СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая работа со слабовидящими обучающимися в МОУ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения в МОУ.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая работа со слабовидящими обучающимися в МОУ»

Особенности логопедической работы со слабовидящими обучающимися в  МОУ Учитель-логопед МОУ «Школа №90 г.Донецка» Овчаренко А.В .

Особенности логопедической работы со слабовидящими обучающимися в МОУ

Учитель-логопед МОУ «Школа №90 г.Донецка»

Овчаренко А.В .

Исследования в логопедии:   Работы, посвященные выявлению недоразвития речи у слабовидящих и методика работы: О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова, Т.П.Свиридюк, Л.С.Волкова

Исследования в логопедии:

  • Работы, посвященные выявлению недоразвития речи у слабовидящих и методика работы:

О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова, Т.П.Свиридюк, Л.С.Волкова

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ    Б.К.Тупоногов «Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих» Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык (обучение грамоте): 1 класс» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.

ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

  • Б.К.Тупоногов «Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих»
  • Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык (обучение грамоте): 1 класс» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Программы для слабовидящих  (продолжение) Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019. Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019. *Программы логопедической работы со слабовидящими педагоги составляют самостоятельно.

Программы для слабовидящих (продолжение)

  • Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
  • Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.

*Программы логопедической работы со слабовидящими педагоги составляют самостоятельно.

Характеристика речи слабовидящих: Неправильное усвоение артикуляции звуков; Трудности различения звуков по акустико-артикуляторным признакам; Сигматизм, ламбдацизм, ротацизм; Однообразие лексики; Эхолалии; Ограниченность глагольного словаря; Бедность и монотонность речи.

Характеристика речи слабовидящих:

  • Неправильное усвоение артикуляции звуков;
  • Трудности различения звуков по акустико-артикуляторным признакам;
  • Сигматизм, ламбдацизм, ротацизм;
  • Однообразие лексики;
  • Эхолалии;
  • Ограниченность глагольного словаря;
  • Бедность и монотонность речи.
4 уровня сформированности речи у слабовидящих (по Волковой) Первый уровень . Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов или их «осколков». Отмечаются эхолалии . С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза. Второй уровень . Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.

4 уровня сформированности речи у слабовидящих (по Волковой)

  • Первый уровень .

Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов или их «осколков». Отмечаются эхолалии . С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.

  • Второй уровень .

Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.

Продолжение… На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза. Третий уровень . Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован. Четвертый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы.

Продолжение…

На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

  • Третий уровень . Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.
  • Четвертый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы.
Направления, методы и приемы  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:   Развитие фонетической стороны речи (подготовка к постановке звуков, постановка звуков, дифференциация звуков); Совершенствование импрессивной речи; Развитие лексической стороны речи; Формирование грамматической стороны. Обогащение словаря; Различение синонимов, подбор антонимов; Формирование процессов приема и передачи вербальной и невербальной информации, мимических средств выразительности;

Направления, методы и приемы КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

  • Развитие фонетической стороны речи (подготовка к постановке звуков, постановка звуков, дифференциация звуков);
  • Совершенствование импрессивной речи;
  • Развитие лексической стороны речи;
  • Формирование грамматической стороны.
  • Обогащение словаря;
  • Различение синонимов, подбор антонимов;
  • Формирование процессов приема и передачи вербальной и невербальной информации, мимических средств выразительности;
Использование специальной наглядности, крупной фронтальности, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении. Использование указки; Рассматриваемые объекты должны иметь четкий контур; Использование рельефных картинок; Кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений; Непрерывная нагрузка 10 мин.; Обязательно вводятся физкультминутки, т.к. эти дети быстроутомляемые.
  • Использование специальной наглядности, крупной фронтальности, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении.
  • Использование указки;
  • Рассматриваемые объекты должны иметь четкий контур;
  • Использование рельефных картинок;
  • Кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений;
  • Непрерывная нагрузка 10 мин.;
  • Обязательно вводятся физкультминутки, т.к. эти дети быстроутомляемые.
Показ предметов или действий, обозначаемых словом; Объяснение непонятных слов путем замены их синонимами, подбор антонимов, с опорой на контекст; Пересказ прослушанного текста; Беседа на заданную тему; Работа над загадками, пословицами, поговорками. Детям с амблиопией и косоглазием предлагается материал размером не менее 3 см; с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеваниями сетчатки нужен материал более крупных размеров
  • Показ предметов или действий, обозначаемых словом;
  • Объяснение непонятных слов путем замены их синонимами, подбор антонимов, с опорой на контекст;
  • Пересказ прослушанного текста;
  • Беседа на заданную тему;
  • Работа над загадками, пословицами, поговорками.
  • Детям с амблиопией и косоглазием предлагается материал размером не менее 3 см;
  • с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеваниями сетчатки нужен материал более крупных размеров
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА Для данной категории детей характерными являются: низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма и чтения; плохое запоминание букв; невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов; формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов; пропуск или появление лишних элементов в череде однородных предметов; наличие серьезных затруднений копирования букв; появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и другие.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Для данной категории детей характерными являются:

  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв;
  • невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
  • формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
  • пропуск или появление лишних элементов в череде однородных предметов;
  • наличие серьезных затруднений копирования букв;
  • появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и другие.
Продолжение… Дифференциация графических образов буков. Задачи: Учить детей соединять элементы букв в единое целое. Упражнения: соединить элементы букв так, чтобы получились буквы у-и; выложить из мозаики букву, выделив каждый элемент своим цветом; дорисовывание буквы до целой части; Учить детей выделять буквы, наложенные друг на друга. Упражнения: выделить буквы наложенные друг на друга; назвать и написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить какое слово спряталось. Обучение поиску элемента буквы. Упражнения: показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; дополнить букву нужным элементом; на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы. Особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения.

