СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логические пятиминутки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логические пятиминутки разработанны для младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Логические пятиминутки»

«Логическая пятиминутка»

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.2.7. Выполнять срав-

нение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположения об их сходстве в других признаках.

Установи связь между словами в левой части. Составь подобную пару, вписав вместо пропусков необходимые по смыслу слова.


Бежать - стоять = кричать -____________ .

(Молчать, шептать, шуметь, звать, говорить.)


Железо - кузнец = дерево -________________ .

(Доски, пила, лесник, столяр, мастер.)

Рожь - поле = яблоня -________________ .

(Сажать, яблоки, урожай, сад, садовник.)

Дом - этажи = лестница -_______________ .

(Перила, лифт, подъем, ступени, человек.)

Число - цифры = слово -__________________ .

(Фраза, буквы, читатель, рассказ, книга.)

Растение - семя = утка -_______________ .

(Мясо, перо, лететь, яйцо, гнездо.)




Вывод: выполняя сравнение по аналогии, необходимо учитывать, чтобы переносимые признаки были того же типа, что и

исходные.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 Мананковой Е. В










«Логическая пятиминутка»

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.1. Определять объ-

ект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

На доске написано слово «ключ». Необходимо определить составные части объектов, которые названы этим словом.

1. Ключ — музыкальный знак;

2.  Ключ — от двери; ключ — природный источник воды; 

3. Ключ — гаечный ключ;

4.Ключ информация, позволяющая расшифровать криптограмму или проверить цифровую подпись; 

5. Ключ —подсказка, шпаргалка, ответ на задание; 

6. Ключ - замыкающее устройство в электрической цепи.


Объясните, почему одно слово, а значения разные?

Конечно, одним словом назвали разные объекты. Это омонимы.

Вывод: Необходимо запомнить, что при изучении объекта

очень важно точно его определить, то есть ограничивать от других объектов, которые могут иметь очень похожее название.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназия №12 Мананковой Е. В


НОВЫЕ



«Логическая пятиминутка» № 8

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.1. Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

На слайде:


Необходимо определить составные

части объектов, которые названы этим словом.

1. Бумага терпит, перо пишет.

3. Всякая птица своим пером красуется.

Объясните, почему одно слово, а значения несколько?

Конечно, одним словом назвали разные объекты: «перо» в смысле «ручка» и как накожное роговое образование птиц. Считают, первое значение пришло к слову от исторического способа письма птичьими перьями. Это омонимы.

Вывод: Необходимо запомнить, что при изучении объекта

очень важно точно его определить, то есть ограничивать от других объектов, которые могут иметь очень похожее название.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназия №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка»№ 19

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.


Ребята, послушайте загадки и скажите, о каком явлении природы

идет в них речь.


Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота.

(Радуга)


Поднебесная Арка
Сверкает ярко!

(Радуга)

Солнце светит, льётся дождик,
Луч сияет золотой.
Через речку брошен мостик,
Семицветный, расписной.
(Радуга)


После дождика нередко
В тучках мостик разноцветный,
С перильцами яркими
Выплывает аркою!

(Радуга)


Как вы узнали, что в загадках нам рассказывают про радугу ? Правильно – по перечислению признаков. Каждый объект имеет множество признаков, которые отличают его от других объектов. Узнать объект можно по совокупности признаков. Так во всех наших загадках подчеркивались существенные признаки радуги - форма арки, семицветная дуга, появляется после дождя.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназия №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 32

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонента один после другого.

Перед вами четыре картинки, расположите их в определённой последовательности и составьте рассказ . Для того что бы правильно выполнить задание необходимо выявить последовательность в картинках, и восстановить нужный порядок действий.

Что у вас получилось? Вы совершенно верно расположили предложенные картинки и у вас получился рассказ.


«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В




«Логическая пятиминутка» № 20

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.4. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.

Послушайте загадки и узнайте, о чём они нам рассказывают.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)


Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)


Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)


То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)


В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)


Молодцы! Вы правильно смогли разгадать загадки. А что вам помогло это сделать? В загадке перечислены признаки школьных принадлежностей, и вы, проанализировав части, объединили их в одно единое, что называется синтезом. Синтез – это объединение частей в целое с целью познания.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназия №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 26

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.6. Определять временные отношения объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонента один после другого.


Восстановите порядок предложений в тексте.


1. Она собрала тонкие веточки. 
2. Настя шла из школы домой. 

3. В школьном саду обрезали деревья. 
4. Скоро заблестели зеленые листочки. 
5.  Дома девочка поставила их в воду.


Ответ: 2, 3, 1, 5, 4

Молодцы! Вы справились с заданием.

Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Она собрала тонкие веточки. Дома девочка поставила их в воду. Скоро заблестели зеленые листочки.

Вывод: При анализе объекта необходимо устанавливать связи, порождённые существованием компонентов один после другого.


«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназия №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 32

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порождённые существованием компонента один после другого.

