Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет И.В. Вачков, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Значение сказкотерапии в логопедической работе
Использование сказкотерапии в логопедической работе приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии. Улучшается:
- Фонематическое восприятие;
- Артикуляционная моторика;
- Звукопроизношение;
- Слоговая структура слова;
- Грамматический строй речи;
- Словарь;
- Лексико-грамматические отношения, что способствует развитию монологической речи у детей с ТНР.
Актуальность сказкотерапии в логопедической практике
- Является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми , имеющими речевые нарушения;
- Обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению программного материала;
- Способствует сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.
Квест-игра в логопедической практике
- Квест — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определѐнной цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.
- Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Следует продумать квест-игру по времени так, чтобы дети смогли выполнить все задания и не потерять к ним интерес.
- Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки и кроме этого праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.