Учим звуки
Л - Ль
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
для домашних заданий
______________________
______________________
Подготовила: Кузьмина Л.А.
учитель- логопед
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию тетрадь с логопедическими заданиями на закрепление в речи звуков [л].
Занятия с ребёнком необходимо проводить систематически, не реже двух- трёх раз в неделю, закрепляя изученный материал в повседневной жизни.
Перед началом занятия создайте у ребёнка положительный эмоциональный настрой, по окончании обязательно похвалите за старание.
Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил звуки в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за взрослым.
Мы надеемся, что занятия по тетради помогут детям преодолеть недостатки звукопроизношения и сделать речь более чёткой и правильной.
Желаю успеха!
Характеристика звука Л. СОГЛАСНЫЙ ЗВУК.
По участию в артикуляции мягкого неба: ротовой.
По работе голосовых складок: сонорный
По способу образования: смычно-проходной
По месту образования: переднеязычный.
По степени напряжения средней части языка: твердый (обозначаем синим цветом)
Правильная артикуляция звука Л.
Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами.
Средняя часть спинки языка опущена.
Задняя часть спинки поднята.
Боковые края языка опущены.
Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.
Голосовые связки работают.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "Л"
1. Наказать непослушный язычок: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
2. Вкусное варенье: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
3. Пароход гудит: приоткрыть рот, прижать кончик языка к бугорками за верхними зубами и длительно произносить звук "ы"
(как гудит пароход).
4. Индюк: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
5. Качели: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
6. Лошадка: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
8. Дует ветерок: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Занятие №1
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА. Упражнение «Пароход».
Рассмотри картинку. Как гудит пароход? (Л-л-л...) Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л... (Рот приоткрыт, язык за верхними зубами.)
3.СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА
Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки!
ЛА – ЛА – ЛА
ЛО – ЛО – ЛО
ЛУ – ЛУ – ЛУ
ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ
ЛЭ – ЛЭ – ЛЭ
4.Проговорите слова со звуком «Л», раскрасьте картинки. Составте и запишите предложения с данными словами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №2
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКО- слоговая РАЗМИНКА. Проведи по точкам курс парохода (соедини звук «Л» с гласными звуками). Раскрась: пароход синим цветом, а буквы - красным. Какие слоги у тебя получились? Запиши слоги в пустые квартирки.
3.Проговорите, слова со звуком «Л», раскрасьте картинки. Составте и запишите предложения с данными словами.
________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №3
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА. Нарисуйте и произносите звук [Л] чётко и длительно: столько, сколько ведёте карандашом по своей звуковой дорожке. Раскрасьте картинку.
3.Выучите чистоговорки, раскрасьте картинки:
Ла – ла – ла – Ла – ла – ла –
лодочка плыла вот лопата и пила
4.Проговорите, слова со звуком «Л», раскрасьте картинки. Составьте и запишите предложения с данными словами.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №4
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА. Нарисуйте и произносите звук [Л] чётко и длительно: столько, сколько ведёте карандашом по своей звуковой дорожке. Раскрасьте картинку.
3.Где находится звук «Л» в названиях картинок: в начале, в середине или конце? Проведите стрелки от картинки к схеме.
________________________________________________________________________________________________________________________
4.Все слова в предложении произнеси правильно, чётко выделяя звук [л]. Рассмотри картинки и раскрась.
В поле расцвёл подсолнух.
Занятие №5
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА. Нарисуйте и произносите звук [Л] чётко и длительно: столько, сколько ведёте карандашом по своей звуковой дорожке. Раскрасьте картинку.
3.Где находится звук «Л» в этих словах? Нарисуй сам картинки, в названиях которых звук «Л» в начале слова. Составьте и запишите с данными словами предложения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №6
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКО-слоговая РАЗМИНКА. Проговорите слоги со звуком [Л].
3.Где находится звук «Л» в названиях картинок: в начале, в середине или конце? Проведите стрелки от картинки к схеме. Раскрасьте картинки.
4.Найдите какая картинка в данном ряду лишняя? Проговорите слова. Составьте и запишите с данными словами предложения.
_ ______________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №7
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКО-слоговая РАЗМИНКА. Нарисуйте путь самолету. Помогите самолету облететь все облака, проговаривая слоги.
3.Выучите чистоговорки, раскрасьте картинки:
лы – лы – лы - ла – ла – ла –
дети сели за столы прилетела к нам пчела
4. Проговорите и раскрасьте картинки. С данными словами составьте и запишите предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие №8
1.Выполните артикуляционную гимнастику.
2. ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА. Нарисуйте и произносите звук [Л] чётко и длительно: столько, сколько ведёте карандашом по своей звуковой дорожке. Раскрасьте картинку.
3 .Выучите чистоговорки, подчеркните все буквы «Л» раскрасьте картинки.
АЛ – АЛ – АЛ – папа гвозди забивал
АЛ – АЛ – АЛ – со стола упал пенал
УЛ – УЛ – УЛ – я поставил стул
УЛ – УЛ – УЛ – Павел сел на стул
4.Выучите стихотворение, четко проговаривая звук «Л». Выложите из палочек дятла. Проговорите, составьте и запишите с данным словом предложение.
Дятел ель долбил-долбил.
Ствол у ели толстый был.
Дятел выдолбил дупло,
Дятлу в том дупле тепло.
Т.Куликовская
________________________________________________________________________________________________________________________________