СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина»

МБОУ «Североонежская средняя школа»



Урок литературы в 9 классе



Тема урока:



«Любовь как гармония душ

в интимной лирике А.С.Пушкина»







Автор:

Тимошенко Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Североонежская средняя общеобразовательная школа», стаж 21г.


2014 г.

Пояснительная записка

Тема урока: « Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина»

Место урока в учебном курсе: Данная тема изучается в 9 классе и входит в блок тем, посвященных творчеству А.С.Пушкина, потому что ведущей линией изучения литературы в 9 классе является литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Тип урока: Интегрированный урок (литература+искусство).

Цели урока:

1.Познакомить с интимной лирикой А.С.Пушкина;

2.Формировать художественный вкус, художественно-творческую активность (показать учащимся, что самое умное, чего достиг человек,- умение любить женщину, поклоняться ее красоте; от любви к женщине родилось все прекрасное на свете);

3.Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.

Задачи урока:

1. Учить выразительно читать и анализировать стихи;

2. Учить систематизировать, обобщать, выделять главное;

3. Обогащать и развивать словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка.

Методологическая база:

Данный урок ориентирован на любую программу по литературе для общеобразовательных учреждений и соответствует современным знаниям по данному предмету, так как тема любви в творчестве А.С. Пушкина изучается по всем УМК.

Литература, использованная учащимися, при подготовке сообщений:

1. Гроссман Л. П. «Письма женщин к Пушкину», издательство «Подольская фабрика»,1994г.

2.Кунина В.В. «Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники.В 2-х томах. М. :Правда, 1984 г.

3. Лотман Ю.П. «Биография писателя» Ленинград. «Просвещение» Ленинградское отделение,1982г.

Технологии: ИКТ, технология развивающего обучения, ТРКМ. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций обучающихся (познавательных, социальных, коммуникативных, информационных).

Отличительные особенности предлагаемого подхода:

Главной целью урока являлось рассмотрение интимной лирики поэта. А.С. Пушкин показал, что настоящая любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, учитель должен помочь ученику понять духовную сторону любви. Девятиклассникам, в силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта, еще сложно рассуждать на такие философские темы. Интегрированный урок (литература+искусство) дает возможность формировать такие знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также усилив внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. В современных условиях особенно остро стоит вопрос о формировании мировоззрения подрастающего поколения. Первоосновы нравственности, чувство красоты закладываются именно в школе. Большую роль в этом играют уроки литературы и искусства.

Формы и методы:

  1. Фронтальная, индивидуальная.

  2. Вербальные (рассказ, выразительное чтение, беседа); наглядные (компьютерная презентация, отрывок из художественного фильма), практические (анализ стихотворения).

Подготовка урока:

1. Подобрать материал, литературу по данной теме.

2.Заранее подготовить выступления отдельных учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, проектор, презентация.

Приложения: презентация ( презентация, отрывок из художественного фильма Н.Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль».)

Ход урока

- Звучит отрывок из песни на стихи А.С.Пушкина «Признание». Не случайно наш урок начался с признания в любви, потому что его тема……..

Слайд «Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина»

-Сегодня мы читаем стихи поэта о любви, слушаем ваши сообщения, учимся анализировать поэтический текст. О любви написано много стихотворений. В одном из них говорится:



Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять:

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа или благодать?

Любовь-томленье духа или благодать? Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Может ли человек прожить без любви?

Да, я согласна с вами, что в жизни каждого человека должна быть любовь. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Кому же он посвящал свои стихи?

- Екатерине Бакуниной, Марии Николаевне Раевской, Анне Петровне Керн, писал послания Екатерине Николаевне и Елизавете Николаевне Ушаковым, Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, Амалии Ризнич, Наталье Николаевне Гончаровой….

- Слушаем ваши сообщения.

По ходу рассказа учащихся учитель показывает слайды «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.»

Отрывки из выступлений учащихся:

1. Екатерина Павловна Бакунина (… Пушкин влюбился в Екатерину Павловну Бакунину, сестру своего лицейского товарища , 29 ноября 1815 года. На одном из балов в Лицее А.С.Пушкин был поражен ее красотой. От этой любви он очень страдал и мучился. Однажды встретился с нею на лестнице – онемел. Любовь была безответной. Начинающий поэт, воодушевленный страстью, воспевает Бакунину во многих стихотворениях, одно из которых - «К живописцу»- было положено на музыку и распевалось еще долгие годы после окончания Лицея воспитанниками при встрече…..);

2. Мария Николаевна Раевская ( … Высланный из столицы на юг, где он был гостем у генерала Раевского, Пушкин влюбился в дочь генерала – 14 - летнюю Марию. Ей посвящены стихотворения «На холмах Грузии», «Редеет облаков летучая гряда», «Погасло дневное светило»… Позднее она вспоминала о нем : «Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во все хорошеньких женщин, молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности , он обожал только свою Музу и поэтизировал все, что видел.»)