Перед вами четыре картинки, расположите их в определённой последовательности и составьте рассказ . Для того что бы правильно выполнить задание необходимо выявить последовательность в картинках, и восстановить нужный порядок действий.


Что у вас получилось? Все правильно, вы верно в правильной последовательности расположили рисунки.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В





«Логическая пятиминутка» № 33

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.6. Определять временные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи, порожденные существованием компонентов один подле другого.

Ребята, вы знаете, что при выполнении определенной работы свои

действия надо выстроить в правильном порядке. На сегодняшнем уроке мы будем выполнять аппликацию из ткани.

Аппликация – создание изображений с помощью наклеивания на бумагу или ткань кусочков какого – либо материала (бумаги, листьев, меха, перьев…).


Определите порядок работы при изготовлении аппликации:

1. Обвести контуры мелом или простым карандашом.

2. Разложить детали на картоне.

3. Придумать рисунок.

4. Использовать выкройку, экономно расположить её на ткани.

5. Подобрать ткань и основу по цвету.

6. Приклеить детали.

7. Выкройку закрепить булавками.

8. Отколоть булавки, вырезать детали.


Ответ: 3, 5, 4, 7, 1, 8, 2, 6

Вывод: Надо запомнить, что временные отношения компонентов

объектов – это последовательность действий во времени.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В





«Логическая пятиминутка» № 36

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи

назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению

друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и

координации.


Посмотрите на слайд: (Из рассыпанных слов составить пословицу)

 


-твой, жизнь, всю, хорошая, друг, книга, на ( Хорошая книга – твой друг на всю жизнь)


- ума, дождик, всходов, тёплый, книга, для, что, для (Книга для ума - что теплый дождик для всходов.)

 

- мост, в, книга, знаний, мир (Книга-мост в мир знаний)

Молодцы! Вы верно собрали пословицы. Какой тип отношений вы устанавливали, при этом? Правильно: координацию.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В


«Логическая пятиминутка» № 37

(инструктивная)

Цель: Способствовать овладению инструктивными знаниями, входящими в умения 3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые

выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.

В качестве примера возьмем памятку «Как подготовиться к изложению».

  1. Прочитай внимательно текст.

  2. Определи его тему (о чём говориться в тексте).

  3. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

  4. Составь план.

  5. Раздели текст на части.

  6. Выдели главное в каждой части.

  7. Озаглавь каждую часть.

  8. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

  9. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

  10. Ещё раз внимательно перечитай текст . Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

11. Напиши изложение.

12. Проверь работу.


Вывод: Чтобы правильно выполнить работу, нужно чётко знать, что

за чем следует. Это позволит нам более глубоко и всесторонне изучить

объект.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 38

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.


Перед вами начальные слова из названий хорошо известных вам произведений, состоящих из двух слов ( без учета предлога). Первое вам дается, допишите второе.


ХРАБРЫЙ портной СЕРЕБРЯНОЕ копытце

МАЛАХИТОВАЯ шкатулка СЕРАЯ шейка

БРЕМЕНСКИЕ музыканты ПРИНЦЕССА на горошине

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е. В



«Логическая пятиминутка» № 38

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению на уровне первоначального применения функциональных знаний умения 3.1.7. Определять функциональные отношения компонентов объекта, т.е. устанавливать связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.

Расставьте математические знаки ( можно использовать скобки) между цифрами так, чтобы равенство было верно:


2 4 6 =1

2 4 6 =2

2 4 6 =12

2 4 6 =0

Ответ:

(2 + 4): 6 =1

2 х 4 - 6 =2

2 + 4+ 6 =12

2 + 4- 6 =0

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е. В

«Логическая пятиминутка№ 43

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.1.8. Определять причинно-следственные отношения компонентов объектов, т.е. устанавливать,

какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие

компоненты данным компонентом порождены или изменены.

Рассмотрим пример экологической катастрофы в природе: почему исчезают тропические леса? Исчезновение лесов это причина или следствие? Если это следствие, попробуйте по тексту определить причины. (Заготовка древесины, строительство дорог, расчистка под поля)

Следствие: исчезновение тропических лесов. Причина: Заготовка древесины, строительство дорог, расчистка под поля

Как вы думаете, что может быть следствием того, что уменьшиться площадь тропических лесов?

Эрозия почв, засухи и наводнения, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу и усиление парникового эффекта, исчезновение видов живых организмов.

Вывод: следствие может в свою очередь повлечь другие следствия, и

тогда оно само превращается в причину чего-либо.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 44

(тренинговая)


Цель. Способствовать овладению умением 3.1.9. Определять отношения объекта с другими объектами.

Сегодня мы с вами будем учиться определять связи объекта с другими объектами, с внешней средой. Внешняя среда – это то, что окружает объект и те объекты, без которых он существовать не может. Давайте выберем объект исследования.

Отгадайте загадку.


У меня нет рук и ног,
Сам я тонкий, как шнурок.
Для любого рыбака
Я наживка для крючка.
Фрукты – вот моё жильё,
И они же – пища!
Червоточиной зовут 
Вход в моё жилище.

