СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Люблю природу русскую. Зима.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - методическая разработка "люблю природу русскую. Зима."

Просмотр содержимого документа
«Люблю природу русскую. Зима.»


                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

                          ВО 2 КЛАССЕ.

Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким.

            (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

Цели.

1.     Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов                    о первом снеге.

2.     Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

3.     Формировать умение сравнивать, анализировать литературные произведения.

4.     Развивать  внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.

5.     Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

6.     Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской природе.

Оборудование. Репродукция картины А.А.Пластова »Первый снег», учебник «Родная речь» 2 класс 1 часть, записи на доске.

                                              ХОД  УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  1 мин.

-Общая готовность рабочих мест.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 5 мин.

 (ребятам было задано  дома составить свои 10 слов из букв, которые составляют название стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог» и записать их в тетрадь по чтению, а если они узнают «новые» для них слова, то должны дать их объяснение и тоже записать в тетрадь)

- Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок с проверки домашнего задания. Откройте свои тетради по чтению.

                                                  

                                                      -2-

-Прочитайте слова, которые вы «нашли» в названии стихотворения Д.Хармса «Очень вкусный пирог

- Значение, каких слов было тебе непонятно?

- Что они означают?

- Ось – земная ось - прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

- Молодцы, ребята, все тетради я соберу и проверю работу каждого.

снег, как вы думаете почему?

- Потому что на улице зима.

- А ещё почему?

                                                    -3-

- Наверное, это слово связано с новой темой.

III. ПОДГОТОВКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. 10 мин.

1. Введение в тему.

-Да, ребята сегодня мы начнём знакомство с новой темой. А как она звучит, кто, как думает?

- Зима.

- На доске точный вариант. Прочитайте. (

- Люблю природу русскую. Зима.

- Произведения, какого жанра могут нам встретиться в этом разделе?

- Стихи, рассказы, загадки, пословицы, сказки.

- Найдите в учебнике эту тему. Какую страницу нужно открыть?

 - 187 страницу.

2. Чтение вступительной статьи.

- Послушайте вступительную статью. Следите за моим чтением по учебнику. (Читает учитель, а дети следят по тексту)

- Ребята, что вспоминает мальчик, услышав слово «зима»?

-Падающие снежинки, ёлку, Новый год.

- Чем стихотворения отличаются от прозы?

- В стихотворениях строчки рифмуются.

3. Чтение загадок.

- Прочитайте самостоятельно загадки на 189 странице  и найдите среди них стихотворные, отгадайте их.

- Снег на полях,

Лёд на реках,

-4-

Ветер гуляет.

Когда это бывает? Это бывает зимой.

- Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная. Это ель.

- Покружилась звёздочка

                                в воздухе немножко,

Села и растаяла

                            на моей ладошке. Это снежинка.

- Ребята, а что общего во всех этих загадках?

- Они все указывают нам приметы зимы.

- Молодцы! Скажите, а какая примета точно говорит о наступлении зимы?

- Выпавший первый снег.

- Правильно. А что вы представляете, услышав слова «первый снег»?

- Это когда вся земля, деревья покрываются снегом.

- Это когда вместо дождя падают снежинки.

- У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Например, нарисовать.

4. Работа по картине А.А. Пластова «Первый снег».

- Ребята,  рассмотрите картину. Её написал Аркадий Александрович Пластов в 1946 году. Называется она «Первый снег».

                                                      -5-

 - Что здесь изображено?

 - Дети, которые наблюдают за падающими снежинками.

- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник?

- Восхищение, радость.

- Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Вы должны подумать, какое стихотворение больше всего подойдёт к этой картине и объяснить почему вы так думаете.

IV. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ.  22 мин.

1.     Стихотворение И.А. Бунина. (чтение учителем)

- Откройте 190 страницу. Возьмите в руки карандаши, следите за моим чтением, под непонятными словами ставьте точку.

- Какую погоду вы себе представили, слушая стихотворение?

- Сначала была буря, а потом выпал первый снег.

- Подберите слова-настроения, наиболее точно передающие чувства и настроения поэта.

- Грустное, задумчивое, печальное. А в то же время радость от того, что выпал первый снег.

- Встретились ли вам непонятные слова? Какие?

- Ярким пурпуром.

