Особенности логопедической работы со слабовидящими обучающимися в МОУ
Учитель-логопед МОУ «Школа №90 г.Донецка»
Овчаренко А.В .
Исследования в логопедии:
- Работы, посвященные выявлению недоразвития речи у слабовидящих и методика работы:
О.Л.Жильцова, С.Л.Коробко, Н.С.Костючек, Н.А.Крылова, Т.П.Свиридюк, Л.С.Волкова
ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
- Б.К.Тупоногов «Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих»
- Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык (обучение грамоте): 1 класс» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
Программы для слабовидящих (продолжение)
- Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
- Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение: 2-4 классы» для слабовидящих обучающихся./Авторы – сост. Шетеля И.Н., Сенкевич В.В., Фомина Н.А. – 2-е издание, доработанное. ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: 2019.
*Программы логопедической работы со слабовидящими педагоги составляют самостоятельно.
Характеристика речи слабовидящих:
- Неправильное усвоение артикуляции звуков;
- Трудности различения звуков по акустико-артикуляторным признакам;
- Сигматизм, ламбдацизм, ротацизм;
- Однообразие лексики;
- Эхолалии;
- Ограниченность глагольного словаря;
- Бедность и монотонность речи.
4 уровня сформированности речи у слабовидящих (по Волковой)
Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов или их «осколков». Отмечаются эхолалии . С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.
Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.
Продолжение…
На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.
- Третий уровень . Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован.
- Четвертый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы.
Направления, методы и приемы КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- Развитие фонетической стороны речи (подготовка к постановке звуков, постановка звуков, дифференциация звуков);
- Совершенствование импрессивной речи;
- Развитие лексической стороны речи;
- Формирование грамматической стороны.
- Обогащение словаря;
- Различение синонимов, подбор антонимов;
- Формирование процессов приема и передачи вербальной и невербальной информации, мимических средств выразительности;
- Использование специальной наглядности, крупной фронтальности, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении.
- Использование указки;
- Рассматриваемые объекты должны иметь четкий контур;
- Использование рельефных картинок;
- Кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений;
- Непрерывная нагрузка 10 мин.;
- Обязательно вводятся физкультминутки, т.к. эти дети быстроутомляемые.
- Показ предметов или действий, обозначаемых словом;
- Объяснение непонятных слов путем замены их синонимами, подбор антонимов, с опорой на контекст;
- Пересказ прослушанного текста;
- Беседа на заданную тему;
- Работа над загадками, пословицами, поговорками.
- Детям с амблиопией и косоглазием предлагается материал размером не менее 3 см;
- с близорукостью, катарактой, глаукомой, заболеваниями сетчатки нужен материал более крупных размеров
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв;
- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
- пропуск или появление лишних элементов в череде однородных предметов;
- наличие серьезных затруднений копирования букв;
- появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и другие.
Продолжение…
Дифференциация графических образов буков.
Задачи:
- Учить детей соединять элементы букв в единое целое.
Упражнения: соединить элементы букв так, чтобы получились буквы у-и; выложить из мозаики букву, выделив каждый элемент своим цветом; дорисовывание буквы до целой части;
- Учить детей выделять буквы, наложенные друг на друга.
Упражнения: выделить буквы наложенные друг на друга; назвать и написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить какое слово спряталось.
- Обучение поиску элемента буквы.
Упражнения: показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; дополнить букву нужным элементом; на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
Особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения.
Особенности чтения слабовидящих обучающихся:
Наиболее частыми ошибками у слабовидящих школьников являются следующие:
- пропуски и перестановки звуков и слогов,
- повторения слов и слогов,
- искажения и усечения звуков и слогов,
- «зеркальное» чтение слогов,
- потеря строк и слов,
- чтение по догадке и др.
Методы преодоления нарушений чтения :
- Трудности зрительного узнавания преодолевались с помощью специально разработанных нами таблиц слогов, слов; сопоставляются и изучаются буквы, сходные графически (л-м, т-г) и отличающиеся дополнительными элементами (з-в, д-л);
- Для устранения трудностей «перескакивания» со строки на строку используются трафаретные закладки, обеспечивающие восприятие читаемой строки;
- Проводится анализ и синтез предложений и слов с опорой на наглядность с использованием предметов, картинок, графических схем, карт с печатной основой, таблиц;
- Для различения твердых и мягких согласных предлагаются рисунки с подписями под ними, где один из гласных, обозначающий твердость или мягкость согласного пропущен. Обучающиеся должны вставить требуемую гласную букву;
- Для развития словаря детей, выработки умения обобщать видовые и родовые понятия при чтении букварных столбиков даются различные задания типа: из слов столбика выбрать слова, обозначающие название птиц; составить предложения из слов; придумать слова с противоположным значением.
- Для развития словарного запаса слабовидящих используются индивидуальные картинные словари, словари синонимов и антонимов. Для определения смыслоразличительного значения слов применяются приемы замены букв в словах, создающих новое значение (полка—пилка—палка).
Особенности обучения грамоте
размер шрифта,
изменение цветовой гаммы,
соотнесение работы в разных плоскостях.
- Звуковой анализ и синтез проводятся на основе материала: гласные-круг,
твердые согласные-квадрат,
мягкие согласные-треугольник.
Эта форма работы подходит для детей с миопией и косоглазием, поскольку они лучше воспринимают форму предмета нежели цвет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агранович З.Е. Дидактические материалы по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей. «Дефектология», №5, 1982.
- Ермаков В.П. Развитие и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: 1990
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда – М.: «Владос», 2001г.
- КРЫЛОВА Н.А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973
- Лапп Е. А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения. - М.: Сфера, 2006.
- Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Волкова Л. С., Шаховская С. Н. - 3-е издание. - М.: Владос, 2002.
- Логопедия. Методическое наследие под ред. Л.С. Волковой, книга IV. Нарушение письменной речи. – М.: ГИЦ «Владос», 2003.
- Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение: Учебно-методическое пособие для педагогов. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Плаксина А. И. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1985.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под. ред. Л. И. Плаксиной. - М.. Экзамен, 2003.
- Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения: Программа – Екатеринбург, 2001г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !