СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовная лирика Анны Ахматовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Знакомство обучающихся с любовной лирикой А.Ахматовой;
  • анализ и интерпретация стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…”;
  • совершенствование  навыков анализа художественного текста;

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика Анны Ахматовой»

  Любовь в лирике Анны Ахматовой

Любовь в лирике Анны Ахматовой

«Песня последней встречи» Анна Ахматова Так беспомощно грудь холодела,  Но шаги мои были легки.  Я на правую руку надела  Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней,  А я знала — их только три!  Между кленов шепот осенний  Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой  Переменчивой, злой судьбой».  Я ответила: «Милый, милый —  И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи.  Я взглянула на темный дом.  Только в спальне горели свечи  Равнодушно-желтым огнем

«Песня последней встречи»

Анна Ахматова

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем

Анализ стихотворения «Песня последней встречи» История создания  – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер». Тема стихотворения  – ссора и разлука влюбленных. Композиция  – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Жанр  – элегия. Основная мысль -настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их. Метафоры –  «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой». Эпитеты  –  «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Анализ стихотворения «Песня последней встречи»

История создания  – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».

Тема стихотворения  – ссора и разлука влюбленных.

Композиция  – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым.

Жанр  – элегия.

Основная мысль -настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Метафоры –  «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».

Эпитеты  –  «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

В центре произведения лирическая героиня. Она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки. Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри. Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В центре произведения лирическая героиня. Она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри. Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

Сжала руки под тёмной вуалью…  «Отчего ты сегодня бледна?»  — Оттого, что я терпкой печалью  Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь,  Искривился мучительно рот…  Я сбежала, перил не касаясь,  Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка  Всё, что было. Уйдешь, я умру.»  Улыбнулся спокойно и жутко  И сказал мне: «Не стой на ветру».

Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».

История создания  – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым. Тема стихотворения  – разрыв отношений влюбленных людей. Идея - нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами.  Композиция  – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Жанр  – элегия. Стихотворный размер  – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ. Метафоры  –  «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот», Эпитеты  –  «темная вуаль», «ты сегодня бледна».

История создания  – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения  – разрыв отношений влюбленных людей. Идея - нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами. Композиция  – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания.

Жанр  – элегия.

Стихотворный размер  – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры  –  «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,

Эпитеты  –  «темная вуаль», «ты сегодня бледна».

Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за  Гумилёвым .Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.

В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».

Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.

Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.

В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.

Подведение итогов урока . Что открыли для себя на уроке? Какие выводы сделали? Для стихотворений

Подведение итогов урока .

Что открыли для себя на уроке?

Какие выводы сделали?

Для стихотворений

Домашнее задание Домашнее задание:  1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3» 2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4» 3. Написать сочинение «Любовь в лирике А.Ахматовой

Домашнее задание

Домашнее задание:

1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»

2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4»

3. Написать сочинение «Любовь в лирике А.Ахматовой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!