- Найдите объяснение в словаре учебника. Какая страница?

- 216. Это значит «красным цветом».

- А ещё, какие слова незнакомы?

- «Вереницею гусей».

- Значит стаей гусей.

- А сейчас прочтём это стихотворение по строке «цепочкой», расставляя паузы и логическое ударение. Взяли в руки карандаши.

                                             -6-

- «Зимним холодом пахнуло» – подчеркну слово «холодом», т.к. на него падает логическое ударение.

- Другие варианты есть? Продолжаем.

- «На поля и на леса». Подчеркну слова «поля, леса», В конце строки большая пауза.

- «Ярким пурпуром зажглися» - подчеркну «пурпуром»

- «Пред закатом небеса» - большая пауза, подчеркну слово «небеса».

- «Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, подчеркну слово «буря».

- «А с рассветом на село», - маленькая пауза, подчеркну слово   

  « село».

- «На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой и подчеркну слова «поля», «сад».

- «Первым снегом понесло…» - большая пауза, подчеркну слово «первым».

- « И сегодня над широкой» - подчеркну слово «сегодня».

- «Белой скатертью полей» - подчеркну слово «белой».

- «Мы простились с запоздалой» - подчеркну слово «простились».

- «Вереницею гусей». – подчеркну слово «гусей».

2. Стихотворение К.Д. Бальмонта.

- А теперь послушайте ещё одно стихотворение о первом снеге, его автор К.Д.Бальмонт. Следите по учебнику за моим чтением, отмечая непонятные слова.

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Мне очень понравилось это стихотворение, потому что оно точно рассказывает о снежинке.

- Прочитайте это стихотворение самостоятельно.

- Какой день вы себе представили?

- Ясный солнечный день, безветренный, морозный.

- Почему? Докажите словами текста.

- Высь лазурная, блистающие лучи, а снежинка скользит и земли касается.

- С чем сравнивает автор снежинку?

- Со звездой.

- Самостоятельно подготовьте стихотворение для выразительного чтения и подготовьтесь читать его вслух.

                                                    -8-

 

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

- Катя, ты хорошо подготовила стихотворение для чтения, выбрала правильную интонацию, отметка «пять».

                    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 мин.

 (Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского).

- Ребята, под музыку исполняем танец снежинок.

 

 

                                                      -9-   

3.Стихотворение Я.Л.Акима.

- А с этим стихотворением мы знакомы с первого класса, поэтому прочтите его самостоятельно и подготовьтесь читать его выразительно вслух.

- Какое настроение передаёт автор?

- Радостное, весёлое, такое прекрасное.

- Прочитаем хором, медленно и чётко проговаривая все слова, этого стихотворения.

Утром кот

принес на лапках
Первый снег!

Первый снег!
Он имеет

Вкус и запах,
Первый снег!

Первый снег!
Он кружится,

Легкий,

Новый,
У ребят над головой.
Он успел

Платок пуховый
Расстелить

На мостовой;
Он белеет

 Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,

-10-

Очень скоро
Полетят салазки

С горок,
Значит, можно будет

Снова
Строить крепость

Во дворе!

- Ребята, вы прочитали целым словом, дружно, одновременно. Молодцы!

4. Сравнение стихотворений.

- А теперь давайте сравним все три произведения. Скажите, что в них общего?

-У них одинаковый жанр – стихотворения.

- А ещё что?

 - Они рассказывают о первом снеге.

- Скажите, одинаково ли изображён первый снег в этих стихотворениях?

- Одинаково. Он лёгкий, новый, укрыл землю.

- А чем эти стихотворения отличаются?

- Их написали разные поэты.

- А какое настроение было у поэтов, писавших эти стихотворения?

- Тоже разное: грустное, спокойное, весёлое.

- Как вы думаете, какое из стихотворений подходит к картине А.А.Пластова? Почему?

- Я думаю, что первое.  Здесь изображено утро, красное небо.

 

                                                    -11-

- Я тоже думаю, что первое, т. к.здесь подходят слова «снегом понесло».

- Молодцы, ребята, вы правы.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 1 мин.

- Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина или К.Д. Бальмонта, кто захочет можете придумать рассказ о первом снеге и записать его в тетрадь по чтению.

VI. ИТОГ УРОКА.  1мин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!