Продолжение…

Дифференциация графических образов буков.

Задачи:

  • Учить детей соединять элементы букв в единое целое.

Упражнения: соединить элементы букв так, чтобы получились буквы у-и; выложить из мозаики букву, выделив каждый элемент своим цветом; дорисовывание буквы до целой части;

  • Учить детей выделять буквы, наложенные друг на друга.

Упражнения: выделить буквы наложенные друг на друга; назвать и написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить какое слово спряталось.

  • Обучение поиску элемента буквы.

Упражнения: показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; дополнить букву нужным элементом; на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

Особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения.

Особенности чтения слабовидящих обучающихся: Наиболее частыми ошибками у слабовидящих школьников являются следующие: пропуски и перестановки звуков и слогов, повторения слов и слогов,  искажения и усечения звуков и слогов, «зеркальное» чтение слогов, потеря строк и слов, чтение по догадке и др.

Особенности чтения слабовидящих обучающихся:

Наиболее частыми ошибками у слабовидящих школьников являются следующие:

  • пропуски и перестановки звуков и слогов,
  • повторения слов и слогов,
  • искажения и усечения звуков и слогов,
  • «зеркальное» чтение слогов,
  • потеря строк и слов,
  • чтение по догадке и др.

Методы преодоления нарушений чтения :

  • Трудности зрительного узнавания преодолевались с помощью специально разработанных нами таблиц слогов, слов; сопоставляются и изучаются буквы, сходные графически (л-м, т-г) и отличающиеся дополнительными элементами (з-в, д-л);
  • Для устранения трудностей «перескакивания» со строки на строку используются трафаретные закладки, обеспечивающие восприятие читаемой строки;
  • Проводится анализ и синтез предложений и слов с опорой на наглядность с использованием предметов, картинок, графических схем, карт с печатной основой, таблиц;
  • Для различения твердых и мягких согласных предлагаются рисунки с подписями под ними, где один из гласных, обозначающий твердость или мягкость согласного пропущен. Обучающиеся должны вставить требуемую гласную букву;
  • Для развития словаря детей, выработки умения обобщать видовые и родовые понятия при чтении букварных столбиков даются различные задания типа: из слов столбика выбрать слова, обозначающие название птиц; составить предложения из слов; придумать слова с противоположным значением.
  • Для развития словарного запаса слабовидящих используются индивидуальные картинные словари, словари синонимов и антонимов. Для определения смыслоразличительного значения слов применяются приемы замены букв в словах, создающих новое значение (полка—пилка—палка).
Особенности обучения грамоте Необходимо учитывать:  размер шрифта,  изменение цветовой гаммы,  соотнесение работы в разных плоскостях. Звуковой анализ и синтез проводятся на основе материала: гласные-круг,  твердые согласные-квадрат,  мягкие согласные-треугольник. Эта форма работы подходит для детей с миопией и косоглазием, поскольку они лучше воспринимают форму предмета нежели цвет.

Особенности обучения грамоте

  • Необходимо учитывать:

размер шрифта,

изменение цветовой гаммы,

соотнесение работы в разных плоскостях.

  • Звуковой анализ и синтез проводятся на основе материала: гласные-круг,

твердые согласные-квадрат,

мягкие согласные-треугольник.

Эта форма работы подходит для детей с миопией и косоглазием, поскольку они лучше воспринимают форму предмета нежели цвет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агранович З.Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. «Дефектология», №5, 1982. Ермаков В.П. Развитие и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: 1990 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда – М.: «Владос», 2001г.  КРЫЛОВА Н.А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973 Лапп Е. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. - М.: Сфера, 2006. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Волкова Л. С., Шаховская С. Н. - 3-е издание. - М.: Владос, 2002.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Агранович З.Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  • Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. «Дефектология», №5, 1982.
  • Ермаков В.П. Развитие и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: 1990
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда – М.: «Владос», 2001г.
  • КРЫЛОВА Н.А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973
  • Лапп Е. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. - М.: Сфера, 2006.
  • Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Волкова Л. С., Шаховская С. Н. - 3-е издание. - М.: Владос, 2002.
Логопедия. Методическое наследие под ред. Л.С. Волковой, книга IV. Нарушение письменной речи. – М.: ГИЦ «Владос», 2003. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.  Плаксина А. И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1985.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л. И. Плаксиной. - М.. Экзамен, 2003. Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения: Программа – Екатеринбург, 2001г.
  • Логопедия. Методическое наследие под ред. Л.С. Волковой, книга IV. Нарушение письменной речи. – М.: ГИЦ «Владос», 2003.
  • Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • Плаксина А. И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1985.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л. И. Плаксиной. - М.. Экзамен, 2003.
  • Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения: Программа – Екатеринбург, 2001г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Скачать

© 2019 1902 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!