Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Цеева З.М. И.о директора Мерзаканов М.Я.
МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв
____________/__________________ ______________/________________
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
Приказ №____от _______2023 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности курса
«Основы логики и алгоритмики»
для обучающихся 2 класса
Составила учитель начальных классов
Яхутлева А.З.
х.Хапачёв
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики » для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),
-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для обучающихся уровней НОО ООО от ____________
-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на 2023-2024 учебный год от _____________
-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
развитие алгоритмического и критического мышлений;
формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения;
формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач;
формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
формирование умений и навыков составления простых программ по построенному алгоритму на языке программирования Scratch;
формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационно-коммуникативные технологии»), «Математика» (раздел «Математическая информация»), «Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»).
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию функциональной грамотности обучающихся.
Содержание курса
2 класс
1. Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок. Программное обеспечение. Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами. Файлы и папки.
2. Теоретические основы информатики
Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие информации. Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия. Носитель информации. Хранение, передача и обработка как информационные процессы. Способы организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации по способу представления. Введение в логику. Объект, имя объектов, свойства объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний. Высказывания с отрицанием.
3. Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма. Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма. Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального пути.
4. Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор. Набор текста. Создание и сохранение текстового документа. Клавиши редактирования текста. Редактирование текста. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
Формы организации занятий и виды деятельности
Форма организации: курс проводится в классе с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Некоторые занятия могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при оформлении некоторых результатов выполнения заданий).
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
1. Цифровая грамотность:
различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;
- иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
- иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка»).
2. Теоретические основы информатики:
- правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
- различать органы восприятия информации;
- различать виды информации по способу восприятия;
- использовать понятие «носитель информации»;
- уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;
- уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы;
- знать виды информации по способу представления;
- уметь оперировать логическими понятиями;
- оперировать понятием «объект»;
- определять объект по свойствам;
- определять истинность простых высказываний;
- строить простые высказывания с отрицанием.
3. Алгоритмы и программирование:
- определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
- использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
- составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
- осуществлять работу в среде формального исполнителя.
4. Информационные технологии:
- создавать текстовый документ различными способами;
- набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора;
- знать клавиши редактирования текста;
- создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;
- уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Блок (раздел) | Тема занятия | Количество часов | По плану | По факту |
1-5 | Теория информации (5 ч) | Информация и информационные процессы | 5 | | |
6-7 | Устройство компьютера (5 ч) | Компьютер - универсальное устройство обработки данных | 2 | | |
8-10 | Программы | Программы и данные | 3 | | |
11-14 | Текстовый редактор (4 ч) | Текстовые документы | 4 | | |
15-16 | Алгоритмы и логика (5 ч) | Элементы математической логики | 2 | | |
17-19 | Алгоритмы | Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции | 3 | | |
20-24 | Графический редактор (5 ч) | Компьютерная графика | 5 | | |
25-28 | Систематизация знаний (4 ч) | Систематизация знаний | 4 | | |
29-34 | Резерв (6 ч) | Повторение | 6 | | |
Итого: 34 |