(Червяк)

 

Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы
(Червяк)


Где обитает дождевой червь? Что является внешней средой для дождевого червя? (Почва). Какие отношения существуют между червем и зоной его обитания? ( Почва дает пищу и жилье)

Как червь приспособлен для жизни в данной среде? Смог бы он жить в других условиях? (Нет, т. к живя во влажной почве он спасается от высыхания).

Вывод: Глубокое изучение объекта предполагает обязательное изучение его внешней среды.

«Пятиминутка» составлена учителем МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В


«Логическая пятиминутка» № 55

(тренинговая)

Цель. Способствовать овладению умением 3.2.2. Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

На доске написаны ряды слов, обозначающих определенные объек-

ты. Детям дается задание найти лишний объект, обосновать выбор и

назвать общий признак остальных:


  1. Птица, самолет, пчела, машина, бабочка. (Общий признак остальных объектов- летают)

  2. Бук, ясень, ель, ива, клен. ( Общий признак остальных объектов- лиственные деревья)

  3. Канатоходец, акробат, клоун, шут, жонглер. ( Общий признак остальных объектов – цирковые артисты)

  4. Чума, грипп, температура, ангина. ( Общий признак остальных объектов – название заболеваний)





Вывод: слова можно сравнивать на основе определённого признака.

Этот признак называется основанием или аспектом сравнения.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В



«Логическая пятиминутка» № 56

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.2.2. Определять аспект сравнения объектов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

На доске написаны ряды слов. Детям дается задание найти лишнее

слово, обосновать выбор и назвать общий признак остальных слов.


1. Нож, вилка, ложка, шляпа, чашка. (Общий признак остальных объектов – посуда)

2. Трамвай, автобус, трактор, троллейбус (Общий признак остальных объектов – пассажирский транспорт)

3. Бабочка, линейка, карандаш, ластик; (Общий признак остальных объектов – канцелярские принадлежности)

4. Василий, Федор, Иванов, Семен. (Общий признак остальных объектов – имена людей)


Вывод: слова можно сравнивать на основе определённого признака.

Этот признак называется основанием или аспектом сравнения.

«Пятиминутка» составлена учителем начальных классов МБОУ гимназии №12 г. Липецка Мананковой Е.В



16 +7=23

«Логическая пятиминутка» №42

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.2.4. Осуществлять комплексное сравнение




Записаны слова: остров, полуостров

Задание: составить сравнение этих объектов, т.е. определим их различие

1. Назвать данные объекты, дать общее название.

2.Определим аспект сравнения

3.Найдем определение этих понятий

Остров

– участок суши, окруженный со всех сторон водами океана, моря, озера или реки. Самый большой в мире остров - Гренландия площадью 2176 км 2.

Полуостров - участок суши, с одной стороны примыкающий к материку или острову, и с трех других сторон окружен водным пространством.

- Чем же отличается остров от полуострова? (Остров окружен со всех сторон водой, а полуостров с одной стороны примыкает к материку или к острову.)

«Логическая пятиминутка» разработана учителем МБОУ гимназия № 12 г. Липецка Соколовой Татьяной Семеновной.

«Логическая пятиминутка» № 43

(тренинговая)

Цель: Способствовать овладению умением 3.2.4. Осуществлять комплексное сравнение

Даны изображения:

Рисунок 1 Рисунок 2

Задание: мы должны составить комплексное сравнение этих стран.

  1. Дайте общее и конкретное название всем объектам.

(Это страны: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки).

  1. Определите существенные признаки этих объектов (географическое положение, население, столицы, политический строй, политику и т.д) ( Российская Федерация – многонациональное государство, расположенное в двух континентах Европе и Азии. Российская Федерация является крупнейшим по площади государством в мире. Общая площадь 17125407 кв.км. Столица России – город Москва. Государственный язык – русский. Смешанная республика федеративного устройства. Население -146519759 чел. Денежная единица – рубль.

Соединенные Штаты Америки (США) – федеративная республика, состоящая из 50 штатов и федерального округа – Колумбия. Эта страна, расположена в Северной Америке. Столица США - Вашингтон. Территория США составляет примерно 9,6 миллионов кв. км (что является примерно половине площади России). Население США равняется 309 млн. человек. (3 место в мире после Китая и Индии). В США нет государственного языка, но фактически самым распространенным языком в стране является английский язык. Денежная единица – доллар.

  1. Определите основание для комплексного сравнения т.е. общее существенное различие.

Таким образом, мы можем заключить, что и США, и Россия – страны. Они различаются: географическим положением, площадью, населением, государственным языком, денежными единицами, столицами.

Умение выполнять комплексное сравнение необходимо нам не только в школе на уроках, но и в повседневной жизни.




«Логическая пятиминутка» разработана учителем МБОУ гимназия № 12 г. Липецка Соколовой Татьяной Семеновной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!