3. Анна Петровна Керн (… Анна Петровна оставила замечательные воспоминания о Пушкине. Она прекрасно пела. Первая встреча поэта с ней произошла в Петербурге в 1819 году. В 1825 году они встретились вновь. Эти две встречи стали реальной основой стихотворения «Я помню чудное мгновенье»…);

4.Анна Алексеевна Оленина (…В 1827 году Пушкин уехал в Петербург. Его думами и сердцем завладела Анна Алексеевна Оленина, которая остерегалась поэта, но интересовалась им. Она не считала Пушкина «большой партией». Влюблённый поэт посватался к ней, но получил отказ. Но гений Пушкина щедр, и поэт в 1829 г. посвящает Олениной стихотворение «Я вас любил…»….);

5. Наталья Николаевна Гончарова (Встреча с Н.Н.Гончаровой произошла зимним вечером 1828 года, на балу у танцмейстера Йогеля …18 февраля 1832 года состоялась свадьба Пушкина с Гончаровой в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. «Я женат – и счастлив: одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь.». Стихотворение «Мадонна»…)

-Что вы узнали из сообщений ребят?

Любовь, подобно буре, захватывала поэта, давала ему мощный источник вдохновения, лишала его свободы, подчиняла «страстям мятежным», но и, как всякая буря угасала, превращаясь в « погасший пепел». Так было, пока он не встретил Наталью Николаевну Гончарову.

Любовь для А.С. Пушкина - это предмет высокой поэзии. В них он выразил философские представления о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.

Вывод учителя: А.С.Пушкин любил женщин, он воспел Женщину…

- Сплетем поэтический венок поэту . Чтение стихотворений наизусть.

«Я помню чудное мгновенье»

«На холмах Грузии»

« Я вас любил»

«Храни меня, мой талисман»

-Что описывается в этих стихотворениях?

В стихотворениях говорится о чувствах, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Стихотворения «Я вас любил» и «На холмах Грузии» связаны между собой. Основа первого - утверждение, что сердце поэта любит, ибо не может не любить. Во втором раскрывается природа, сущность любви.

-Кто был лучшим чтецом?

Слайд «А.С. Пушкин в музыке».

Более тысячи композиторов, включая современников поэта, обращались к творчеству А.С.Пушкина. Оперы, балеты, хоры, оратории, инструментальные произведения, свыше двух тысяч романсов, музыка к кинофильмам, радиопередачам, составленным по произведениям поэта, - таков диапазон темы « А.С. Пушкин в музыке». Особенно выразительна музыка Глинки, соответствующая стихотворному тексту поэта. В концертном репертуаре С.Лемешева и Ф.Шаляпина особое место занимали романсы на стихи А.С. Пушкина. Послушаем романс в исполнении С.Лемешева.

Помогла ли вам музыка Глинки понять глубину этого чувства?

-Подберем эпитеты к слову любовь.

невысказанная

безмолвная

безответная

последняя

первая

чистая

возвышенная

пленительная

светлая

лучистая

- Любовь воспевали в своих стихотворениях не только поэты, но и живописцы. Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Рафаэля « Сикстинская мадонна»

Слайд Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

-Что изобразил художник?

Мадонна несет своего сына, ее полет невесом - еще мгновение –и она ступит на землю. Она протягивает людям самое дорогое – своего сына. Примите его, он готов за вас принять смертные муки.

Это Бог, он знает, что ждет его в будущем. Он прижался к матери, он не ищет у нее защиты, а как бы прощается с ней.

-Какие чувства пробуждает эта картина? (Добрые).

Существует одна легенда, связанная с этим произведением. Некоторые художники завидовали Рафаэлю. Когда он был в отъезде, они решили погубить незаконченную «Сикстинскую мадонну». Был праздник. У большого храма собралась толпа. Враги Рафаэля выставили бочки с вином и пустили слух, что Рафаэль на своей картине, изображающей Пресвятую с младенцем на руках, нарисовал портрет известной в городе куртизанки. Это вызвало взрыв негодования. Разъяренная толпа ринулась громить мастерскую Рафаэля. Злопыхатели были уверены, что разбушевавшиеся бродяги в религиозном фанатизме уничтожат картину. Вот взломали дверь. На мольберте, прикрытый покрывалом, стоит огромный холст. Фанаты жаждут разрушения, порвать, растоптать…Кто-то поднимается по лестнице к мольберту и срывает легкое покрывало…..

Впервые «Сикстинская мадонна» встретилась с людьми. Она как бы спустилась со своей высоты в эту и радостную, и страшную земную жизнь. Толпа замерла. Замолкли крики. К людям с небес спускалась Мадонна. В задумчивом молчании все покинули мастерскую.

«Сикстинская мадонна» написана необыкновенно просто. На полотне нет следов инструмента. О такой живописи в Древней Руси говорили: «Дымом писано».

Н.М. Карамзин писал, что «Рафаэль выразил в образе Марии красоту, невинность, святость». А.С. Пушкин не был в Италии, но был знаком с творчеством Рафаэля по гравюрам.

-Обратимся к стихотворению «Мадонна». Кому оно посвящено?

(Н.Н.Гончаровой).

Работа с литературоведческим словарем:

Сонет - стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, образующих два четверостишия и два трехстишия. Как правило, темы сонетов: любовь и творчество.

-Слушаем стихотворения «Мадонна». Читает подготовленный ученик.

1.Какие чувства вызывает стихотворение? Восторг, удивление, нежность……

2.Какова тема стихотворения? Любовь.

3. Сколько героинь? Поэт описывает свою возлюбленную и Мадонну Рафаэля.

4. Отметим характерные черты этих героинь… Назовем изобразительные средства:

А) Пречистая и Божественный спаситель:

Она с величием, он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Б) Чистейшей прелести чистейший образец.

Учитель обобщает ответы учащихся.

Эпитет и метафора усиливают черты пленительного женского образа. В сонете «Мадонна» небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом : поэт называет свою возлюбленную «моя Мадонна». Слово «мадонна» в переводе с итальянского –«моя госпожа».

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строфа, состоящая из четырех слов. Два из них, эпитет «чистейший», почти буквально повторяются.

4. В чем смысл такого соседства двух прилагательных? Что ценит поэт прежде всего в своей возлюбленной? (Нравственную чистоту).

-Обратимся к языковым особенностям стихотворения. Какие слова и выражения придают торжественность речи? Устаревшие слова, церковно-славянские слова.

Обитель - место, где кто-то живет

Внимая - слушая, принимать во внимание

Дивился - приходить в удивление

Взирали - смотрели

Ангелы-посланцы Бога

Творец-Бог

Пречистая - Дева Мария

Божественный спаситель - Бог

Ниспослал - послал неожиданно свыше

-Обращают на себя внимание синтаксические особенности данного стихотворения. Сложные предложения, анафора передают взволнованность речи, усиливают наше впечатление.

Какие строчки особенно вам запомнились?

Давайте прочитаем их еще раз….

Какова же идея сонета? Ответы учащихся…..

Учитель обобщает ответы учащихся .

В стихотворении раскрывается сущность большой любви, так как Мадонна сочетает в себе и красоту, и женственность, и святость, и вдохновение, и материнство, и гармонию.

Сегодня мы познакомились со стихотворения великого поэта о любви.

-Какое из стихотворений о любви кажется Вам более сильным, более полно выражающим чувства автора?

Каждое поколение и каждая эпоха утверждают свое понимание гениального поэта. Личность Пушкина уже давно вышла за пределы литературы и времени. Отразив свое видение известной истории через возможности кинематографа, Наталья Бондарчук создала историческую драму « Пушкин. Последняя дуэль», в ее основе лежит невероятная история любви А.С. Пушкина и Натальи Гончаровой и шокирующая летопись жизни и смерти великого человека. Главные роли исполняют Анна Снаткина и Сергей Безруков.

- Посмотрите эпизод фильма и ответьте на вопрос: « Каким изобразила Н. Бондарчук А.С. Пушкина в последние минуты жизни?»

Уставшим от интриг, прощающим обиды, любящим отцом и мужем….

Н.Н. Гончарова подарила А.С. Пушкину четырех детей. На смертном одре он просил ее не выходить три года замуж, а она замуж вышла только через семь лет. Всю свою жизнь она любила и помнила его.

Слайд «Синквейн». Составьте синквейн по теме урока.

Пушкин. 
Вдохновенный, верный.
Страдал, любил, творил.
Любовь-это гармония душ. 
Благородство.

Пушкин.

Чувственный, нежный.

Любит, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Гений.



Домашнее задание:

А) Подготовить выразительное чтение стихотворений по вариантам: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1в.), «Пророк»(2в.).

Б) Индивидуальные задания:

1.Работа с литературоведческим словарем. Найти определения понятий «сквозная тема», «лирическая медитация», «квинтэссенция».

2. Выписать устаревшие слова, церковно-славянские слова и выражения из стихотворения «Пророк» и объяснить их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!